29 августа 2022, Понедельник, 11:47
Верховный суд назвал приводящие к отмене вердикта присяжных ошибки прокурора
Верховный суд России, рассмотрев уголовное дело по кассационной жалобе осужденного в Ярославской области, отменил приговор областного суда, постановленный с участием присяжных заседателей, и апелляционное определение по нему. Согласно обстоятельствам дела, фигурант, который ранее неоднократно привлекался к уголовной ответственности, получил длительный срок лишения свободы за убийство человека, умышленное причинение двум потерпевшим легкого вреда здоровью, а также за умышленное уничтожение и повреждение чужого имущества путем поджога.
В решении Верховный суд России сформулировал ряд выводов относительно ошибок стороны обвинения, ведущих к отмене вердикта. Эти выводы являются универсальными при рассмотрении подобных уголовных дел с участием присяжных.
Верховный суд напомнил, что, согласно особенностям судебного следствия с участием присяжных, в присутствии коллегии подлежат исследованию только те фактические обстоятельства уголовного дела, доказанность которых устанавливается заседателями в соответствии с их полномочиями. Такие же требования предъявляются к прениям сторон.
Прокурор, нарушая эти требования, неоднократно ссылался на другое преступление, якобы совершенного фигурантом, которое ему не вменялось. Поэтому, как отметил Верховный суд России, исследованные доказательства в указанной части являлись неотносимыми к предмету судебного разбирательства, а председательствующий в указанных случаях на выступление государственного обвинителя не реагировал, не обеспечил соблюдение требований об исследовании только относимых доказательств, в напутственном слове также не разъяснил присяжным заседателям необходимость игнорировать услышанные сведения.
Верховный суд России также напомнил о возможности исследования данных о личности подсудимого с участием присяжных лишь в той мере, в какой они необходимы для установления отдельных признаков состава преступления, в совершении которого он обвиняется. В рассматриваемом случае для установления мотива преступления не требовалось исследования доказательств, связанных с предполагаемым изнасилованием, поскольку, согласно предъявленному обвинению, причиной неприязни как мотива преступления явилась ссора в квартире потерпевшей, отметил суд. В связи с чем предшествующие этому конфликту события не относились к обстоятельствам, предусмотренным статье 73 УПК РФ, их исследование противоречило закону. Доведение до присяжных заседателей указанной информации, характеризующей подсудимого как «насильника», противоречило закону и было способно сформировать у присяжных заседателей предубеждение к его личности.
Верховный суд России также указал на особенности использования в речах специальных терминов. Было установлено, что государственный обвинитель в прениях использовал юридические и специальные медицинские термины: «прямой и косвенный умысел», основания квалификации по статье 112 УК РФ, «синдром Белоглазова», а также разъяснял процессуальные вопросы о необязательном участии понятых в следственных действиях в случае проведения видеосъемки. Председательствующий не останавливал государственного обвинителя и не давал присяжным заседателям необходимых разъяснений, отметил Верховный суд России.
Были зафиксированы ошибки при формировании вопросного листа, в который были включены вопросы об обстоятельствах юридического характера. Верховный суд России напомнил, что присяжные заседатели не должны разрешать вопросы правового характера (о степени тяжести вреда здоровью и о вытекающем из деликтного обязательства праве наследника на возмещение ущерба). Не могут ставиться отдельно либо в составе других вопросы, требующие от присяжных заседателей собственно юридической оценки при вынесении вердикта. Между тем в вопросный лист не был включен вопрос о наличии у осужденного намерения лишить жизни потерпевшую при поджоге вещей в ее квартире, что лишило обвиняемого права доказать свою невиновность в инкриминируемом убийстве. Верховный суд России в данном конкретном уголовном деле признал необходимость постановки такого вопроса, так как фигуранту вменялось убийство с прямым умыслом, а осужденный данное обстоятельство оспаривал.
В итоге Верховный суд резюмировал, что совокупность отмеченных процессуальных нарушений свидетельствует о том, что по делу допущены существенные нарушения уголовно-процессуального закона, которые повлияли на ответы присяжных заседателей, то есть на исход дела. Судебные акты были отменены, уголовное дело передано на новое судебное рассмотрение в Ярославский областной суд с участием присяжных заседателей иным составом.
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle