21 августа 2022, Воскресенье, 16:19
Буйный кикшеринг: чем может быть полезен брянским властям шведский опыт
В связи с развитием проката электросамокатов в Брянске встал вопрос о регулировании их использования. Первый опыт уже появился. Как сообщали ранее «Брянские новости», с Кургана Бессмертия исчезли кикшеринговые машинки.
Однако, как показывает практика, одними запретами почти ничего не изменишь. Иногда стоит обратиться к опыту других городов. Дело в том, что не только российские города столкнулись с ростом количества аварий и других инцидентов с участием электросамокатчиков. От этого страдают многие европейские мегаполисы.
Издание Bloomberg пишет, что власти шведского Стокгольма решили серьезно подойти к регламентированию использования электрических самокатов в городе. По словам министра инфраструктуры страны, улицы и мосты Стокгольма вот-вот будут освобождены от этих средств передвижения, в сентябре там вступают в силу соответствующие законы.
Изменения в законодательстве были постепенными, но они знаменует собой важный момент в развитии отрасли. По всей Европе города работают над тем, как сбалансировать рост числа людей, носящихся взад и вперед по улицам на двухколесных автомобилях с батарейным питанием, пишет деловая газета.
После смертельной аварии в 2021 году власти Парижа пригрозили полностью запретить самокаты, но все закончилось ограничением скорости в 10 километров в час в самых оживленных районах. Власти Осло, столицы Норвегии, запретили ночную аренду электросамокатов в попытке сократить количество несчастных случаев.
В то же время прокатный бизнес быстро растет в Европе, и, по прогнозам онлайн-исследователя Statista, выручка участвующих компаний в этом году достигнет 640 миллионов долларов. Они также играют ключевую роль в снижении выбросов на дорогах для достижения экологических целей.
Летом 2021 года количество самокатов на улицах Стокгольма достигло рекордного уровня в 21 000 единиц. Затем власти стали снижать их число, управление дорожного движения Стокгольма ввело лимит в 1500 скутеров на одного бизнесмена с ежегодной платой в размере 1400 крон (140 долларов США) за транспортное средство. В настоящее время в Стокгольме насчитывается максимум 12 000 легально зарегистрированных электронных скутеров.
Наиболее ограничительной мерой в Стокгольме является введение специально отведенных парковочных мест для самокатов, в том числе городских общественных стоек для велосипедов. Теперь, отмечает издание, у полиции будет больше полномочий для удаления нарушающих правила электронных самокатов, а предприниматели будут оплачивать счета за неправильные парковки.
Министр инфраструктуры Томас Энерот заявил, что сами компании не смогли контролировать использование самокатов, поэтому необходимо законодательное регулирование.
Газета приводит мнение жительницы Стокгольма Бьянки Франклин, которая использует электросамокаты в основном для поездок на встречи и для того, чтобы забрать свою дочь из школы. Она понимает, что нужно что-то делать. Проблема в том, что поиск специально отведенного места для парковки отнимает время, на которое рассчитаны электронные скутеры.
«Это может быть неприятно, когда вы спешите и не можете просто бросить скутер прямо за дверью», — говорит она. − С другой стороны, как пешехода, меня тоже раздражает, что они разбросаны повсюду».
Компании уже начали постепенно реагировать. Voi, управляющая крупнейшей сетью в Стокгольме, в конце 2021 года внедрила систему, в соответствии с которой сотрудники постоянно просматривают фотографии, которые делают пользователи, чтобы показать, где они припарковали свой самокат. Неправильно припаркованные транспортные средства приведут к предупреждениям и, в конечном счете, к штрафам.
Другой оператор Bird начал просветительскую кампанию. Он разъясняет своим пользователям правила безопасности дорожного движения, а также добавил собственные парковочные патрули.
Компания по прокату Lime также начала обучение своих пользователей. Но в фирме не станут штрафовать людей чаще, заявил ее представитель.
Шведские чиновники считают, что новые правила повлияют на гонщиков. Помимо мер по парковке, в сентябре в Стокгольме также будет введен запрет на вождение электронных скутеров по тротуарам и дорожкам.
Вопрос регулирования движения электросамокатов и других подобных транспортных средств в России до сих пор остается нерешенным. В МВД России их называют средствами индивидуальной мобильности. Статус СИМ как отдельной категории участников дорожного движения не определен из-за неподготовленности улиц и дорог России к этому, потому их движение остается неупорядоченным.
Минтранс и МВД разработали поправки, которые определяют правила дорожного движения для СИМ, еще осенью прошлого года. Они предложили ограничить максимальную разрешенную скорость передвижения для этих средств 25 км/ч, а вес — 35 кг.
Ранее «Известия» писали, что за пять месяцев 2022 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года число ДТП с участием СИМ: электросамокатов, гироскутеров, моноколес, сигвеев — выросло на 35 процентов.
Так как проблема стоит остро, начальник научного центра безопасности дорожного движения МВД России Дмитрий Митрошин в эфире радио «Комсомольская правда» предложил обучать российских школьников езде на электросамокате:
«Конечно, такого рода вопросы по большому счету, они все равно должны решаться на государственном уровне. Если [разработать] соответствующую примерную программу подготовки, если в ней будут предусмотрены соответствующие часы, ну почему бы и нет. Никаких сомнений в том, что это нужно, на самом деле нет».
В начале августа МВД России сообщило, что за первые шесть месяцев 2022 года в авариях с электросамокатами, сегвеями, моноколесами, скутерами и другими средствами индивидуальной мобильности погибли шесть человек, 382 получили ранения. Эти данные приведены в отчете Научного центра безопасности дорожного движения МВД России, отметил «Коммерсантъ».
Принятие ГОСТа для средств индивидуальной мобильности, включая электросамокаты, облегчило бы работу по внесению изменений в правила дорожного движения в части эксплуатации СИМ. Об этом сообщил начальник Научного центра безопасности дорожного движения МВД Дмитрий Митрошин. В начале мая в пресс-службе Минпромторга сообщили ТАСС, что технический комитет по стандартизации «Дорожный транспорт» разработает такой ГОСТ.
В настоящее время суды, рассматривая дела, в которых фигурируют СИМ, не спешит объявлять их транспортными средствами. Портал «Право.Ru» недавно опубликовал статью, в которой говорилось, что Верховный суд не стал приравнивать электросамокат к транспортному средству в одном из недавних дел. Он согласился с нижестоящими инстанциями, которые подтвердили штраф для самокатчика за езду по дороге — такой же, как для пешехода. В законодательстве есть пробел: неясно, чем должен руководствоваться человек, который управляет электросамокатом, моноколесом и так далее, отмечает эксперт.
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle