30 октября 2023, Понедельник, 13:10
Лиса с лукавинкой и черевички: у брянской учительницы ожили даже домашние тапочки
Победы в конкурсах мастеров, сияющие глаза ребят, которые видят, какие чудеса можно творить из обыденных материалов… Скромная учительница начальных классов брянской школы №6 Анастасия Фирсова и в домашнюю обстановку привнесла тот уют, который по силам лишь человеку, который понимает красоту и умеет ее выразить в картинах, игрушках или бытовых предметах, которые вдруг оживают.
Непросто придумать оригинальный образ, сложно воплотить его, используя особые технологии. Однако Анастасия Фирсова, судя по ее работам, мастерица на все руки, и фантазии ей не занимать. Несложно заметить и ее тягу к светлому, доброму, веселому. С тапочек на вас смотрит с некоторой лукавинкой лиса. Черевички − как у гоголевских героинь. Ежик оказывается на поверку не ежиком, а смешной шапкой для сауны. Мышонок готов принять на хранение домашние предметы. Всюду ковры, от которых трудно оторваться, разгадывая хитросплетение узоров, линий, знаков. Ни одного мрачного образа. Раньше для ковроткачества Анастасия Фирсова использовала громоздкий станок, но теперь его приютили в сарае до лучших времен. Стол и руки − этого уже достаточно для мастера, рассказала «Брянская учительская газета».
Разумеется, Анастасия Фирсова остается прежде всего учителем, в том числе и для себя, поскольку у творческого человека обучение никогда не прерывается. Порой увлечь ребенка каким-то видом искусства гораздо проще, чем сохранить надолго эту увлеченность. И тут нужно понять, стоит ли вообще предлагать школьнику эту стезю или нужно поискать что-то новое. Педагог должен решать и такие задачи.
Примечательно, что в шестой школе поощряют художественные порывы учеников. Недавно они предложили свои работы на конкурс «Фестиваль талантов». Их работы в учебном учреждении назвали «потрясающими» и пожелали ребятам удачи. Успехи детей − это прежде всего труд их наставников, таких, как Анастасия Фирсова.
− Анастасия Владимировна, как у вас началось увлечение живописью? Учились ли этому искусству где-то?
− Рисовала с детства, копировала разные открытки, иллюстрации из книг. Однако возможности обучаться в художественной школе не было, получить профессиональные навыки удалось лишь в Брянском государственном университете, где моими преподавателями стали известные брянские художники и педагоги Николай Енин, Владимир Волков, Владимир Бурдин, Николай Колесников, Ольга Резникова. Кроме того, в университете я познакомилась с разными видами декоративно-прикладного искусства, и прежде всего ковроткачеством. Результатом этого увлечения и стала дипломная работа по ковроткачеству под руководством народного мастера России Маржанат Гамидовой. Интерес к народному творчеству продолжился и после окончания вузам. Сегодня я активно занимаюсь войлоковалянием.
− Какие жанры предпочитаете и почему? В вашей коллекции немало пейзажей, причем нетрудно заметить, что сюжеты вы черпаете рядом − много знакомых мест, в том числе окрестности Свенского монастыря. Собственно, уже этого характеризует художника, его умение видеть красоту мира всюду.
− Да, люблю пейзажи. Природные, деревенские, архитектурные… Почему? Трудно сказать. Возможно, потому, что они окружают нас и вдохновляют. Наблюдение за природой приносит мне удовольствие, радость. Я чувствую пейзажи, мне нравится с ними работать, в них можно передать любое настроение.
− Как работа художника сочетается с трудом учителя? Помогает ли в этой работе? Как коллеги и ученики относятся к творчеству?
− Работая учителем начальных классов, убеждалась много раз, что полученное образование помогает вести уроки изобразительного искусства. Стараюсь развивать у детей воображение, творческие способности. Особый интерес у моих учеников вызывает знакомство с народными промыслами. Мы с ребятами принимаем участие в различных творческих выставках и конкурсах. В 2020 году со своей картиной я стала победителем в одной из номинаций конкурса «Моя Победа», прошедшего в Музее Победы. Дети любят заниматься творчеством, поэтому многие из них продолжают свое обучение в художественной школе. Весной этого года я организовала в школе выставку «Карачижские самоцветы», в которой приняли участие со своими творческими работами учителя и родители учащихся. Дети были удивлены и горды тем, что их педагоги, мамы, папы, бабушки, дедушки создают своими руками интересные изделия.
− В советской школе были уроки рисования, они что-то давали детям. Нужно ли что-то изменить в современном образовании, чтобы у школьников развивался эстетический вкус? Понятно, что он должен быть во всем − в литературе, музыке, но сейчас речь прежде всего о живописи как об одном из самых близких путей к красоте.
− Думаю, сегодня школьная программа рассчитана не только на овладение навыками рисования, но и на знакомство с произведениями великих художников. Ребята на уроках имеют возможность виртуально посещать художественные музеи России и мира, принимать участие в виртуальных встречах. В большой мере пробуждение любви к искусству у школьника зависит от творческого начала учителя.
− Но, согласитесь, трудно требовать от каждого учителя, чтобы он был творцом. Да и не все творцы могут быть хорошими учителями, подобных примеров предостаточно. То есть задача в действительности весьма сложная. Как в этом случае пробудить любовь к искусству? Должны ли бы быть какие-то универсальные способы для этого, то есть минимальный «краткий курс»?
− Так учитель и не должен быть творцом. Он должен быть учителем. Существуют методы, приемы и формы преподавания любого предмета, в том числе и изобразительного искусства. Учитель должен любить свой предмет, развиваться сам, использовать новые методики, достижения науки и техники. Один и тот же урок можно провести по-разному: в первом случае − в традиционной форме, во втором − с привлечением современных технологий. Например, виртуально посетить музей, послушать мнение искусствоведа и т.д. Это и есть творческий подход учителя, который интересен школьникам, и который будет приветствоваться. Любая картина воздействует на человека по-своему, но немаловажным фактором восприятия является и эмоциональный настрой зрителя. Пейзажи, как и искусство в целом, по сути своей интернациональны, поскольку затрагивают общечеловеческие ценности. Мы прежде всего видим то, что ближе всего сердцу, душе.
− С обычным войлоковалянием знакомы многие − хотя бы по валенкам, которые производят и поныне. Развивается и почепское ремесло, которое известнее остальных. Но у вас особое дело − художественное. Как вы пришли к нему? Кроме всего прочего, оно требует немалого труда и сил.
− Войлоковалянием я интересовалась давно. А когда в университете близко познакомилась с народными промыслами, мое увлечение перешло в практическую плоскость. Сегодня найти мастер-классы для желающих заняться творчеством достаточно несложно. Есть много видеокурсов, программ, в которых известные мастера делятся своими секретами, помогают сделать первые шаги начинающим. Я пошла этим путем. Начала смотреть «шерстивали» и потихоньку осваивать премудрости мастерства. Да, войлоковаляние прежде всего знакомо многим по русским валенкам. Это прекрасная обувь, которой пользовались несколько поколений жителей России. Но оказалось, что валять из шерсти можно широкий круг изделий: и тапочки, и палантины, и рукавички, и головные уборы, и платья, и пальто, и много других интересных вещей.
Причем все мои изделия − это именно войлок. Такие детали, как цветочки на тапочках, мордочки лисичек, ежа, орла, рисунок на палантине − это все продукт соединения шерсти и вискозы.
− В советской школе не знакомили с архитектурой. В итоге получилось так, что лишь немногие в стране знают, что пилястра или капитель − это вовсе не канделябр. На ваш взгляд, должен ли этот предмет по-настоящему преподаваться в школе? К сожалению, пренебрежительное отношение к нему обернулось безвкусицей и унынием современной архитектуры. Заказчик не имеет представления о настоящем осязаемом искусстве, а исполнителю трудно убедить, что архитектура − это вовсе не силикатный кирпич, который привезли с бежицкого завода и покрасили в коричневый или фиолетовый цвет после того, как его превратили в стену дома.
− Сегодня школьников в седьмом классе знакомят с архитектурой в рамках предмета «Изобразительное искусство». Поэтому знание архитектурных терминов или стилей совпадает со знанием, например, алгебраических выражений. Те, кто в дальнейшей жизни связаны с математикой, их помнят, а те, у кого другие интересы, их забывают. Согласна, архитектуру надо изучать основательно, в ней так же много красоты, как в литературе, живописи или музыке. Дети будут намного богаче с этими знаниями.
− Чем нужно дополнить образовательный курс школы, чтобы ее выпускники выходили в большую жизнь как люди с развитым эстетическим воображением, для которых красота стала бы и нравственной категорией?
− Школьная программа преподавания изобразительного искусства достаточно обширна и включает в себя разные его виды. Она охватывает такие предметы, как рисунок, живопись, графика, ДПИ, станковая и прикладная композиция, дизайн, архитектура и так далее. Неотъемлемой частью этих уроков являются беседы об изобразительном искусстве.
Школа лишь приоткрывает двери и в мир прекрасного, и в мир физики, математики, химии, обществознания и других дисциплин. А вот какую дверь ребенок откроет, это зависит от его интересов, способностей, влияния родителей и внешкольной среды.
Эстетический вкус развивается у нас всю жизнь. Не только в школе, но и дома, и в общественных местах. В школе на это влияет как оформление доски, кабинета, так и внешний вид учителя. Дома − интерьер квартиры, оформление домашних праздников и прочее. Если обстановка эстетична, красива (но это не значит, что богата), если ребенок слышит красивую речь, видит красивые отношения, вещи, то он будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от нормы, будет вызывать у него неприятие. Что касается школьной программы, то на сегодня она достаточно объемна и затрагивает многие области знаний, поэтому, возможно, стоит говорить не о ее расширении и внедрении новых предметов, а об оптимизации существующих дисциплин.
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle