28 марта 2025, Пятница, 14:57
Магия кино: как создаются фильмы

Театр считается более сложным искусством, чем кино, и от актеров игра на сцене действительно требует больше подготовки и отдачи – невозможно сделать дубль, исправить ошибку и выбрать лучший вариант для монтажа. А вот процесс закадровой подготовки в театре выглядит проще: одна сцена, которую нужно только переоформить, фиксированный набор технических приспособлений, постоянный состав труппы. Не нужно искать локации, перевозить тонны аппаратуры, получать разрешения на съемки.
Киносъемка же – процесс длительный, кропотливый и технически сложный. Например, для того, чтобы включить в фильм трехсекундную сцену выстрела, художник-постановщик и реквизитор должны найти нужное оружие (соответствующее эпохе, стилю и сюжету), фокус-пуллер и гафер – обеспечить световой акцент. Операторы выставят камеры. Фоли создадут нужные звуки – не только выстрел, но и скрип, скрежет металла, шелест одежды актеров. Возможно, подключится группа создания визуальных спецэффектов.
Над созданием каждого фильма трудятся огромные съемочные группы, но далеко не обо всех работающих за кадром мы хотя бы слышали. Вместе с мобильным оператором T2 разбираемся в необычных кинопрофессиях и делимся забавными историями со съемок известных картин. Все фильмы доступны для домашнего просмотра в высоком качестве благодаря подписке MiXX, которая объединила сразу три популярных онлайн-кинотеатра.
- Локейшн-скауты
Именно с них начинается процесс кинопроизводства – с людей, которые подбирают локации для съемок, опираясь на сценарий, требования режиссера, сроки и, конечно, бюджет.
Со стороны работа выглядит как многочисленные поездки по всему миру и бесконечные экскурсии. Локейшн-скауты действительно много времени проводят в разъездах, постоянно фотографируют и снимают видео, ведь важно оценить естественный уровень шума и инфраструктуру местности, зафиксировать, как падает свет в разное время суток. Безусловно, нужно обладать профессиональной насмотренностью, чтобы в Тверской области быстро найти практически сибирский лес для съемок «Девчат» (0+), а в Риге – новый дом для английских сыщиков («Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Знакомство», 12+).
Зарубежные специалисты часто применяют смекалку в поиске мест для киносъемок. Например, одной из площадок для Гэвина О’Коннора («Воин», 12+) стала заброшенная парковка на окраине Питтсбурга в Пенсильвании – благодаря художникам-постановщикам она превратилась в военный лагерь в Ираке.
Помимо поиска, локейшн-скауты отвечают за аренду, страховку и многочисленные разрешения: на проведение съемок, в том числе в ночное время, использование специальной кинотехники и перекрытие дорожного движения, если речь идет о городских улицах.
- Ассистенты по реквизиту
Ассистент по реквизиту отвечает не за какие-то конкретные предметы и их размещение, а за всю обстановку в кадре, вплоть до мельчайших деталей. Он должен изучить множество справочных материалов, чтобы достоверно воссоздать на экране страну и эпоху, сделать картинку живой и узнаваемой.
Иногда визуальной точности приходится добиваться дополнительными ухищрениями. Для съемок «Унесенных ветром» (12+) было сшито 1200 мундиров армии конфедератов-южан – и все их пришлось вручную состарить: костюмеры и реквизиторы терли костюмы о песок, пачкали в грязи и оставляли на ткани «ссадины» металлическими щетками.
Кстати, именно ошибки ассистентов по реквизиту так любят подмечать внимательные зрители. Так, в «Бриллиантовой руке» (18+) одна из сцен была снята на фоне шахты лифта. Однако семья главного героя Семена Горбункова живет в типовой пятиэтажке, лифтов в таких домах не было. А в «Игре в имитацию» (18+) герои в 1940-х годах пользуются жидким корректором для замазывания текста, но это средство было изобретено только в 1953 году.
- Художники по спецгриму
Чем занимаются гримеры, знают все. А в чем разница между обычной подготовкой актеров к съемке и спецгримом? Состаривание и омолаживание, дефекты кожи, измененные черты лица, пластический грим, превращающий людей в любых фантастических существ, и даже сочетание грима со спецэффектами, например, микропиротехникой для имитации попадания пули – все это дело рук художников по спецгриму. Они буквально создают новые лица, меняя актеров до неузнаваемости.
Кстати, не только двуногих: пса, игравшего легендарного Хатико («Хатико: Самый верный друг» (0+), тоже «состаривали» гримом. А в фильме Никиты Михалкова «12» (18+) художники по гриму помогли в создании забавной сцены: персонаж Юрия Стоянова показывает фотографию мамы, но, если присмотреться, можно догадаться, что на фото он сам, только хорошо загримированный.
- Кранмейстеры и операторы стедикама
Система «Стедикам» широко используется в киноиндустрии для стабилизации камеры в движении. Сегодня трудно представить съемки любого активного эпизода без операторов со стедикамом. Узнать таких специалистов на площадке просто – они буквально единое целое с камерой: она крепится к торсу, оператор может свободно перемещаться в любом направлении, а четкость изображения не страдает благодаря амортизирующей конструкции.
Не менее важный на площадке человек – кранмейстер. Он отвечает за работу операторского крана: монтирует, помогает устанавливать камеру, отвечает за технику безопасности и движение стрелы с камерой. Съемка с кранов незаменима при создании эпичных массовых сцен и съемке трюков, а когда-то так снимали невесомость. Например, в легендарном «Солярисе» (12+) Андрея Тарковского на одном кране был закреплена камера, а на другом – актеры.
- Фоли
Фоли-артисты создают синхронные шумы – шаги, стуки, скрипы – для оформления и оживления фильма. Сложные звуки, если не записаны вживую, сегодня создаются с помощью компьютерных технологий, а вот за шорох одежды, тихое бряцанье ключей или правдоподобное шуршание фантика в кармане по-прежнему отвечают люди.
Фоли обладают тонким слухом и богатым воображением. В их руках старая посуда может зазвучать как рыцарское оружие, а обычная подушка поможет зрителю ощутить силу порыва ветра. Некоторые звуки были и вовсе изобретены фоли-артистами, ведь в реальном мире не существует издающих их предметов или материалов. Например, звук трансформации Т-1000 в фильме «Терминатор 2: Судный день» (18+) – это погружение микрофона, обтянутого тонким латексом, в овсяную кашу.

Изображение сгенерировано нейросетью / Пресс-служба Т2
В киноиндустрии немало еще интересных профессий – гаферы, работающие со светом, операторы всех видов камер, каскадеры, костюмеры, монтажеры. Благодаря их работе мы можем наслаждаться любимыми фильмами.
Признаемся, к концу материала автору очень захотелось в кино. К счастью, пересмотреть любимые картины или оценить премьеру сегодня можно и дома, в любое удобное время. Новинки и классика, цветные и черно-белые, со спецэффектами и без – на интернет-платформах есть фильмы на любой вкус.
Сделать просмотр еще комфортнее поможет подписка MiXX от T2, которая объединяет три крупнейших онлайн-кинотеатра и предоставляет широкий выбор видеоконтента – 26,1 тысячи единиц. Подписку легко подключить и можно наполнить по своему вкусу, например, добавить в личный микс музыкальные сервисы, дополнительные гигабайты интернета, скидки в любимых магазинах и многое другое.
erid: 2VSb5xmzJt8
Реклама. ООО «Т2 МОБАЙЛ». ИНН 7743895280.
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle