24 ноября 2021, Среда, 12:48
Театр – для людей
Накануне премьеры спектакля «Дядюшкин сон» по повести Ф.М. Достоевского мы провели интервью с главным режиссёром Брянского тетра юного зрителя заслуженным деятелем искусств России Юрием Пахомовым.
На сцене Брянского ТЮЗа за срок чуть более года Юрий Пахомов уже поставил такие спектакли как: «Тартюф» по пьесе Мольера, «Медной горы хозяйка» по уральским сказам П. Бажова, «Бэби-блюз» по пьесе Ю. Тупикиной, «Как Зоя гусей кормила» по пьесе С. Баженовой. Ранее он поставил в ТЮЗе спектакли: «История любви» по пьесе Эрика Сигала, «Он, она, окно и…» по пьесе Рэя Куни и другие.
− Юрий Алексеевич, вопрос, простой: что такое режиссер в театре?
− Режиссер в театре для определения стратегии, необходимо принципиальное понимание, куда движется театр, в каком направлении идёт его художественное развитие. Режиссер определяет миссию театра как особого универсального учреждения искусства и культуры. Коллектив театра, его труппа должны знать, какие задачи решаются, какой репертуар мы ставим, на кого он рассчитан, какие образовательные и воспитательные проекты и программы реализует театр.
Самое главное, когда зритель почувствовал гордость, жажду к свободе, важно сказать ему, что он очень нужен. Сейчас зрители за этим приходят в театр. Раньше они приходили в театр, требуя какого-то веселья и дурачества. А теперь приходят побыть, услышать, разглядеть. Нам всем в театре это нужно знать, и выходить на сцену без малейшей фальши и обмана.
Зритель в современном театре не любит, когда он не понимает происходящего на сцене, он начинает внутренне злиться. Не надо считать зрителя глупее себя и досадовать на его непонятливость. Всё гениальное, − просто и ясно: Сикстинская мадонна, Шаляпин. Надо в ясном, а не в упрощенном, показать сложное. И не усложнять простое. Ясность и простота о сложном, − вот путь.
− Что вы предполагаете делать на этом пути?
− Я пришел год назад, и все это время знакомлюсь с городом, театром и зрителем. Для меня как человека нового в городе и этом театре, очень важно понять, насколько сегодня активны детская и молодежная аудитория, что сегодня их интересует. Вообще написаны замечательные пьесы, которые говорят о добре и зле, учат взаимопомощи, говорят о социальной справедливости. И только через актёра мы можем почувствовать и понять всю прелесть театра.
− Театр работает с детской аудиторией, что вы планируете в ближайшее время поставить для неё?
− Пьеса А. Хайта «Кот Леопольд». Вот два «мыша» – это две клоунские маски, эдакие «белый и рыжий» клоуны. Проказы этих мышей всем очень знакомы, и детям они интересны. Но основа спектакля глубже: взаимоотношения между людьми. Где есть возможность говорить о добре и зле, о дружбе, о взаимоотношениях с другими. То есть через простые вещи, через игровую форму можно доходчиво разговаривать с детской аудиторией.
− Как вам видятся отношения театра с молодёжной аудиторией?
− У нас недавно вышел спектакль «Бэби-блюз» по пьесе Ю. Тупикиной о молодых семьях, молодых мамах. Хотелось бы, чтобы молодежная, студенческая аудитория пришла на этот спектакль, а потом с этой аудиторией обсудить, волнует ли их эта тема.
Хочу сделать спектакль по книге Захара Прилепина «Пацанские рассказы». Личность автора известная. Он пишет о современном молодом поколении, его желаниях и стремлениях.
Мы − театр юного зрителя и мне хочется, чтобы к нам пришла молодёжная аудитория, студенчество. Она, конечно, есть, но хочется, чтобы её было больше, чтобы она более активно приходила к нам в театр. В течение моего первого театрального сезона в качестве главного режиссёра в Брянском ТЮЗе вышли такие спектакли как: «Три мушкетёра» по роману А. Дюма, «На войне как на войне» по повести писателя-фронтовика В. Курочкина, «Полианна» по книге Э. Портер, «Тартюф» по пьесе Мольера и многие другие. Перечисленные спектакли созданы разными режиссёрами в первую очередь для молодёжной аудитории. Хочу, чтобы и театр мог позиционироваться как молодежный. Тогда у театра значительно расширяется поле деятельности касательно репертуарной политики. Тогда и нашей молодой труппе становится интереснее работать.Так, например, мы будем работать с ГИТИСом. В рамках взаимодействия мы приглашаем на постановку молодых режиссеров, художников-сценографов, балетмейстеров – выпускников ГИТИСа. Запланирован их приезд в марте-апреле следующего года. Они попробуют поработать с нашими актерами на материале сказки. Если проект будет удачным, будем его продолжать. Сделаем некую творческую лабораторию внутри театра. Например, чтобы на неделю приезжал режиссер и работал с актерами, экспериментировал, а потом они показали первые зарисовки, этюды. И, посмотрев, мы можем остановиться уже на чем-то понравившемся. Есть много замыслов, которые интересно реализовать. Меня заинтересовал приближающийся юбилей Тютчева, в 2023 году будет 220 лет со дня его рождения. А для Брянщины Тютчев – это «наше всё». У меня возникла идея придумать историю, основанную на его поэзии, которая бы перекликалась с музыкой, написанной современными композиторами. Такие проекты всегда интересны.
− Один из самых интересных спектаклей последнего времени в Брянском ТЮЗе, по моему мнению, – «Как Зоя гусей кормила» по пьесе Светланы Баженовой. Как вы решились ставить эту пьесу?
− В пьесе поднимаются серьезные проблемы – это и одиночество, и отношения родителей и детей. Нечто подобное есть и в пьесе «Королева красоты» Мартина МакДонаха, только у того показаны отношения матери и дочери. Тема того, как мы в погоне за своим счастьем уничтожаем, часто нехотя, своих близких, на мой взгляд, сейчас очень актуальна.
Хотелось бы, чтобы существовал эксперимент в театре. В нем должны быть и коммерческие спектакли, которые стабильно приносят средства. И экспериментальные. Думаю, что нашей публике это будет интересно.
− Если вернуться к премьере спектакля «Дядюшкин сон» по Достоевскому, который вы поставили как режиссёр?
− Сценограф спектакля «Дядюшкин сон» − Валентина Правдина, лауреат Премии им. И. Ушакова, (г. Минск). Спектакль по повести Фёдора Михайловича Достоевского − наша ноябрьская премьера. Это такая вечная история, конечно, о любви. Очень деятельная мать всеми силами пытается выдать замуж за состоятельного, пусть уже далеко и не молодого человека свою молодую красавицу-дочь. Думаю, это современная тема, которая, в том числе и молодым девушкам будет полезна и интересна. Спектакль создан по повести Ф.М. Достоевского, 200-летие которого мы на днях отмечали.
− Спасибо, Юрий Алексеевич, будем ждать премьер и приглашаем наших читателей на спектакли Брянского ТЮЗа.
Беседовал А. Борисов
возрастное ограничение 16+
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle