18 октября 2021, Понедельник, 08:34
Взыскание погибших
Вот уже восьмидесятая годовщина вероломного нападения фашистской Германии на Советский Союз прошла через календарь трагических дат в истории нашей страны. Готовя материал «Бессмертные полки одной дивизии» для «Брянских новостей» еще в начале этого года, я высказывал предложение об увековечении в названии новой улицы или сквера, площади памяти о красноармейцах 222-ой стрелковой дивизии, полки которой формировались в Унече, Стародубе, Трубчевске с марта 1941 года и, полностью укомплектовавшись с началом войны жителями нынешних брянских, в основном сельских, районов, в середине июля маршем в 350 километров выдвинулись на позиции у Рославля. В пеших колоннах ушли 14500 наших земляков шестнадцати возрастов, подлежавших всеобщей мобилизации.
Дивизия не смогла выдержать натиск превосходящих сил врага. Отступая, сдерживала его продвижение к Москве ценой больших потерь. Уже в начале октября 1941 года командование вермахта сообщило о том, что 222-я стрелковая дивизия русских окружена и разгромлена. Но она, обескровленная в боях, все же пробилась к столице, после восполнения своих потерь остатками двух других стрелковых дивизий, а также ополченцами уже в составе 33-й армии в ходе декабрьского контрнаступления освобождала Подмосковье.
Во второй половине января 1942 года эта армия без передышки на доукомплектование была брошена в направлении Вязьмы с планами верховного командования срочно перекрыть основной путь снабжения центральной группы войск противника.
Уже скоро западное крыло армии вместе с командованием было взято в оказавшееся для нее гибельным вражеское кольцо. Неоднократные попытки 222-ой дивизии с востока пробиться к окруженцам оказались безуспешными. Только в одном бою из 774-й стрелкового полка выбыло 70 процентов личного состава – убитыми, ранеными и контуженными. Наши потери за январь-март 1942 года в районе смоленского села Темкино, а также с началом Ржевской наступательной операции в августе того же года на тех же темкинских высотах и в болотах составили 8076 человек. Соотношение между павшими тогда в боях и выжившими наглядно показывает вот эта архивная фотография первого саперного батальона 774 стрелкового полка:
Нижний ряд (слева направо): старший лейтенант Николай Сластин (погиб у деревни Павловское в семи километрах от села Темкино в августе 1942 года), старший политрук Иван Сайгин (тяжело ранен у деревни Павловское в августе 1942 года).
Верхний ряд (слева направо): лейтенант Федор Маргелов (погиб у деревни Павловское в августе 1942 года), старший лейтенант Владимир Абрамов (тяжело ранен у деревни Павловское в августе 1942 года), красноармеец Дмитрий Зайцев (погиб у деревни Челищево в девяти километрах от села Темкино в апреле 1942 года).
На брянской земле, где дивизия была создана и укомплектована в своем первом составе, имеется лишь памятный знак. Он открыт на территории унечского завода «Тембр» и указывает на то, что здесь в 1941 году был cформирован ее 787–й стрелковый полк. Между тем в микрорайоне Брянска, и именно на смоленском направлении, по которому ушли в бессмертие брянские полки, появился сквер имени даже некруглой даты в истории одного из ведомств, скажем так, по борьбе с вредителями на теле социального организма. Не принижаю значения учреждения, его роли и пользы, но все же досадно было − явно не сопоставимы юбилеи для тех, кто по роду своих занятий должен был быть озабоченным историческим и культурным ландшафтом города!
Но затем неожиданным образом открылось: есть такой памятник, самый высокий по своему духовному значению и на предельно близкой дистанции в общении с душами погибших солдат!
Как-то я пересматривал материалы о ските Ветрово на псковских озерах. Там в затворничестве по сей день живет иеромонах Роман (Матюшин) и к нему однажды за благословением на исполнение его песнопений приезжал Максим Трошин. И священнослужитель, и юный певец − наши земляки, судьбы и творчество которых меня занимают уже многие годы. Оба выполнили благодатную, а Максим еще и жертвенную, роль в духовном возрождении России во времена смуты девяностых годов прошлого столетия,
В этот раз меня интересовала история с названием храма на территории скита. Когда храм возводился, затворник сам брался за топор, но и помощники там были искусные в этом деле. Храм срублен по подобию церквей Русского Севера. Не перечисляя все архитектурные особенности этого стиля, скажу о главном — храм органично встроен в окружающую природу.
Иконы с образами Спасителя и Богородицы написаны самим хозяином скита. Все, кроме одной. Она и дала названию храма. Как рассказывает петербурженка Ольга Надпорожская, популярный автор православных изданий, отец Роман попросил келейницу узнать у занемогшего протоиерея Николая Гурьянова, о желаемом им имени для храма, только что построенного в Ветрове. И отец Николай, духовный наставник иеромонаха Романа, один из наиболее почитаемых старцев Русской Православной Церкви с даром тонкого поэтического слова, передал, чтобы храм освятили в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших».
Можно отнести к Божиему промыслу подобное наставление, поскольку старец не мог знать, что такая икона у иеромонаха Романа уже была.
Замечу, что протоиерей Николай Гурьянов удивил меня еще раньше своей удивительной способностью смотреть за горизонты обыденного сознания. Он в свое время благословил иеромонаха Романа на стихотворное творчество и духовные песнопения, тот в свою очередь дал похожее благословение Максиму Трошину. И однажды запись Максима Трошина с песней на слова и музыку Николая Гурьянова «Ты не пой, соловей…», став основной мелодией телесериала «Громовы», открыла для всей России талантливого юного певца и одновременно для всей России донесла тихие и мудрые мысли псковского старца о жизни и смерти.
Икона «Взыскание погибших» оказалась в руках иеромонаха Романа также чудесным образом. Еще в начале своего церковного служения тот временно был направлен на приход в смоленском селе Темкино. Это была пора, когда здесь несколько прицерковных сооружений из-за своей ветхости уже были разобраны до фундамента. Из мусора на месте сторожки молодой монах извлек почерневшую от времени и грязи доску с признаками иконы. Уже позже, на псковских озерах, находке был возвращен близкий к первоначальному вид с образом Богородицы «Взыскание погибших».
Теперь эта икона занимает особое место в храме скита Ветрово. По отзыву редких посетителей, прибывающих сюда в случаях исключительных, отец Роман благословляет гостей этой иконой и прикладывается к ней сам.
В России есть четырнадцать православных храмов с престольным праздником иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». В каждом расскажут свою историю о поводе назвать церковь именно так: обращение к молитве в каждом случае спасало от, казалось бы, неминуемой гибели − от волков, морозов, холеры, огня и воды. Икона является утешительницей родительской скорби. Но все же чаще в этих храмах поминают погибших воинов.
Икона обращает нашу память к красноармейцам брянской дивизии (это уже со временем, в конце сентября 1943 года, она приобретет название «Смоленской» как особо отличившаяся в боях за освобождение этого края). В селе Темкино, где в церкви служил иеромонах Роман, и селениях рядом сейчас осталось девять братских захоронений, в которые 1954-1956 годах перенесли останки советских воинов из общих могил более чем в ста опустевших и заброшенных после войны деревнях ближайшей округи. Вот одна страшная деталь из воспоминаний непосредственного участника перезахоронений и она должна разрушить восприятие безликой статистики о численности потерь: в разрытых могилах красноармейцы иногда были уложены в накаты, где каждый ряд перестилался соломой,– так много было погибших!
Слово «взыскание» в старославянском языке означало вопиющую своим отчаянием просьбу. Суждено было ее услышать иеромонаху Роману, которому явилась икона, и старцу Николаю Гурьянову, провидчески определившему название храму в Ветрово. Икона и храм в ее честь — это сегодня лучший памятник 222-ой стрелковой дивизии, который может быть. Но далеко и трудно добираться до монашеского скита в стремлении присоединиться к молитвам псковского затворника у иконы с места последних боев наших прадедов, дедов и отцов…
Николай Исаков,
ветеран боевых действий, полковник в отставке
Использованы фотоматериалы с сайтов поисково-исторического форума SmolBatlttle, Фонда творчества иеромонаха Романа «Ветрово», литературно-исторического журнала «Александр», мемориала Максима Трошина.
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle