22 января 2025, Среда, 06:17
Наследники Чертова: фрагмент кирпичной кладки брянского монастыря стал укором
Уцелевшая часть кирпичной кладки брянского монастыря стала укором разрушителям и уроком для поколений. Он особенно важен сегодня, когда Россия ведет борьбу не только с неофашизмом, но и с его пособниками внутри страны.
Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь, которая расположена в Брасовском районе Брянской области, возникла в незапамятные времена. Она занимала одно из важных мест среди русских православных обителей, хотя несколько раз подвергалась разорениям.
После Смутного времени, когда разрушительную роль сыграли польский король и ляхи (разве не ту же роль играет сегодня Польша?), обитель тоже была возрождена трудами монахов.
Богородицкий монастырь был возведен на месте обретения иконы Царицы Небесной. В память обретения иконы в 1579 году установлено празднование Казанской иконе Божией Матери 8/21 июля.
Как рассказывают монастырские летописцы, Комарицкая волость, куда входили земли монастырские, в XVII веке населялись пришлым народом и прославилась буйным поведением своих жителей:
«Притеснения со стороны крестьян вынудили отца Прокопия искать милости и защиты у молодого Государя Михаила Феодоровича в Москве, куда иеромонах вместе с двумя иноками прибыл в 1620 году. Отец Прокопий был радушно принят и получил у царя дозволение на возобновление древней обители и построение святого храма, на которое создание, как пишет игумен Серапион, была дана Его Святейшества храмозданная грамота, с приложением к ней личной печати Патриарха Московского Филарета Никитича Романова, отца Государя…»
Однако крестьяне, самовольно захватившие земли вокруг Площанского монастыря, снова стали досаждать его насельникам. Крестьянин Рыбальский по прозвищу Чертов, отличался от прочих особой жестокостью: он не гнушался прибегать к побоям священнослужителей, угрожая им расправой, глумясь над верой православной и монастырскими святынями. Все это очень похоже на действия сегодняшних «воинствующих атеистов».
В 1899 году брасовские имения перешли во владение Великого князя Михаила Александровича Романова. Усадьба обрела огромный парк с фонтанами, водопровод, телефон и телеграф, были построены конный двор для разведения орловских рысаков, два винокуренных завода, маслобойня, механический завод, полтора десятка мельниц, пенькозавод , несколько лесопильных предприятий.
Великий князь Михаил Александрович неоднократно заезжал в монастырь поклониться его святыням.
К началу XX века Площанская пустынь считалась одной из самых благоустроенных обителей России. Прекрасная старая липовая аллея вела к главному храму обители − огромному Казанскому собору с трехъярусной колокольней и старинными часами, отбивавшими даже минуты.
Как и сейчас, в дни СВО, православные монахи защищали Россию молитвой и делом.
В сентябре 1915 года «Вестник военного и морского духовенства» опубликовал корреспонденцию «Нового времени» о гибели священника 289-го пехотного Коротоякского полка и благочинного дивизии, площанского иеромонаха Евтихия (Тулупова). Отряд, в котором служил отец Евтихий, был окружен неприятелем и контратакой пробивал себе путь к русским позициям. Маленький, с большой седой бородой, − писал корреспондент «Нового времени», − с лицом детской доброты и веры, отец Евтихий вышел с ротами из опушки леса, держа крест над головой, прошел под ожесточенным огнем неприятельской цепи и пошел далее. А за ним вперед побежали другие. Пуля противника ранила батюшку в плечо. Его тут же перевязали, и он опять пошел вперед, пока не упал навзничь, лицом к тому небу, в глубине которого, он верил, живет Бог и все Его святые.
После переворота, совершенного в 1917 году, наступили, по словам Ивана Бунина, «окаянные дни». Монастырь был в ноябре 1924 года закрыт и разграблен до основания. Из храмов остались не взорванными два − Казанский собор и храм Сошествия Святого Духа. На территории монастыря образовали коммуну «Пчела». В 1930 году тридцать площанских монахов, которые скрывались от преследований властей по окрестным деревням, подверглись аресту и впоследствии разделили участь многочисленных узников совести.
Последним площанским старцем был прозорливец и мученик монах Герман. Незадолго до переворота революции 1917 года он не выпускал братию из храма:
«Чтобы не замолк молитвенный глас! Скоро все будем собираться в путь».
Однажды к нему пришел молодой газетчик, предложивший:
«Батюшка, давайте я куда надо напишу, что церкви закрывают и бесчинствуют».
Но старец «упал на живот и пополз, как червь, на чреве», говоря:
«Если хочешь спастись, будь тише воды, ниже травы».
В середине 20-х годов старца Германа арестовали чекисты, чей предводитель мечтал убить всех русских, хотя его портреты до сих пор можно увидеть в государственных кабинетах. Прозорливца избивали и пытали, привязывали к лошади и таскали за ней по земле, а потом отправили в психиатрическую больницу. День своей смерти он предвидел:
«По наущению диавола меня должны отравить. Но вы не ищите правды, не дознавайатесь. Я духовно не умру».
В январе 1943 года митрополит Сергий добился фактической легализации православия, при правительстве СССР был создан специальный совет по делам Церкви. Тысячи священников и монахов, отбывавших наказание в ГУЛАГе, были освобождены из заключения. В Брянской области в военные годы самоорганизовалось более восьмидесяти приходов.
Однако начавшееся религиозное возрождение было прервано после секретного постановления ЦК КПСС от 4 октября 1958 года. По всей стране стали закрывать монастыри и храмы. С 1958 по 1962 годы было снято с регистрации 4828 церковных общин. В Брянской области их число сократилось до двадцати восьми.
Комсомольцы совхоза «30 лет ВЛКСМ», созданного на базе коммуны «Пчела», требовали закрыть приход, и на храм Площанской пустыни в 1962 году повесили замок по «желанию трудящихся». Директор совхоза приказал закопать древний Николаевский источник. Монастырские строения уничтожали, дармовой кирпич от стены обители пустили на постройку сараев и печей. В Казанском соборе установили инкубатор, вандалы попытались взорвать Казанский собор, но смогли разрушить только два яруса.
Возрождение монастыря началось около тридцати лет назад, а собор решили восстанавливать в 2013 году. Работы шли долго − десять лет.
Было принято мудрое решение − оставить на входе часть древней кирпичной кладки. Краткая надпись поясняет, что ей почти три века. Она пережила разрушителей, хотя на смену им пришли новые, которые выступают с не менее агрессивными речами, чем их предшественник − Рыбальский по кличке Чертов.
Максим Казаков
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle