13 февраля 2022, Воскресенье, 06:28
Выдающийся брянский скульптор раскрыл секреты своего труда
В свои 60 лет брянский скульптор Александр Ромашевский полон сил, у него множество замыслов. Автор великолепного памятника Кириллу и Мефодию, серии скульптур на Партизанской поляне и других шедевров говорит, что недостатка в замыслах никогда не было. О мастере рассказала «Брянская учительская газета».
Александр Ромашевский родился 5 мая 1961 года в семье директора завода. Однако напрасно родители полагали, что он пойдет по стезе отца. С 1962 по 1972 годы семья жила в Туле. Александр Ромашевский окончил художественную школу в Брянске, отделение скульптуры Ленинградской средней художественной школы им. Б. В. Иогансона при Академии художеств СССР, скульптурный факультет Московского Государственного института им. В.И. Сурикова. Служил в армии, в 1989 году был принят в Союз художников СССР.
В 1995 году Ромашевский создал первый монумент − памятник советскому солдату − освободителю Брянска. Одаренный скульптор побеждал во множестве конкурсов, удостоен различных премий. Его работы модно видеть в музее-заповеднике «Бородинское поле», музее-панораме «Бородинская битва», музее Московской железной дороги, Брянском художественном, Брянском краеведческом и Брянском железнодорожном музеях, Дятьковском Музее хрусталя, в частных собраниях. Его творения не могут не впечатлять: мемориал «Хацунь», Аллеея Героев на Партизанской поляне, памятником паровозной бригаде около вокзала Брянск-I, скульптура Мишки Карася, которая установлена в Подмосковье.
В Брянске 26 ноября 2021 года был открыт памятник генеральному прокурору СССР А.М. Рекункову. Появление нового сквера и памятника − редкость для города. «Брянская учительская газета» решила выведать некоторые секреты у автора памятника прокурору − скульптора-монументалиста, Заслуженного художника России Александра Ромашевского.
− Александр Александрович, как возникла идея установить памятник Рекункову?
− Как сквер, так и памятник − поддержанная областными и городскими властями инициатива областной прокуратуры. Надо сказать, к моменту создания памятника сквер уже был спроектирован, место для него обозначили. Нужно было вписаться в него так, чтобы зрители потом сказали: «Да он всегда здесь стоял».
− Ваш труд очень тяжел, он требует в том числе немалых физических усилий. Как удалось преодолеть трудности?
− Чаще всего мешают сжатые сроки. У меня не было времени, что-то менять в творческих поисках. Хорошо, что в эскизе уже все было удачно скомпоновано. Конечно, сказался опыт: все-таки 33 года в профессии. Все это позволило уложиться в отведенное время.
− Какие творческие задачи вы себе ставили?
− Несмотря на весь имеющийся, как модно сейчас говорить, бэкграунд из большого запаса созданных произведений, любой новый памятник − это творческий вызов. Создание произведения искусства − поиск чего-то нового, неповторимого. Придумал этот памятник довольно быстро. Эскиз оказался удачным, поэтому других вариантов делать не стали в дальнейшем больших изменений не вносил. Согласитесь, несмотря на то что все элементы памятника смотрятся знакомыми, их сочетание выглядит впечатляюще, но-новому. При этом удалось решить важную творческую задачу, где постамент и фигура не были бы сами по себе, а составляют единое целое.
В основу памятника взял полуфигуру. Бюстов в городе установлено достаточно, а на фигуру денег могло не хватить. Тем более что в Брянске до этого был только один вариант полуфигурного памятника − И.Л. Паристому в Фокинском районе. Основная сложность в изображении полуфигуры заключается в том, что бы она не смотрелась вкопанной в постамент. Эту задачу удалось решить так, что многие даже не замечают, что это полуфигура. Связать постамент со скульптуорой в единое целое удалось через колонну с венками, олицетворяющую «Столп Закона». Значительная деталь, украшающая памятник, − герб СССР − сразу адресует зрителя к советской эпохе. Интересное решение нашел: чтобы рельефный герб на круглой колонне смотрелся без искажений, пришлось его растягивать по горизонтали.
− Надо сказать, что и венки по бокам «Столпа закона» тоже здорово украшают памятник.
− Согласен. Как человеку, увлекающемуся историей русского мундира первой четверти 19 века, для меня всегда важно правильное изображение форменной одежды. Большинство скульпторов этим тонкостям не придают значения. В этом вопросе помощь мне оказали сотрудники областной прокуратуры. А вот правильность расположения орденов и медалей пришлось уточнять у члена Геральдического совета при Президенте РФ Л.Н. Токаря.
− Как оценили портретное сходство приехавшие на открытие памятникам представители генеральной прокуратуры, лично знавшие Рекункова?
− Мне самому это было интересно и важно знать, хотя я был уверен, что сделал портрет похожим. Сотрудники прокуратуры сказали, что похож не только сам портрет, но и фигура в целом. Спину Рекунков именно так и держал.
− Скульптура хорошо просматривается со всех сторон. Особенно это заметно сейчас, когда деревья и кусты еще не выросли и сквер просматривается насквозь. Памятник становится центром притяжения, а сквер приобретает узнаваемость.
− Да, это важное качество для памятника в центре свободного пространства. Во время его установки я пообщался с местными жителями. Они очень довольны появлением такого большого пространства для отдыха. Благодарили прокуратуру за эту инициативу. По поводу самого памятника особенно запомнился комментарий одной молодой дамы, сказавшей, что он оказался намного лучше тех, что в последнее время ставят.
− В 2018 году в День славянской письменности и культуры в Брянске на набережной был открыт изумительный памятник святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию. К сожалению, не все знают, кто его создал. На постаменте нет даже крохотной таблички с именем автора. Почему?
− Я не возражал бы, если бы ее прикрепили. Разумеется, меня волновала не табличка. Стояла задача совместить два стиля – реалистический и иконописный, в котором исполнены складки одеяний святых. Я думал во время работы и об Эль Греко.
− Вам предлагали сделать что-то наподобие памятника Кириллу и Мефодию, который стоит в Москве. Почему?
– Это был бы плагиат, а во-вторых, работать надо так, чтобы самого захватывало. У меня творческих идей предостаточно.
− Скульптура предполагает еще и производство, отливку. Вы следите за всеми этапами работы?
− Разумеется. При отливке случаются изъяны, которые нужно устранять. Это изнурительный труд, он длится много дней и сильно выматывает.
− Вы предлагали великолепную идею, когда велась реконструкция лестницы на бульваре Гагарина. Чтобы пешеходы, и прежде всего гости Брянска, чувствовали себя путешественниками по истории, внизу их могли бы встречать жители средневековья или эпохи Петра, потом – барышня-крестьянка, рубаха-парень, рядом – стрельцы. Собственно, памятник Кириллу и Мефодию тоже мог бы стать частью обширной композиции. Эта идея совсем отвергнута?
− Она не обсуждалась с той поры, хотя я считаю, что серия таких образов могла бы стать достопримечательностью Брянска. У города тысячелетняя история, но что напоминает о его древности? Убежден, что Брянску нужно увековечить героев дореволюционного периода. Ему будут придавать особый исторический колорит «костюмные» скульптуры. Такое искусственное «старение» Брянска сразу выделило бы его среди других городов. Конечно, это огромная работа, но ее стоило бы начать.
− В Вязьме Смоленской вы открыли памятный знак воинам, погибшим от ран в госпиталях города в годы Первой мировой и Великой Отечественной войн. Он стал, пожалуй, лучшим в городе − такую оценку дал Епископ Вяземский и Гагаринский Сергий. Тема войны, точнее, войн никуда от вас не уходит?
− Я не имею права отказывать от нее. Мой первый «Монумент Советскому солдату-освободителю Брянска» открыли в год 50-летия Победы. Для меня это было волнующим событием. Таким же, как работа с актером Лановым. Несколько встреч с Василием Семеновичем были незабываемыми. Легендарный артист был необыкновенно прост и приветлив в общении. Это естественно для человека с великолепным чувством юмора. Мы беседовали в театральном буфете, где я смог познакомить его со своим творчеством. Обсудили его будущий портрет. Говорили о том, в каком образе и возрасте он хотел бы себя видеть. Конечно, сильно волновался, когда у него дома вручал ему бюст. Он очень понравился актеру. Василий Семенович показывал его гостям, а потом поставил у своего изголовья.
− В 2020 году произошло событие, которые, к сожалению, осталось недооцененным. Впервые, пожалуй, в районном центре, в Стародубе, открыли памятник очень высокого художественного уровня. Образ генерал-прокурора Российской Империи Ивана Щегловитова получился настолько проработанным в деталях, что кажется, будто перед тобой сидит живой человек. Как удалось это сделать?
− Как обычно, в суете. Мне дали два месяца − от эскиза до установки памятника. Но при этом требовалось создать произведение искусства. В советские времена подобные памятники делались годами, но теперь приходится работать и в спринтерском темпе. Я думаю, что профессионал не должен ныть в любом случае. Взялся за гуж − тяни. Требовалось сделать фигуру, которая сидит на скамейке, так называемую «живую скульптуру». Нужно было подыскать исторически достоверную скамейку, продумать, какая поза должна быть у Щегловитова. Рисунки или фотографии подходящей скамейки так и не удалось найти, но принцип стал ясен. Чтобы министр выглядел именно сановником, а не обычным человеком, спину делал прямой, осанистой. Локоть правой руки опирается на спинку скамейки, чтобы она свободно свисала. Но пришлось руку переделывать трижды, чтобы получить нужный эффект. Поскольку я много лет занимаюсь историей военного костюма, не без удовольствия вникал в тонкости мундира министра юстиции Российской Империи. Помог ведущий российский специалист в этой сфере Сергей Попов. Фалды фрака неуместно смотрелись бы на скамейке, потому одеть генерал-прокурора решил в сюртук.
− Новый весьма удачный памятник в новом сквере возле прокуратуры − это, конечно, здорово. Но неизбежно возникает вопрос о том, что с ним соседствует. Такими ли мы хотим видеть новые микрорайоны. Как вы оцениваете застройку территории старого аэропорта Брянска с точки зрения архитектуры?
− Надо сказать, что новые микрорайоны смотрятся достаточно современно применительно к «старому» Брянску. Я несколько раз заезжал туда посмотреть новостройки. Но вопросы все равно есть, и это отдельный разговор…
Ранее Ромашевский высказал свою идею о памятнике Великому князю Михаилу Александровичу в Локте.
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle