5 февраля 2023, Воскресенье, 14:22
Православные христиане в Брянской области с 5 февраля начали готовиться к Великому посту
Православные христиане в Брянской области с 5 февраля начали готовиться к Великому посту. Он начнется 27 февраля и завершится 15 апреля.
Великий пост предваряют четыре подготовительные недели, сообщает Брянская епархия.
5 февраля − Неделя о мытаре и фарисее. 6 − 11 февраля − сплошная седмица. Она открывается глубокой притчей Евангелия о молитве и о преодолении гордыни, покаянии. Церковь приучает своих чад к тому, что не «пища и питие» постные приближают к Богу, но чистое сердце, открытое Ему, а пост – лишь средство очищения.
«Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18, 9-14).
Об апостольких чтениях приготовительных недель рассказал благочинный Дятьковского церковного округа иерей Павел Корнеев.
Перед началом Великого Поста Церковный Устав назначает четыре приготовительных Воскресения (недели), чтобы постепенно ввести верующего к его личному постному подвигу и чтобы настроить его разум на благочестивые размышления.
Эти четыре недели имеют собственные названия, согласно содержанию тех Евангельских фрагментов, которые читаются за Литургией в приготовительные Воскресные дни: о мытаре и фарисее (Лк. 18:10–14), о блудном сыне (Лк. 15:11–32), о Страшном Суде (Мф. 25:31–46) и Прощеное Воскресение (Мф. 6:14–21). Соответственно, каждое это Воскресение несет в себе определенную часть Евангельского учения, которую Церковь сочла нужным напомнить христианам именно в эти приготовительные недели. Например, в Неделю о мытаре и фарисее − о молитве и о преодолении собственной гордыни; в Неделю о блудном сыне − о спасительном покаянии. Затем Церковь напоминает о неизбежном ответе перед Богом о своих делах и поступках (Неделя о Страшном Суде), а также о том, чем заслужить прощение Всевышнего (Прощеное Воскресение).
Апостольские чтения этих приготовительных дней дополняют упомянутые Евангельские идеи не менее важными наставлениями о том, как христианину провести Великий Пост. На первый взгляд, эти чтения не вполне соответствуют главной теме того или иного приготовительного Воскресения, но в том и смысл их содержания, чтобы не повторить Евангелие, но дополнить его живым Апостольским опытом исполнения учения Христа Спасителя.
В первую приготовительную Неделю, о мытаре и фарисее, за Литургией читается фрагмент Второго Послания к Тимофею (3:10–15), в котором Первоверховный Павел наставляет своего верного спутника и ученика Тимофея быть твердым в вере, невзирая на обстоятельства. Евангельская притча этого дня учит смирению, а Апостол призывает быть мужественным. Здесь нет никакого идейного противоречия: на самом деле быть смиренным в современном мире значит иметь достаточно мужества и стойкости, чтобы не быть «как все» в хорошем значении этого выражения.
Сам факт соблюдения поста может вызвать непонимание окружающих, где-то даже упреки и насмешки. К этому нужно быть готовым, и переносить это в «…вере, великодушии и терпении», как Апостол Тимофей, который уже имел опыт терпения гонений за веру (2 Тим. 3:10–11). Всем же христианам Первоверховный напоминает о том, что у каждого свой путь: «Да и все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3:12–13). Для верующего главное, по Апостолу Павлу, − держаться истинного учения, а для этого крайне важно упражняться в чтении Священного Писания − Святой Библии. На предстоящий Пост нужно настроить себя на чтение Ветхого и Нового Завета, особенно первого, о чем говорит Первоверховный Тимофею:
«Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (2 Тим. 3:15). Святой Тимофей никак не мог читать Новый Завет, он мог знать только те священные писания, которые известны нам как Ветхий Завет. Как Великий Пост − это приготовление к Распятому и Воскресшему Христу, так и Ветхий Завет имеет тот же смысл. Поэтому так важно его читать и изучать постоянно. Поэтому в будние дни Великого Поста на Церковных службах читается исключительно Ветхий Завет.
В Неделю о блудном сыне, когда Церковь напоминает верующим о покаянии через одноименную Евангельскую притчу, за Литургией читаются золотые слова Апостола Павла:
«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела» (1 Кор. 6:12–13).
Вкупе с Евангельским образом блудного сына Апостольское чтение предостерегает от страсти блуда. Само понятие этого греха − это не только то первое, с чем связано это слово, не только искажение отношений между полами. Блуд − это также все то, что можно отнести к безбожию и его проявлениям, иными словами, это такое поведение человека, для которого как будто нет Бога, нет нравственного авторитета, а значит, все позволено. Мы это можем наблюдать на примере культуры постмодернизма, проявляющейся в произведениях современного искусства, музыкального, телевизионного и кинематографического творчества. Все мне позволительно, но не все полезно − значит не злоупотреблять христианской свободой, позволительно то, что делает человека властелином над своими потребностями, а не рабом собственных страстей. Позволительно то, что не причиняет телесного или духовного вреда другому.
«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6:19), − восклицает Святой Павел.
Святитель Иоанн Златоуст понимал эти слова так, чтобы христиане даже в душе не помышляли ничего порочного. Бог сотворил наши тела, они Божии. Когда через грех мы отпали от Бога, Он вторично приобрел нас Себе ценой крови Своего Сына.
«Вы, − пишет Святитель, − бесчестите не свое тело, потому что это тело не ваше, а Христово… Ты не имеешь власти над плотью на удовлетворение порочных желаний, а только на исполнение заповедей Божиих».
Напоминанию о грядущем Страшном Суде посвящена третья приготовительная Неделя, и Церковь возвещает верующим Христово свидетельство о Божественном судопроизводстве, его главном принципе и неоспоримых его результатах − страшных для одних и радостных для других. Апостол же напоминает о том, что люди в большинстве своем считают главным в Великом Посте − отношение к пище. Великий Пост − это время покаяния, вместе с тем Пост − время воздержания.
Внешнее выражение Поста − воздержание от некоторой пищи, при этом многие люди обращают на это все свое внимание, будто бы Пост в том и заключается, чтобы не есть непозволенное. Одни чрезмерно скорбят о нарушении поста в пище, но не обращают внимания на гораздо более серьезные личные грехи. Другие к воздержанию от скоромной пищи относятся легкомысленно, ссылаясь на то, что Господь даровал христианам свободу. К тем и другим обращены слова Апостола Павла из Первого Послания к Коринфянам:
«Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь, однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных» (1 Кор. 8:8–9).
Одни из нас − давно в вере, крепки телом и духом, сильны знанием о христианской свободе и не смущаются, если где-то приходится нарушать пост. Но среди нас много таких, кто еще неопытен в делах веры и христианского благочестия, идеализирует Церковь и верных Ее чад; таких, для которых соблюдающий пост человек сродни великому подвижнику. Для таких немощных увидеть христианина, нарушающего пост, − горькое разочарование, которым не преминет воспользоваться враг рода человеческого диавол, чтобы увести таковых от Церкви и Бога навсегда, чем обречь их на погибель. Поэтому Апостол призывает быть внимательными, чтобы своим небрежением не соблазнить окружающих.
Накануне первого дня Великого Поста Церковь вспоминает об изгнании Адама и Евы из райского сада и призывает начать постный подвиг с прощения ближних, чтобы через это заслужить Божественное прощение для самих себя. Уже в следующий после этого Прощеного Воскресения понедельник верующие приступят к строгому воздержанию, и Святой Павел в преддверие Поста предупреждает: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его» (Рим. 14:3). Буквально − «Бог взял его к Себе».
В самой пище для христианина нет ничего такого, чтобы считать ее скверной и мешающей войти в Царство Небесное. Вход в него − через праведность, любовь, радость, мир, долготерпение, кротость, доброту, то есть через явления высшего, духовного порядка. И едящего и не едящего одинаково принимает Бог, говорит Апостол. Богу лучше известны достоинства и недостатки человека, и если Он принимает его таким, то христианину и подавно не к лицу осуждать того или иного за пищу. Бог принял его или Бог взял его к Себе − значит, принял в Свою Церковь, и не нам рассуждать о том, есть ли место в Церкви для непостящихся. Апостол Павел призывает нас не осуждать других, если тебе кажется, что они грешат. Кто знает, может тот, кто, по нашему мнению, страшный грешник, в своем уединении со слезами просит Бога о прощении, и Бог прощает его. Кто мы тогда, если не прощаем тех, кого уже простил Сам Всевышний? Нужно соблюдать это равновесие в Церковной среде: мы составляем не Церковь безгрешных, но Церковь кающихся грешников, кто-то более, кто-то менее грешен, о чем знает только Бог.
Подведем итог тому, как нам провести предстоящий Великий Пост в согласии с Апостольским учением, предложенным Церковью в приготовительные недели. Во-первых, быть твердым в своем намерении соблюсти Великий Пост от начала и до конца, не сбиваясь с избранного пути под влиянием обстоятельств жизни. Для этого постоянно, ежедневно укреплять себя чтением Священного Писания и стараться посещать Божественные службы в Церкви как Воскресные, так и в будние дни, слушая Библейские слова. Во-вторых, отгонять от себя блудные, богохульные мысли, держаться подальше от источников, могущих привести к их появлению: чревоугодия, чрезмерного сна, лени, просмотра телевизора и содержимого интернета. В‑третьих, быть бдительными, чтобы не стать соблазном ближним и дальним, чтобы наше поведение в дни Поста не оскорбляло в сторонних глазах наше высокое звание христианина и не давало повода к осуждению и насмешкам. Наконец, в‑четвертых—научиться быть снисходительными к немощам ближних и, поскольку сами подсудны за грехи, беречься от осуждения и великодушно прощать, ожидая подобной милости от Бога Всевышнего.
Да поможет нам всем Господь!
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle