25 декабря 2024, Среда, 06:01
Ужасы брянского социализма: жить и состариться в очереди
В последнее время предательское племя приободрилось. Идет спецоперация, стране тяжело, герои сражаются в Донбассе, Курской, Херсонской областях и других местах. Именно в это время, когда общество нуждается в сплоченности, государству наносят удары в спину. Наносят либералы новой волны и последователи либералов начала прошлого века − большевиков, эсеров, кадетов и так далее. Так было во время Первой мировой войны. Россия воевала − и ей ударили в спину предатели, выкормленные страной, получившие в ней образование. Предатели и их зарубежные коноводы. Тогда страна рухнула.
Чего добиваются нынешние предатели? Того же. Независимо от того, как их партии называются, какие знамена они поднимают и какие речи произносят.
Для убедительности рассказывают сказки о хорошем социализме, где все было якобы бесплатным − образование, медицина, квартиры… Только до сих пор не могут ответить, кто же оплачивал эту бесплатность. Не народ ли своим трудом, а иногда − и кровью?
Но была и еще одна сторона у «бесплатности». Дармовое жилье? В прошлом году «Брянские новости» рассказали удивительную историю. Суды в Брянской области отказали местной жительнице, которая более 50 лет пыталась получить квартиру от государства. Ту самую, которая была гарантирована ей прежней властью, сладкоголосыми либералами. Женщина стояла в очереди Бежицкой районной администрации Брянска с 12 августа 1970 года. Суд направил в районные администрации Брянска судебные запросы, чтобы выяснить, какие еще есть очередники. Согласно информации Володарской районной администрации Брянска, в администрации на учете есть один человек, ждущий жилье с 1965 года − со времен почти развитого социализма. В Фокинской районной администрации Брянска ответили, что у них есть 5 человек, которые ждут жилье с 1963, 1964, 1965 и 1967 годов. В Советском районе Брянска состояли на учете 10 человек, которые ждали жилье с 1962, 1965, 1967, 1968, 1970 годов.
Таким образом, как отметил суд, из ответов районных администраций Брянска следует, что обратившаяся за справедливым решением женщина не является очередником под первым номером. В итоге первая инстанция отказала истице. Решение районного суда поддержала и судебная коллегия Брянского областного суда. Было отмечено, что доводы жалобы истца на длительное нахождение в очереди на предоставление жилья не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания отмены правильного по существу решения. Нарушений норм материального и процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не было установлено. В итоге истице было окончательно отказано…
Но «бесплатность» была не только такой. В красках она была изложена брянским собкором газеты «Труд» в 2003 году. Понятно, что либерал-социалисты скажут, что это исключение. Нет, «бесплатность» растягивалась для большинства жителей страны на десятилетия, и свидетельствовать о такой «справедливости» могут десятки миллионов человек. Об этом − грустная давняя история.
ЖИТЬ И СОСТАРИТЬСЯ В ОЧЕРЕДИ
Жители Брянска ждали гарантированного социализмом бесплатного жилья с 1960 года
– Чтоб он провалился, этот козлиный дом! − в сердцах бросает сорокалетняя Расина Леонидовна, дочь Тамары Ашихминой.
Почему называет трущобы козлиными, и сама не ведает, но один обвал уже случился нынешней осенью. У соседки Елены Чудаковой, которая обитает в полуподвале, считающемся первым этажом, ночью рухнул стояк печи. Как-никак, с послевоенной поры служила печь, и хорошо, что посыпались кирпичи ночью, а то придавило бы ребенка. Пришел каменщик из домоуправления, обмазал стену, к которой прилегал стояк, раствором, и собрался восвояси.
– А печку будете класть?
– Печку тут нельзя сложить.
Декабрь, полуподвал, сырость, крысы, гора кирпича у входа, безмолвие служащих домоуправления. Как будет зимовать, Елена Чудакова не знает. Она уже и не ропщет. Жильцы дома, который расположен в исторической части Брянска, знают: для кого-то – время, для них – безвременье.
Тамара Ашихмина поселилась в крохотной комнатке в 1965 году, а в жилищную очередь районного исполкома советской власти стала еще в 1960. Тогда ей не было и 23 лет. Сейчас таких безвременно ждущих четыре человека. Тех, кто занял очередь в 1961 году, – уже 25. Ну а дальше древо списков расширяется в той же пропорции. В десятиметровой комнатке Ашихмины жили вчетвером. Тамара Николаевна работала кладовщицей на ликеро-водочном заводе, а муж – в колонии. Ни там, ни здесь жилья не обещали, и исполкомовская очередь была единственной надеждой. Девять человек толклись на шестиметровой кухоньке. Ни ванной, ни центрального отопления. Когда дети выросли, теснота стала особенно тяжкой. Ашихмина принялась обивать пороги властных кабинетов, а потом решилась жаловаться в Президиум Верховного Совета СССР. После этого председатель горисполкома выписал бумагу: гарантируем выделение жилья в 1980 году. Тамара Николаевна бережет эту липовую гарантию как примету развитого социализма.
После олимпиады пришла к градоначальнику напомнить о себе, а он заявил, что ничего не обещал. Ашихмина – к прокурору, но и тот опечалил:
– Запомни, с властью не судятся.
Через восемь лет позволили занять еще одну освободившуюся десятиметровую комнату, но к той поре у дочери Расины уже была своя семья. Ютились всемером, причем сын Ашихминой заболел туберкулезом, и его соседство с малолетними племянниками стало опасным для них. Тамара Николаевна бегала по чиновникам до той поры, пока два года назад с ней не случился инсульт. Тогда бумажную эстафету приняла Расина. Не счесть числа визитов к чиновникам и челобитных, отправленных в разные ведомства.
– Я только недавно смогла второй диван купить, дети на нем валетом спят, а раньше сына в кресле укладывала, − говорит Расина. – Уроки учат на кухне, а там печки нет. Сквозняки, мыши из щелей лезут. В полуподвале под нами никто больше не живет, зимой там так холодно, что замерзает водопровод. Прошлой зимой не знали, что и делать. Ни постирать, ни помыться. В баню детей отвести – 52 рубля? При наших доходах не разгуляешься.
Наконец недавно Тамаре Ашихминой сообщили, что ей и мужу дают однокомнатную квартиру. Но переехать туда не смогла, так как после инсульта нуждалась в уходе. Да и не выход это, ведь семье дочери пока лишь обещают жилье. То вместе с братом предлагали переселиться в освободившиеся по соседству трущобы, то две комнаты на четверых посулили.
В пролетарском районе Брянска – Бежицком очередь начинается с 1964 года. На просьбу назвать несколько адресов состарившихся в жилищной очереди горожан начальник жилищного отдела Бежицкой администрации Галина Смолоковская ответила отказом, хотя списки висят в коридоре администрации и секретом не являются:
– Я не знаю, зачем это вам нужно. Я не знаю, как посмотрят на это сами очередники.
Такая ревность понятна. Сорокалетняя очередь – это позор власти. Не припомнят горожане, ждущие манны социалистической с хрущевских времен, чтобы чиновники хоть раз бросились на амбразуру ради торжества бесплатности. Хотя ее-то как раз никто не отменял. Как говорит заместитель начальника жилищного департамента областной администрации Андрей Каманин, социалистический порядок получения жилья остался неизменным:
– Однако одни муниципалитеты имеют средства для строительства квартир, у других такой возможности нет.
У Брянска казна пуста. Хотя за последние годы город продал и заложил все, что только возвышается над Десной, такая суетливая коммерция почему-то не повлияла на самую острую проблему. Власти не смогли отстоять даже такое простое и общепринятое условие, как шестипроцентное отчисление жилья фирмами, которым дают участки под строительство домов. Ссылаются на то, что прокуратура опротестовала это положение. Вместо него якобы применяют другие приемы, но прибыток все равно ничтожен. По словам первого заместителя главы Брянска Анатолия Гореликова, в нынешнем году город за счет отчислений получит меньше тридцати квартир. На общую очередь, в которой несколько тысяч человек, вряд ли что-то выделят, потому что часть площади придется отдать по решению судов – для репрессированных граждан или льготников.
– Чтобы снести ветхие дома, городу нужно построить 75 тысяч квадратных метров жилья, − говорит Гореликов. − Эта тема вообще безразмерная. На бесплатные квартиры большинство горожан уже рассчитывать не могут. Где выход? Мы пытаемся через арбитражные суды получать отчисления от строительных фирм. Федеральный бюджет под снос ветхого фонда тоже посулил денег, но расходы регионов при этом должны быть гораздо больше – около 70 процентов. Ясно, что не всякая область такую задачу одолеет. Думаю, что самое разумное – развивать ипотечное строительство.
Итак, прощай социалистическая бесплатность? Похоже, так. Сожалеть уже бессмысленно, потому что это неизбежность нового строя. Но еще можно отдать последние долги. Чиновников очередники раздражают: иждивенцы. Однако справедливее было бы назвать их детьми социализма. Последними детьми, которые нуждаются в снисхождении.
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle