15 ноября 2020, Воскресенье, 08:57
Трамвайчики Райской долины
Город Вальпараисо, (Райская долина) в Чили знают все. Он знаменит своими уличными лифтами, которые до сих пор используют как городкой транспорт. Им уже второй век.
2012 год. Приехала сюда из Аргентины, то есть с Атлантики на Тихий, чтобы покататься по крутым склонам городских холмов.
Город-порт цветными домиками ступенчато уходит вверх по горам. То, что внизу − многоэтажно, а наверху − низкоросло. Прежде всего подивилась чилийским песо, они пластиковые, хотя сразу не поймёшь, подделать их невозможно. Затем на карте города служащий информационного центра отметил по моей просьбе городские лифты. Их я должна была обойти.
В хостелы наверху, куда ведут крутые лестницы, жильцов принимают по 15 евро за ночь, а внизу всё везде занято. Но лезть в гору не хотелось.
− А как же лифты! Неужели пешком?
− Так лифты частные и принадлежат владельцам, которые их давно установили в удобных для себя местах. На весь город их не хватает, действующих всего 15, а 10 на ремонте.
Оживлённые улицы уходят вверх и затихают.
− И какая же это Райская долина, что вокруг одни подъёмы?
Я ещё слабо пыталась найти что-либо подходящее внизу, но уже с тоской посматривала наверх.
По подъёму Эквадор (subida Ecuador) спускались жители верхних районов. Встречные обнадёжили, что подниматься легко, и в течение дня они не раз проделывают этот путь. А с лифтом им не повезло, его здесь просто нет, а что касается отелей, то они на холмах более свободны, это правда.
Тяжело вздохнув, приступила к подъёму.
Домики громоздились друг другу на крыши, перила шаткие, но окрашены ярко-жёлто, а оттого не так всё грустно. Граффити на любой вкус, цветы оплетают ограды. Город уже далеко внизу, а моя лестница-чудесница и не думает заканчиваться. Бездомные собаки не реагируют на прохожих, лениво спрятавшись в тени. Жара.
Наконец-то поднялась на узкую тихую улочку и устроилась в отель «Караколь». Побросав вещи в номер, отправилась на поиск городских лифтов.
Все они имеют свои собственные имена, иногда просто неожиданные, например, такие: лифт Барон, Лечерос (молочники), Монхас (монахини), Марипозас (бабочки), Эспириту Санто (Святой дух), Артиллерия, Вийя сека (сухой путь) и все остальные в таком же духе. Разбросаны в разных концах города.
Первым посетила лифт Королева Виктория. Столь громкое название меня привлекло. Внизу, под холмом, кабина, где лифтёр собирает по 300 сентаво за подъём на гору, это просто мизерная сумма. Через турникет впускают определённое количество людей, в основном любопытных, местных жителей тут меньшинство. Поехали!
По склону проложены рельсы, мы вверх, а встречная кабина − вниз. Тяжёлое громыхание, слегка подпрыгивая, катим над городом, созерцая вновь открывшиеся дали. Внизу океан пенится, лодки у причала, машинки, как паучки, люди, как муравьи, суетятся, а моя кабина тащит меня к облакам.
Поднялись и причалили к очередному турникету с лифтёром, через который вышла на вершину, открыв дверь из лифта. Здесь работают огромные колёса, поворачиваясь, тянут металлический трос, приводя в движение кабины. Каждый желающий может разглядеть устройство механизма со всеми рычагами и шестерёнками.
На вершинах холмов расположились рестораны и отели, церкви и местное кладбище, дворики балконами выступают над городом, крутые спуски улиц увлекают за собой, радуя и восхищая разнообразием цветов. Сувениры продают у входа в лифт и его выхода. Обратно со склона можно спуститься пешком, не спеша пройтись вдоль пёстрых домиков.
Потом были лифты Консепсьон и Эль перал по 100 сентаво за подъём. Столь незначительные цены не оправдывают содержание машин, а потому многие подъёмники просто нерентабельны и закрыты насовсем.
Четвёртым к посещению стал Паланко, который является историческим памятником. Расположен в противоположной стороне от места моего проживания − на авенида Аргентина, недалеко от Национального конгресса. Туда я направилась пешком, спустившись на шумные улицы, хотя городские маршрутки все идут мимо конгресса, и его широкие порталы проехать невозможно.
Путь мне преградила забастовка студентов, которые требовали бесплатное обучение, и я терпеливо дождалась, когда шумная молодёжь с транспарантами и лозунгами закончит своё шествие.
В нижнем городе много площадей, а на главной растёт роскошное дерево араукария, но приближаться к нему не стоит. Там бездомные со своим хилым скарбом и тележками из супермаркетов заняли все места. Присесть и посидеть в тени не получится.
Рядом с площадью Виктория высится Кафедральный Собор и Башня с часами, которые миновала по пути к Паланко. Этот лифт отметил своё столетие в 2015 году. Он отличается от других тем, что к лифтовой шахте надо идти через длинный тоннель, проложенный в горе. Выложенный со всех сторон булыжником, он создаёт впечатление надёжной старины, по стенам течёт вода в водоотводы, перетекает в ручейки вдоль стен и выходит на улицу шумным водопадом у самой кабины лифтёра.
Тоннель достаточно хорошо освещён, а пол выложен яркой плиткой, в конце пути оборудован небольшой бассейн для сбора воды. Вот по такому мокрому каменному колодцу подъёмник устремляется вертикально вверх, а там смотровые площадки, мост на вершину соседнего холма. Интересно здесь погулять, наслаждаясь красивым видом на океан.
Накатавшись вдосталь, вниз отправилась пешком. Лифт Паланко стал последним, на большее меня не хватило. Этого стало достаточно.. Поднимаясь по своему подъёму Эквадор к отелю, ругала всё на свете. −- Ну, нет, больше спускаться не стану и завтрашний день проведу, гуляя у себя наверху.
Так и получилась. Три дня прожила на горах, посматривая сверху на лифтовые кабины, умиляясь такими городскими «трамвайчиками», которых, пожалуй, нигде в мире больше нет.
Тамара Концевая
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle