20 декабря 2023, Среда, 06:17
У исследователей снова пробудился интерес к самой древней брянской лодке
У историков снова пробудился интерес к самой древней брянской лодке. Появилось несколько публикаций, посвященных «челну Ильи Муромца».
Речь идет о средневековой лодке, которую нашли возле Вщиж более 22 лет назад. Сейчас она находится в Брянском краеведческом музее.
Как у всякого заядлого рыбака, у жителя брянского села Вщиж Валентина Баранова были свои заветные места. Одно из них он облюбовал по той причине, что очень удобно было стоять с удочкой на бревнах, торчавших прямо из берега Десны. Жарким летом 2001 года река обмелела, бревна оказались над водой. Когда же во время дождя поток смыл с них камыш, Валентин Семенович обомлел: придавленная почти пятиметровой толщей земли, в реку рвалась почерневшая дубовая лодка, выступавшая из берега шагов на шесть. Где-то, быть может, прошли бы мимо находки или попытались растащить мореный дуб по щепочкам, но жители Вщижа (а сюда на лето любят приезжать и художники) знают, что живут на месте славного древнерусского поселения. Несколько десятилетий назад здесь трудились археологи под руководством академика Рыбакова. Многие реликвии, обнаруженные в этих местах, позже нашли приют в Московском Государственном историческом музее. Поэтому сосед Баранова тем же днем поехал в Брянск и сообщил сотрудникам краеведческого музея о любопытной находке. Поначалу у тех возникло опасение, что рыбак обнаружил все-таки обычное бревно, а не лодку, но, великими трудами собрав деньги на автобус, выехали во Вщиж.
Увидев находку, ученые ахнули: их взору престало не просто суденышко , а уникальный челн сложной конструкции. Мало того, что он выдолблен из цельного дуба, внутри были установлены шпангоуты, изогнутые каким-то древним способом. Одна сторона челна сохранилась плохо, потому что его придавил берег.
Когда начали расчистку, поняли, что лодка уходит далеко в глубь берега, и нам вчетвером не справиться, – рассказывал археолог. − Работы решили приостановить, потому что распиливать челн было бы варварством, хотя предлагали и такое. Помогло управление культуры, начальник которого понял, что находка действительно уникальна. Мы получили трейлер и другую технику, а непосредственно в раскопках участвовали солдаты войсковой части, расположенной в городе Сельцо. И, должен, сказать, им работа была не в тягость. Напротив, ребята были в восторге от того, что смогли прикоснуться к истории.
Когда девятиметровый челн поднимали, он растрескался на несколько частей. Выяснилось, что корма его, находившаяся в земле, сгнила, то есть лодка была еще длиннее. Хорошо сохранилась носовая часть: дуб проморился в воде, и теперь ему уже ничего не повредит. Как челн мог оказаться в этом месте?
Археологи утверждали, что нанос толщиной четыре с половиной метра за сто – двести лет никак не может образоваться. Более того, челн прикрывали четыре дубовых доски – остатки древней пристани. Здесь же нашли кленовые гвозди. По сути, это единственное место на берегу, от которого можно плавно подняться к бывшему княжескому городу, поскольку везде берег обрывистый. Только отсюда можно было перенести поклажу в город. Все эти обстоятельства позволяли предположить, что челн использовался во время княжества Вщижа, то есть в двенадцатом – тринадцатом веках. Лодка имеет достаточно раннюю конструкцию, хотя при этом она сложнее челнов, которые представлены в Государственном Историческом музее. Это уже не корытце длиной четыре метра, которые археологи находили до сих пор, а солидный для того времени корабль, который можно было переоборудовать и в морской. Для морских походов однодревке просто-напросто наращивали борта за счет двух досок. С помощью таких моноксил в свое время даже осаждали Царьград.
Дуб, из которого выдолбили челн, в диаметре превышал метр. Византийский император подробно описывает, как славяне строили челны-моноксилы. Он указывает, что дубы обычно рубили на Валдайской возвышенности и спускали долбленые лодки по Днепру и другим рекам в сторону Киева. Видимо, в челнах располагались шесть – восемь гребцов и еще два − три человека с поклажей.
Больше года потребовалось Институту истории материальной культуры Санкт–Петербургского отделения Российской академии наук, чтобы установить возраст челна, откопанного на берегу Десны. Они пришли к выводу, что челн выдолбили для военных или торговых нужд еще в тринадцатом веке, то есть сохранившееся целиком судно является патриархом в своем роде.
Как губили Россию. Как не погубить Россию.
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle