9 марта 2021, Вторник, 14:57
Что случилось с брянской коррупцией?
Сегодня «РИА Новости» опубликовало информацию начальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Виктора Балдина.
Прокурор привел рейтинг российских регионов по числу выявленных случаев коррупции. Впрочем, из заметки не совсем понятно, о чем идет речь. Издание говорит о количестве «выявленных случаев взяточничества». Однако, взяточничество (получение и дача взятки) – это один из видов преступлений коррупционной направленности. Список коррупционных деяний гораздо шире. При определенных условиях к коррупции относятся и случаи мошенничества, присвоения, растраты, злоупотребления и превышения должностных полномочий и еще ряд менее распространенных составов.
Возьмем за основу факты взяточничества, о которых говорит издание со ссылкой на Генпрокуратуру. Итак, в лидерах по числу этих преступлений оказалась Москва, затем идут республика Татарстан, Ставропольский край, Московская область, республика Башкортостан, Краснодарский край, Челябинская и Ростовская области, республика Дагестан и Пермский край.
Брянской области в этом списке нет, хотя в июне 2020 года область фигурировала в списке регионов с самым высоким уровнем коррупции по итогам 2019 года. Тогда в рейтинг попали Мордовия, Чувашия, Камчатка, Архангельская, Брянская, Магаданская, Новгородская, Оренбургская, Саратовская и Тюменская области.
С учетом сегодняшней новости некоторые брянские сайты поспешили заявить, что регион вышел из ТОП-10 коррумпированных регионов, положительно осветив этот факт. Так ли это?
Тут необходимо сделать одно небольшое пояснение. О нем говорил начальник 86 управления Генпрокуратуры, но я постараюсь раскрыть чуть подробнее. Дело в том, что коррупционная преступность – это чрезвычайно латентный вид преступности. Фактически наружу вылезают только те факты, о которых становится известно правоохранителям в результате заявлений заинтересованных лиц или в результате проведенных оперативных мероприятий по документированию преступной деятельности.
Огромный айсберг коррупционной преступности находится вне поле зрения общества. Поэтому оценить уровень коррумпированности в каком-либо регионе можно лишь очень приблизительно. Оценка на основе сухих цифр статистики далеко не всегда будет объективной.
Фактически озвученные сегодня цифры взяточничества – это показатель работы правоохранителей. Много выявили – значит хорошо работают, но тут опять же не все так просто. Необходимо опять смотреть в разрезе. Что скрывается за цифрами? Получение крупных взяток солидными чиновниками или мелкие дачи взяток по 2000-3000 рублей мигрантами сотрудникам полиции. И то, и другое – это коррупция. В отчете и та, и другая цифра будут смотреться одинаково.
Основываясь на сегодняшних цифрах о взяточничестве, нельзя сделать однозначный вывод о том, что коррупция в регионе снизилась. Она, давайте говорить честно, осталась примерно на том же уровне, что и годом раньше, даже 5 годами ранее. Просто в ушедшем году не попался тот, кто попадется на взятке в этом.
Кроме того, существуют эффекты высокой и низкой базы, экономисты в этом хорошо разбираются. Все это тоже надо учитывать при анализе коррупции.
В любом случае только с положительной стороны можно оценить тот факт, что сейчас правоохранители региона с учетом координирующей роли прокуратуры, в основном, нацелены на выявление особо опасных форм коррупции, на документирование преступной деятельности крупных чиновников, на выявление фактов получения взяток в крупных и особо крупных размерах.
Конечно, если водитель настойчиво предлагает сотруднику ГИБДД взятку в 5000 рублей, будучи осведомленным о преступности своих действий, то такое деяние необходимо пресекать, привлекая виновного к ответственности. Но выявление таких преступлений, как можно констатировать, в настоящее время не является самоцелью брянских правоохранителей.
Несмотря на то, что в ТОП-10 самых коррумпированных регионов Брянщина не попала, в прошлом году в области было достаточно выявлено резонансных преступлений коррупционной направленности.
Тут и пресечение фактов коррупции в МРЭО региона. И выявление покушения на дачу взятки прокурору в сумме 100 тысяч рублей начальницей городского управления ветеринарии. Были также раскрыты махинации главы администрации Комаричского района и его заместителя. И много еще громких дел было на слуху у брянцев в 2020 году.
Радует, что и в этом году противодействие коррупции продолжилась. Так, накануне стало известно, что в Карачевском районе сотруднику местного лесничества предъявили обвинение в получении крупной взятки.
Брянская область по выявлению коррупции находится на хорошем счету как в рамках Центральной России, так и в масштабах страны.
Сергей Морозов, пенсионер органов прокуратуры,
советник юстиции
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle