27 февраля 2024, Вторник, 06:17
Как граждан отставили один на один с производителями отравы
Время от времени управление Россельхознадзора сообщает брянцам о выявлении поддельных продуктов. Больше всего их производят в других областях. Такая пища опасна, но к этой опасности людей приучили. Для этого потребовалось время и сомнительные решения. Отказ от ГОСТов был одним из них. Вместо того, чтобы оставить жесткие стандарты для тех продуктов, которые люди едят всегда, просто смахнули все барьеры безопасности.
К 2004 году доля фальсификата на продовольственном рынке страны достигла 80 процентов. Казалось бы, государство должно было объявить, что ставит щит перед потоком отравы и не позволит больше производить и торговать водкой и колбасой сомнительного качества. Однако все вышло иначе.
С 1 июня 2004 года согласно приказу тогдашнего главного государственного санитарного врача Геннадия Онищенко в России запретили продавать пищу, в которой доля генетически модифицированных продуктов превышает 0,9 процента. Ранее эта граница обозначалась пятью процентами, тогда как в европейских странах не превышала одного. В России превзошли европейцев смелостью эксперимента, хотя он был нужен вовсе не ученым, а оптовым поставщикам генетически измененной сои, картофеля, томатов и прочей неизвестности. Но удивительнее всего то, что приказ Онищенко был заведомой пустышкой. Он не мог обезопасить население от продуктов, которых не знала природа. Оказывается, в стране не было методики определения количества той же искусственной сои в колбасе или иной еде. А что это означает?
В Брянской области в то время существовала полезная организация − торговая инспекция, которую возглавлял Анатолий Блинов. Так вот, выяснилось, что ни граждане, ни ведомство просто не смогут подать в суд ни одного иска с требованием наказать поставщиков колбасы или кетчупа, в которых будет даже 90 процентов генетически измененных продуктов.
Государство оставило тогда себе только две обязанности на продовольственном рынке: следить за тем, чтобы никто не травился, и требовать на этикетках информацию о составе того, чем людей потчуют. Причем даже в том случае, если сведения напечатаны шрифтом, который можно прочесть лишь под микроскопом, никто не мог предъявить претензии производителям. Государства отказались от сплошного «гостирования» товара, от ГОСТов. Рассчитывали на добросовестность поваров и разборчивость покупателей. Однако выяснилось, совесть у кулинаров спрятана под белыми колпаками или в кошельке, а поголовная грамотность не мешала населению поедать то, от чего собаки и кошки воротят носы.
В Брянске тогда случился скандал, связанный с проверкой мясного рынка ветеринарами, торговой инспекцией и управлением цен областной администрации. Как выяснилось, колбаса сплошь и рядом продавалась без подтверждающих ее качество и безопасность документов. «Докторская», «Ностальгия по Докторской» сосиски производства белорусского предприятия содержали «незначительное количество мясного сырья». Его заменили кожей и «ее производными», костной тканью и слюнными железами. Ветеринарно-санитарная экспертиза забраковала много мяса, молокопродуктов, рыбы, растениеводческой продукции. Самые распространенные претензии − посторонний запах, повышенная кислотность и прогорклость, признаки порчи и истекший срок реализации, а также отсутствие маркировки. У каждого четвертого нарушителя отсутствовали документы. Материалы проверки производителей колбас были отправлены в Госстандарт. Примечательна была реакция торговцев, которым запретили торговать суррогатом. Они возмутились и заявили: а вы думаете, брянские производители безгрешны?
Искушенные покупатели знают, что такое ГОСТ, и даже иногда пытаются отыскать его на этикетках. Но обратите внимание на ГОСТ майонезов или кетчупов. Везде одни и те же цифры, а вот состав сырья может сильно разниться. То есть и ГОСТ − не указ. Что же касается ТУ, то здесь вообще темный лес. ТУ сейчас лучше толковать не как технические условия, а как Тайные.
Если раньше органы госстандарта вникали в кухню, то сейчас лишь изготовитель, да в некоторых случаях санитарная служба знают, что намешано в котле, где варится колбаса или иной продукт. ТУ – это, оказывается, интеллектуальный продукт, коммерческая тайна.
В «сгущенном молоке» с той поры стали выявлять растительные жиры и даже останки морских животных. Медики уже давно советуют подальше держать от детей чипсы и кондитерские изделия с годичными сроками годности: то, что не по силам даже бактериям, тем более не годится для человека.
В промышленной группе товаров, как утверждают специалисты, доля подделок тоже огромна. Примечательно, что известные мировые производители, чьи торговые марки используют фальсификаторы, не желали участвовать в экспертизах. Казалось бы, они должны охотно подтверждать, что товар с их маркой на самом деле является подделкой, но не исключено, что и сами именитые производители были «в доле», а часть низкопробного товара – их собственный брак или же выпущен на нелегальных «дочерних» фирмах.
К счастью, солидные российские компании начали дорожить своей маркой и бьются за качество продуктов, которые выпускают по своим техническим условиям. Иное дело, что и они стали заложниками технологий выращивания урожая, которые сейчас применяются. Далеко не всегда их можно признать экологичными. Собственно, поэтому правительство России стимулирует «зеленое» производство.
Самым простым выходом по-прежнему остается собственный огород или дача − они не обманут, хотя и требуют немалого труда.
Во времена СССР все стандарты были обязательны для применения. Сегодня производители добровольно применяют их. Считается, что на страже качества сейчас стоят Технические регламенты Евразийского экономического союза, которые устанавливают минимальные требования безопасности. Технический регламент приравнивается к закону. Декларированию по ТР подлежит вся пищевая продукция. Но кто может гарантировать, что этого достаточно? Никто.
Некоторое время назад «Брянские новости» обратились на одно из хлебных предприятий с просьбой объяснить, зачем в батоны добавляют пальмовое масло. Полагаете, его перестали использовать? Нет, просто с той поры пишут на этикетке «растительные масла».
Нужен возврат к жестким обязательным ГОСТам на самые нужные продукты. Человек должен знать, что по меньшей мере какая-то еда не нанесет ему вреда. Как это сделать? У брянцев есть слуги народа − депутаты Государственной думы. Избиратели имеют право потребовать от них защиты своего здоровья через законодательные инициативы.
Дмитрий Данилов
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle