24 мая 2023, Среда, 12:19
Лицейские беседы с Юрием Клюевым: «Я горжусь нашим коллективом, где много творческих людей»
В предыдущем интервью с директором Брянского лицея №1 имени А.С. Пушкина Юрием Клюевым говорилось о том, насколько свободны сегодня учреждения образования в творческом смысле. Не менее любопытно было услышать рассуждения о том, как сопрягаются педагогика и психология.
− Юрий Александрович, объясняя материал, вы наверняка видите, что кто-то из ребят не совсем понимает, о чем идет речь. Как поступаете в таких случаях?
− Во-первых, нужно вовремя все контролировать. Не тогда, когда прошли уже целый раздел и вдруг выяснилось на контрольной работе, что ребенок просто сидел и дружно кивал головой со всеми, но ничего не сделал. Поэтому должен быть очень хороший промежуточный контроль. И есть учителя, которые мастерски решают такие сложные задачи. У нас есть преподаватель истории и обществознания Кирилл Комаров. Это − не удивляйтесь сравнению − сканер детей. Он все прекрасно видит и понимает. Мне запомнился его урок, на котором говорилось о Смутном времени. Что считать этим временем? Уход из жизни Ивана Грозного или что-то другое? Учитель вместе с детьми искал ответ на этот вопрос. Какой промежуток времени им кажется более важным? Какая у вас точка зрения? И к концу урока все ученики уже знали временные отрезки истории, прекрасно поняв и запомнив материал. При этом Учитель не просил никого запоминать даты. То есть ребята прожили часть исторического процесса, для их памяти был создан своеобразный психологический крюк, который им здорово помог.
− Еще один вопрос о самостоятельности − но уже о самостоятельности не всего лицея, а самих педагогов. Есть для их творчества какие-то пределы? Или же выстраивай свою работу так, как считаешь нужным? Можно иначе поставить вопрос: должен быть какой-то контроль за учителями? Есть он у вас?
− У меня на этот счет имеется шутливый ответ. Среди взрослых, как и среди детей, есть две категории: те, кого надо контролировать, и те, кого контролировать надо постоянно. Да, контроль должен быть, это как правило. Не буду говорить − закон, но − правило. Я всегда контролирую. Могу ненавязчиво, между делом, но могу и иначе. Но в лицее очень профессиональный коллектив, и порой достаточно просто посмотреть на ситуацию, чтобы ее понять. А вот молодым ребятам, которые приходят на работу, я − помощник, товарищ, могу дать добрый совет. Никого не пытаюсь отвадить от профессии или ставить какие-то условия. Зачем? Если даже что-то не получается сейчас, то может получиться завтра.
− Есть какая-то методика, к которой прибегаете?
− Даде при самой качественной подготовке в вузе университетская программа, как мне кажется, не дает полного погружения в практическую педагогику. Потому мы в лицее разработали особую программу так называемой педагогической интернатуры, использовав понятие медиков. Ведем эту работу совместно с нашим институтом повышения квалификации работников образования. Выпускники по системе бакалавриата либо те, кто уже отработал, например, в сельской школе и приехал в городскую, где вместо трех человек в классе 30, с помощью этой программы погружаются в педагогику. Не только молодежь приходит на наши уроки. Всем засчитывается это обучение как курсы повышения квалификации. Я считаю, такая работа очень полезна для педагогов. Одновременно рекомендовал бы студентам последнего курса поработать годик в школе, подышать этим воздухом. Пускай все практики шестинедельные будут на третьем − четвертом курсах, а если человек поступил в магистратуру, то самое лучшее – погрузить их в среду образовательного процесса, живого общения. Вот тогда, мне кажется, мы на старте выпускников вузов улучшим результаты.
− Вы не ограничиваетесь только педагогикой и общественной деятельностью, но также поете, пишете стихи. Подобное творчество ваших коллег поддерживаете?
− Я горжусь нашим коллективом, где много творческих людей. У нас проходят замечательные встречи − «Парад звезд на Брянщине». Когда вернулся из Кремля и озвучил предложение о проведении таких парадов, его сразу поддержал губернатор Брянской области. Теперь к нам регулярно приезжают победители, призеры конкурсов «Учитель года». Как светились у всех лица, когда приветствовали Олега Парамонова, Артура Зарубу и когда выходил наш хор, начиная петь «Ты прекрасна, Родина наша»! А ведь это фрагмент оперы. Конечно, это целиком заслуга нашего заслуженного учителя Галины Викторовны Шаршановой. У нас есть замечательная вокальная группа учителей, которых тоже могла зажечь Галина Викторовна. Примеров очень много. Просто поразительна изобретательность Алексея Ивановича Иванова. Мы с ним вместе участвовали в региональном конкурсе и вошли в первую пятерку. Так получилось, что я вышел в финал, но это не испортило наших отношений, как некоторые думали. Нет, совместная работа переросла в профессиональную дружбу.
Мне кажется, Алексей Иванович способен изобрести все что угодно, если перед ним поставить задачу. Во время пандемии нам надо было внимательно взвесить, на какой платформе проводить дистанционные занятия и как эту платформу быстро адаптировать для коллектива. Алексей Иванович быстро решил эту задачу. Мы прекрасно выдержали испытание. Таких достойных коллег очень много в коллективе. Я должен сказать слова огромной благодарности золотому фонду лицея, начиная с Антонины Семеновны, у которой по-настоящему стратегическое мышление. Много слов восхищения можно сказать о Татьяне Петровне Марусовой. Организаторские способности у нее просто необыкновенные и всё это в сочетании с исполнительской дисциплиной. Если Татьяна Петровна проводит репетицию визитной карточки лицея, то можно не сомневаться, что это можно показывать сразу в Кремле: все на высшем уровне. Мне судьба подарила радость общения с этими людьми, у которых я учился. Это настоящие учителя учителей. Юлия Вячеславовна Филичева, которая, к сожалению, недавно ушла из жизни, была наставницей всего лицея. Именно она меня сопровождала, когда я участвовал в конкурсе «Учитель года». Конкурсная дорога и очень напряженные испытания у меня успешно прошли во много благодаря ей. Трудно сказать чего она не умела. Петь и вышивать, и даже писать обеими руками синхронно − да, это действительно было!
Я благодарен всем этим людям, которые удивляют и разнообразием своих талантов, и трудолюбием, и жертвенностью.
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle