Наверх

23 декабря 2020, Среда, 07:57

Шедевры русского композитора в долгом пути к сердцам впитали очарование мира

Шедевры русского композитора в долгом пути к сердцам впитали очарование мира
Фото: Сергей Чекалин

Его музыка, его мелодии столь красивы, что невольно недоумеваешь: как могло случиться, что его еще не знает большая часть страны? Отклики тех, кто наконец услышал эту музыку, полны восторга. Его благодарят и боготворят, а он лишь скромно говорит: «Спасибо».

Сергей Чекалин − уникального смирения и творческой мудрости человек. Не каждый поймет, почему столь талантливый автор не лезет на музыкальные баррикады, не выпячивает грудь, не атакует телеканалы. Он знал, что его музыка, подобно весенним ручейкам, пробьется к людям. Не столь рано, как хотелось бы, но все же эти живые струи дивных мелодий будут замечены и отзовутся в миллионах сердец. Так и происходит.

Композитор, певец, актер живет в Подмосковье, хотя родился в Липецкой области. Его личная жизнь остается не то чтобы тайной − заповедной зоной. Тем не менее в интервью «Брянским новостям» он немного рассказал и о ней.

− Сергей, до обидного мало информации о вас. В сети можно найти лишь куцые сведения. Это даже странно. Почему так произошло?

− За композитора должна говорить его музыка.

− Трудно усомниться, что красота вашей музыки − это красота вашей души. А душа − это прежде всего Родина. Каким было ваше детство? Расскажите, пожалуйста, о семье, в которой выросли.

Музыкант Сергей Чекалин− Я родился в обычной для пятидесятых годов 20 века семье. В семье было 7 детей. Я − пятый по счету. Семья была музыкальная. Все играли на каких-либо инструментах. Отец был гармонист-виртуоз. Он играл на рояльной гармони. У этой гармони правая клавиатура (голоса) − как у рояля. Только клавиши мелкие. Работал отец пожарником. Село, в котором мы жили, было крупное. Мать в тот период в основном занималась домашним хозяйством. Все мои родственники по линии отца были музыкальными людьми.

− Когда и как музыка пришла в ваше сердце?

− Я всегда любил музыку. С удовольствием всегда ее слушал. Когда был маленьким, часто просил моих старших братьев, что-нибудь мне сыграть. Осваивал музыку по самоучителю для баяна. Там в основном были народные песни, они мне нравились. Сам по себе музыкальный звук, даже вне контекста мелодии, мне тоже нравился. Я любил упражняться в игре на баяне. Просто нажимать на клавиши и слушать эти дивные звуки.

− Как можно понять, вы не из тех, кто всеми силами рвется на сцену или к микрофону, кто всеми доступными средствами напоминает о себе. Создается впечатление, что вы смиренно ждали, когда слушатели обратят на вас внимание. Они уже обращают, отклики на ваши творения полны восхищения, люди благодарят вас. Но откуда такое смирение и такая скромность? Это ваши жизненные принципы?

− Считается, что стремление к известности и узнаваемости после 40 лет затухает. Это в отношении большинства людей правильное мнение. Для выхода к микрофону должны быть веские основания. Как минимум должна быть большая востребованность артиста. Как-то специально за это бороться не хочется.

В социальной анонимности есть свои плюсы. Избыточное внимание к человеку имеет свои минусы. Короче говоря, это не является сейчас для меня большой ценностью. Запомнится в итоге не то, сколько времени ты был у микрофона, а ценность того, что ты сделал.

− Ваша музыка в основном меланхолична, в ней всегда есть красивая печаль. Исключением стали лишь нескольких задорных композиций. Это отражение вашей души, мировоззрения или жизненных обстоятельств?

− Это отражение души, мировоззрения и жизненных обстоятельств.

− Вы учились в Москве? Что парень из провинции приобрел там?

− Я прошел курс обучения в музыкальном училище имени Гнесиных по специализациям «актер музыкальной комедии и артист хора». А затем − курс режиссуры в Московском государственном университете культуры. Там приобрел полезные для меня знания и навыки.

− Насколько известно, во время обучения вы увлекались роком и шансоном. Такой широкий диапазон увлечений − это поиск гармонии во всех музыкальных направлениях или еще что-то? Менялись ли у вас с возрастом вкусы?

Музыкант Сергей Чекалин

− Если человек развивается, то меняются и его вкусы. С возрастом вкусы менялись. Начинал в соответствии с музыкальной модой того времени с хард- и панк-рока, потом шансона, а затем вышел на свой путь. На мой взгляд, настоящая музыка − это инструментальная музыка, а потом все остальное. Против других музыкальных жанров не имею ничего против. Они тоже нужны.

− Как сложилась личная и творческая жизнь после института?

− То, как сложилась моя творческая жизнь, видно по моей музыке. А личная жизнь касается только меня, это не предмет для обсуждения.

− Как приходят такие удивительные мелодии, которые принадлежат вам? Это творческое таинство? Или все же понимаете, как рождается музыка?

− Один писатель сказал, что писал эту книгу полгода и всю остальную жизнь. Думаю, что у многих в написании музыки, то же самое. Мелодия − это определёеный результат синтеза прожитого и нынешнего состояния автора. На ее сочинение у меня уходит примерно 10 − 20 минут, если накопилась необходимая готовность для этого.

− Имеет ли смысл вообще употреблять термин «электронная музыка»? Это понятие как бы предполагает снисходительное отношение. Возможно, снисходительно и стоит относиться к посредственным композиторам, которые стали под эту крышу, но когда есть прекрасная мелодия, многозвучие, многомыслие, то уже не имеет значение, как знатоки жанра назовут музыкальное сочинение, потому что оно выше всех жанров и знатоков, потому что в нем есть тот бриллиант, который звучит одухотворенно. Вы согласны с этим?

− Согласен с вашим мнением. Электроника дает дополнительные возможности в создании и использовании новых тембров, облегчает технологию создания музыки и избавляет от рутинной работы. Без конкретного творца это все бесполезно и мертво. Играет не компьютер, синтезатор и технологии, а человек, который умеет использовать новые возможности компьютера и синтезатора в сочинении музыки. У музыканта расширяется диапазон возможностей, в этом главный плюс новых технологий. Но мне это не мешает слушать народную или классическую музыку любых жанров. Одно другое не исключает, а, наоборот, дополняет. Кто-то умеет использовать прогресс в области технологий, а кто-то − нет. Они-то и сетуют на электронику.

Издревле существует определение: мелодия − это душа музыки. То есть дело не в электронике и новых технологиях. Они лишь средство для получения результата.

− Есть ли у вас опыт работы с симфоническими оркестрами. Как ваша музыка звучит в их исполнении?

− Опыта работы с симфоническими оркестрами не имею.

− В вашем творчестве есть несомненные шедевры − «За далью даль», «Острова», «Лунный свет» и другие. Стилистически они похожи на другие ваши сочинения и все же отличаются зарядом такого вдохновения, что, выраженное звуками, оно не может не восхищать. Как рождались именно эти композиции? Они − отражение непосредственных впечатлений, то есть того, что было навеяно горами, морем, дальними странами?

− Названия придумываются после того, как мелодия сочинена, исходя из ее характера и тех ассоциаций, которые она вызывает. То есть нет такого: дай-ка я сочиню про горы или осеннюю природу. Мелодия − это отражение того психологического состояния, в котором находился автор в момент сочинения.

Есть и другие подходы к сочинению музыки, например, пьеса «Полет шмеля» Римского-Корсакова. Там была заранее поставлена задача передать музыкой полет шмеля, и это было блестяще сделано.

− У большинства ваших композиций романтичные названия, в которых дух странствий. Откуда это? Вы любите путешествовать?

− Да, я люблю путешествовать. Мне периодически необходима смена обстановки и новые впечатления. Благодаря этому происходит что-то типа перезагрузки.

− Что сами любите слушать сейчас? Какие авторы вдохновляют?

− Больше всего люблю слушать классику и всего остального понемногу.

Мелодии у меня сочиняются не в результате вдохновения, а из потребности сочинять в определенный момент. Просто возникает эта потребность. Если не сочинять в какой-то определенный период времени, то начинаешь испытывать небольшой дискомфорт. У других авторов, возможно, все происходит по-другому.

Музыкант Сергей Чекалин

Я в данный момент работаю в жанре инструментальной музыки. Называю свои сочинения инструментальными пьесами.

− Бывает ли так, что признанные во всем мире песни или композиции кажутся вам недоразумением? Много ли, на ваш взгляд, дутых фигур в музыкальном мире?

− Когда какое-то произведение или неинтересный персонаж становится популярным, мне хочется понять, почему так произошло. В современном мире играют большую роль технологии раскрутки музыки и не только музыки − например, политиков, художников и т.д.

Есть такая область деятельности, как маркетинг, связанная с продвижением товара, то есть с комплексом работ по стимулированию спроса. Продвижение осуществляется посредством инструментов маркетинговых коммуникаций: реклама, стимулирование сбыта, связь с общественностью и т.д. При таком подходе требуется большой бюджет, и те, кто вкладывают деньги, любыми способами хотят их вернуть и получить высокую прибыль. Почему они вкладывают деньги в определенного человека − это вопрос вкуса, если, конечно, в этом нет политической подоплеки, например, задачи оболванивать население. Большинство людей очень внушаемо. Как говорил Кузьма Прутков: «Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе». То есть многие люди неспособны сами находить ответы на вопросы, и им заинтересованные лица подсовывают готовые решения. Эта тактика во многих случаях эффективна и активно используется при продвижении чего-либо

Музыкант Сергей Чекалин

Хотя бывают случаи, когда что-то становится популярным и без маркетинга, потому что в обществе есть на это запрос. Например, так произошло с фильмом «Остров». Так бывает и с артистами, и с песнями. Есть разные группы населения с совершенно разными вкусами, которые находятся друг с другом в диссонансе и даже иногда в конфликте. Как говорится, о вкусах не спорят, но если есть возможность, их навязывают. Какой-то миллиардер сказал: «Люди будут считать искусством то, что мы назовём искусством».

− Судя по всему, вы человек не только музыки, но и слова? Ваши отношения с литературой?

− В своё время я с большим удовольствием прочитал почти всю русскую классику. Будет время, возможно, что-то перечитаю. Сам иногда сочиняю тексты для своих песен.

− Есть ли, на ваш взгляд, коренное отличие русских музыкантов от зарубежных? В чем оно? Ведь нетрудно заметить, что русские народные песни отличаются от немецких настолько же, насколько отличается русская речь от немецкой.

− У русских музыкантов в отличие от иностранных коллег во многих случаях другая мелодика в музыке. В их музыке присутствует какая-то масштабность, напевность, широта, во многих случаях − созерцательность и, говоря словами А. П, Чехова, «тоска по лучшей жизни».

− Как вы записываете свои сочинения? В своей студии? Всякий ли раз прибегаете к помощи аранжировщиков? Их считаете соавторами или просто помощниками?

− Работаю с хорошими аранжировщиками, которые способны почувствовать авторский стиль и выразить его в аранжировке. Это дано не всем. У меня студии нет. Работа с аранжировщиком ускоряет получение конечного результата и позволяет композитору успеть больше сделать. Так, например, работал Эннио Морриконе. Он сам аранжировками не занимался.

Аранжировщик, на мой взгляд, является интерпретатором мелодии. Интерпретация согласовывается с композитором. Ведь интерпретации могут быть самыми разными. Например, Карл Дэй мелодии группы «Битлз» изложил в стилистике симфонического оркестра и музыки релакс. Получилось интересно. Теперь эти мелодии можно услышать на радиостанциях, транслирующих классическую музыку.

− Планируете ли выпуск альбомов?

− Я не против выпуска альбома, но сейчас в России спрос на диски минимален. Большинство предпочитает скачивать музыку из интернета. Но если представится случай, почему бы нет?

Все мои достижения находятся в музыке, которая пока распространяется исключительно через интернет. У моего канала в YouTube на данный момент 133 тысячи подписчиков, это хороший показатель. Вероятно, в моей возрастной группе авторов, моя музыка входит в разряд наиболее востребованных в интернете.

Почётных званий не имею…


Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.

Комментарии для сайта Cackle
Брянцы разных поколений приняли участие в географическом диктанте

17 ноября 2024, Воскресенье, 13:19

Брянцы разных поколений приняли участие в географическом диктанте

В диктанте участвовали школьники, студенты, пенсионеры и читатели специальной библиотеки для слабовидящих

Фильм с брянской актрисой Ангелиной Поплавской возглавил российский кинопрокат

15 ноября 2024, Пятница, 08:19

Фильм с брянской актрисой Ангелиной Поплавской возглавил российский кинопрокат

Фильм «Любовь Советского Союза», в котором снялась уроженка брянского города Клинцы Ангелина Поплавская, возглавил кинопрокат в России и странах СНГ

Ушёл из жизни бывший главный художник Брянского драмтеатра Анатолий Семичасный

13 ноября 2024, Среда, 14:29

Ушёл из жизни бывший главный художник Брянского драмтеатра Анатолий Семичасный

Ушёл из жизни художник-постановщик Анатолий Семичасный, об этом сообщили в брянском отделении Союза театральных деятелей России. Ему было 84 года

Водитель брянского автобуса спел в финале конкурса Газманова и получил спецприз

11 ноября 2024, Понедельник, 15:44

Водитель брянского автобуса спел в финале конкурса Газманова и получил спецприз

Водитель брянского автобуса Александр Щанов получил специальный приз нацпроекта «Родники-2024» за исполненную им авторскую песню «Искры»

Жителям Брянской области показали фото «Деснянки» 1980 года

8 ноября 2024, Пятница, 16:21

Жителям Брянской области показали фото «Деснянки» 1980 года

Утверждается, что снимок был сделан в 1980 году. Его автором является фотограф Николай Романов