22 января 2022, Суббота, 08:36
Музыкальные уроки у талантливого брянского педагога − это психология любви
Знать бы всем, что музыка развивает мышление − будущих математиков непременно сажали бы за рояль или заставляли петь. Впрочем, разве не математики и физики − первые ценители сладкозвучия? Знать бы, что музыка развивает моторику, заставляет двигаться − будущих спортсменов обязательно окунали бы в сольфеджио. Глядишь, и мускулатура была бы мощнее, и ступеньки пьедестала выше.
Но музыка в загоне. Загон со всех сторон. С одной стороны − убийственный рэп, с другой − легкомысленное отношение к музыкальному образованию у родителей. Томас Манн пытался переводить музыку в слова, получалось талантливо, хотя и нудно. От нынешнего поколения не требуется катить камень в гору, но можно хотя бы получить представление о музыке Чайковского и Мусоргского, а не просто напевать речитатив Басты и кумира из подворотен афроамериканского мира. Можно, но не получают
А вместе с тем есть талантливые преподаватели, есть и такие тонкие методики, для изложения которых требуется целый психологический трактат. Об этом рассказала «Брянская учительская газета».
Немного советского
Владимир Иванченков музыкальное образование получил в Орле, из его диплома следует, что он может руководить духовым оркестром. Играл на кларнете и восхищался абсолютным слухом приятеля-саксофониста. Обсуждали тонкости музыкальной ткани, что не слишком потребовалось в жизни.
− Я играл в ансамблях, был период, когда преподавал и в музыкальной школе, и в обычной общеобразовательной, − рассказал Владимир Иванченков «Брянской учительской газете». − Тогда были еще советские времена. Кому нужен мой кларнет? Песни веселые учили − «села кошка на такси». В школе нужны пианисты и баянисты, но суть даже не в этом. Часто сталкиваюсь с тем, что этот предмет преподают либо совсем неопытные, либо случайные люди. Конечно, толка от этого не будет. Музыка не терпит равнодушия. Вместе с тем вижу вокруг много талантливой молодежи, которая может сочинять или выступать на сцене. Им нужно развиваться, им требуется подсказка, поддержка. Считают, что уровень музыкальных школ у нас очень приличный, некоторые проводят занятии в две смены, но много ли детей их посещают? А надо сделать так, чтобы и остальная молодежь выходила грамотной в музыкальном отношении. Тогда не будет того ужаса, которым пичкают нас телеканалы − он просто не будет востребованным. Ребенка сразу надо проверять на слух. Если люди, которых отношу к музыкальным зубрилкам, а есть такие которые все слышат. Правда, им сочувствую, потому что их все время корежит, когда слышат фальшь.
Первые ноты
К созданию студии творческого развития «Семейные затеи» выпускница Российской академии музыки имени Гнесиных Надежда Тонкая шла немало лет. Причем это были годы поисков и самопознания, которые сейчас помогают понимать детские души.
− Я очень люблю детей и стараюсь работать только тогда, когда готова делиться любовью. Если чувствую, что устала и нет сил, то понимаю что лучше сегодня не проводить занятия, − делится своим сокровенным Надежда. − Люблю удивлять детей, люблю сама удивляться, поэтому у меня много всего!
То есть много направлений, методов, форм работы с детьми, начиная от простенькой игры с самыми маленькими и заканчивая театрализованными представлениями, в которых могут участвовать и родители. У Надежды немало авторских наработок, которые до сих пор не запатентовала, потому что не успевает.
Друзья Надежды Тонкой говорят, что ее фамилия подходит ей наилучшим образом, передавая душевную организацию пленницы музыки. Тем паче любопытно, как она развивала свои таланты. Ей претят шаблоны и проторенные тропы.
До академии Гнесиных, где обучалась на теоретико-композиторском факультете, посещала детскую студию в Брянске. Надежда благодарна творческим людям, которые работали не по обычной программе:
− Это повлияло очень серьезно на становление меня как педагога, который стремиться к творчеству. Там было безумно интересно. Первые три года я занималась в ДК Кравцова у Людмилы Алексеевны Белоусовой, а потом закрыли эту студию за невозможностью оплатить аренду. Я пошла в музыкальную школу имени Чайковского, где занималась по классу фортепиано у другого замечательного педагога. Всегда выходила после занятий с желанием свернуть горы − играть, заниматься. Было очень много вдохновения! А теоретические дисциплины меня совсем не интересовали, потому что я привыкла к Людмиле Алексеевне, у который всегда был творческий подход. В музыкальной школе меня готовили именно как теоретика. Я не давала никому ничего делать, меня от одного преподавателя к другому переводили, в итоге стали заниматься со мной только индивидуально. Потом занималась в музыкальном училище. В Москве, конечно, было безумно интересно, потому что там множество неординарных личностей − педагогов, которые учили мыслить, учили видеть широко. Когда уже заканчивала Гнесинку, понимала, что не хочу работать со взрослыми − буду заниматься с детьми, с малышами. Вот потому первым местом работы был детский сад, куда устроилась воспитателем. Одновременно в этой же группе вела музыкальные занятия.
Поскольку муж у Надежды был военнослужащим, жили в разных городах, благодаря чему удалось посмотреть множество детских заведений. Понимала, что в организацию, где основным стилем стало шаблонное мышление, не пойдет. Хотелось что-то сделать самой.
− Вот такая я свободолюбивая и творческая, − с самоиронией рассказывает Надежда. − Стала изучать музыкальные направления, которые мне были интересны. Увлекла креативная педагогика, в которой перекликается множество разных течений. Основная идея в том, что мы идем за ребенком. На одном из семинаров профессор сказал слова, которые были как вспышка света: «Идите к детям и чувствуйте себя солнцем». То есть нужно уметь светить, не заставляя ребенка, а вдохновляя его. Требуются такие методы работы, которые помогут сделать ребенка более творческим, живым. Не переделывать его под себя, чтобы он просто повторял за мной слова и действия. Нет, нужно добиться того, чтобы он мог мыслить, чувствовать и делиться этим с другими людьми. Чтобы он захотел сам что-то изучать и познавать этот мир, импровизировать, экспериментировать. Постепенно стала использовать уже свои методы работы. Меня очень влечет театральное направление, я люблю клоунаду. Оговорюсь: это понятие требует пояснения. Я часто использую инструменты работы с аудиторией из клоунады. То есть моя задача как педагога − быть интересной каждому! Клоун − прежде всего не шут, а эмпат, то есть тот, кто чувствует эмоции других.
Музыка − залог успешного обучения в любой сфере
Несколько лет назад Надежда вернулась в Брянск. Понимала, что нужно найти такое место, в котором будет хорошо и интересно. Но такие места не предоставляют, такую обстановку нужно создавать самим. В этом убедила недолгая работа в организации, где выпускница Гнесинки поняла, что не сможет воспользоваться своими талантами в полной мере. Хотя, признается, и там тоже впитала немало ценного и хорошего. Решение открыть свою студию было настолько неожиданным, насколько и подготовленным. Годы труда − этот тот творческий багаж, с которым уже не так страшно отправляться в самостоятельно плавание. Надежда сняла помещение, в котором не было даже стульев. Она рассказывает:
− Я просто решила, что я хочу, что я смогу. Было огромное желание, было вдохновение. И так получилось, что ко мне пошел народ. Сначала, конечно, тратила много сил, чтобы рассказывать о себе в сети. Публиковала фотографии, рассказывала о своих каких-то переживаниях. Наверно, это тоже повлияло на то, чтобы люди доверяли и приходили ко мне на занятия. Одни с любопытством смотрели на то, что у нас происходит в студии, другие не понимали: как можно просто играть с детьми? Что вы там полезного для ребенка сделаете? Если я с ребенком на занятиях играю и смеюсь, то разве это обучение? Все ведь привыкли, что должно быть трудно в учении, а тут легко и интересно. Людей с шаблонным мышлением в Брянске много. Но я черпала вдохновение в детях, и мне всегда интересно самой что-нибудь новое открывать, я очень люблю экспериментировать. Смотрю на состояние группы на то, что происходит с каждым ребенком, какие сейчас реакции вызывает та или иная деятельность.
Методики, которые применяет Надежда Тонкая, довольны сложны в описании, она применяет множество понятий из психологии. Если несмышленый вроде бы малыш за пару лет осваивает язык, который взрослые не осиливают и за 15 лет обучения, то не стоит ли применять схожую науку и для того, чтобы войти в музыкальный мир? Эти шаги называют элементарным музицированием, потому что сложная наука звуков, звучания, гармонии преподносится простым и естественным способом − сообразным миру детского сознания и образов. Для этого создается обстановка игры, которая позволяет детям не ощущать внешнего гнета и свободно входить в музыкальный мир, где все понятно, светло и весело.
До детей психологическая докука, конечно, не доходит, они воспринимают происходящее как солнечный праздник. Потому стремятся сюда. Более того, некоторые родители даже ревнуют из-за того, что тетя Надя «затмевает» их. Впрочем, чаще взрослые просто включаются в общую игру, в веселое обучение, а их дети радуются успехам мам и пап так же, как своим. Наблюдать со стороны действо − такое же удовольствие, как и участвовать в нем. Родители говорят, что ребят дома не удержать, когда им говорят, что завтра пойдут «на музыку».
Суть идеи Надежды заключалась в том, чтобы объединить интересы детей и взрослых:
− Это очень важно − находиться внутри процесса, делиться эмоциями, что-то открывать и быть вместе. Бывали такие случаи, когда дети меняли конфеты на возможность сходить «к тете Наде», мне родители сами об этом рассказывали. Конечно, мне это греет душу. Развивать музыкальные способности нужно всем − и детям, и взрослым. Даже когда вы слушаете музыку, то получаете разные пласты информации, развиваете свое мышление, улавливая разные тембры, ритмы. Вы все это начинаете слышать, различать, детально распознавать. Это невероятно важно для ребенка. Музыка учит концентрироваться и расслабляться, что является залогом успешного обучения в любой деятельности, в любой сфере знания. Умение правильно вовремя сконцентрироваться а потом выдохнуть, расслабиться − это высшие психические функции и ребенка и взрослого человека. Мы используем очень много упражнений из нейрогимнастики, то есть у нас сразу работает два полушария мозга. Через движение, через дыхание, через звучание мы снимаем телесные зажимы, а они есть у всех. Такие занятия помогают преодолеть состояние излишней тревожности, позволяют распознавать и свои чувства, и чувства окружающих.
Психологических премудростей в работе Надежды Тонкой очень много. Как маг, она применяет приемы, которые чаще всего незаметны для окружающих. Они лишь понимают потом, что провели путешествие по неизведанному миру, где много красок, света, мелодий, радости. Дети осваивают музыкальные инструменты, потом переходят к вокалу. Надежда признается, что сейчас уже настолько загружена, что вынуждена отказываться от просьб взрослых − научить пению, круговым танцам и так далее. Но есть мечта развивать студию, превращая ее в подобие театра, где маленькие зрители становятся участниками постановки.
− У меня планов очень много, − говорит Надежда Тонкая. − Хотя не все понимают, как в одном человеке сочетаются столько разных направлений и что вообще у нас происходит. И мне сложно порой это объяснить. Недавно общалась с учительницей музыкальной школы, которая сказала, что пора бы уже пойти работать к ним. Но меня это не увлекает, хотя я историк музыки и могу преподавать. Нет, мне интересно мое дело. Я занимаюсь с малышами, у нас много эмоций, много непредсказуемости. Работая с ребенком, я не могу даже на секунду отлучиться и потерять его внимание. Это обязывает быть постоянно собранной и интересной для детей. Продумываю даже то, как отворачиваюсь от ребенка, иду и ставлю стойку с микрофоном. Мне нравится с детьми дружить, я с удовольствием слушаю их рассказы о том, что у них произошло. И этой дружбой очень дорожу. А она может быть только настоящая, честная.
Студия творческого развития Надежды Тонкой:
Ранее сообщалось, что на образование в 2022 году в Брянской области израсходуют около 18 миллиардов рублей.
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle