1 ноября 2020, Воскресенье, 07:57
Забытая Россия: всеобщее обучение и 65 тысяч школ Империи
В отличие от тех, кто твердит о слабости и безволии Николая II, побывавший недавно в Брянске историк Андрей Борисюк убежден: император понял, что нужно для страны, уже в первые годы своего царствования, и блестяще выполнял свою державную миссию.
− Он сразу же предпринимает эффективные и гениальные шаги для развития государства, − рассказывает историк. − Экономика, получившая железнодорожную систему, развивается. Полностью перестраивается металлургия. Если раньше основным центром металлургии был Урал, то при Николае II им становится Донбасс. Там строится семь металлургических заводов, туда проводятся необходимые коммуникации. Рядом находятся огромные запасы угля, Криворожский железорудный бассейн. Если на Урале для выплавки металла использовались дрова, то в Донбассе − каменный уголь. Рекордными темпами в Империи развивается металлообработка и машиностроение, особенно с 1914 года. Эти темпы превосходят показатели даже сталинских пятилеток.
Двухэтажные поезда и самолеты
Лишь недавно в Брянск из Москвы стал ходить двухэтажный поезд. Это стало событием, которое приковало интерес брянцев. Транспорт действительно замечательный. Но он пришел в Брянск со столетним опозданием. Старые снимки свидетельствуют, что уже в 1905 году по рельсам бегали вполне современного вида двухэтажные вагоны, выпущенные в Твери. Ясно, что их невозможно было построить без очень высокого технологического уровня производства. И оно в России уже имелось. Именно по нему ударила прежде всего разрушительная революция.
Империя начинает выпускать самолеты, автомобили. Во время Первой мировой войны в «отсталой» России, у которой якобы была только соха, построили 6300 самолетов. Одновременно развивается производство подводных лодок и другой высокотехнологичной продукции.
В 15 раз вырос выпуск цемента, что было нужно для стремительно набирающей обороты строительной отрасли. Такой рывок приводит к тому, что меняется городское строительство. Впервые в России начинают массово строить семи− и восьмиэтажные дома. В Москве их часто называют сталинскими, но в действительности они возведены в годы правления императора Николая II.
Строятся заводы, предприятия, меняется облик городов, ухоженность которых даже сегодня вызывает удивление.
Сельское хозяйство тоже идет в гору. По урожаю пшеницы и сахарной свеклы Россия находится на первом месте в мире, по общему объему урожая зерновых − на втором, конкурируя с США. Этот рост был неслучаен, он стал следствием реформ, которые знают как столыпинские. Но они проводились и до того времени, как правительство возглавил гениальный государственный деятель Петр Столыпин. Суть реформ сводилась к тому, что крестьяне получили право выходить из общины с землей. Переход к личной собственности дает человеку возможность покупать и продавать землю, не будучи стесненным никакими условиями. Большевики же загнали всех в колхозы, снова превратив людей в бесправных рабов.
Огромные деньги выделялись на создание опытных сельскохозяйственных предприятий, возникают фермы, опытные станции, развивается агрономия. В деревне появляются первые трактора.
1908 год: программа всеобщего обучения
Действия и решения императора приводят к огромному экономическому подъему, в бюджете появляются свободные средства. Государство начинает финансировать дотационные секторы экономики, социальный сектор. Повышается уровень жизни населения. Колоссальную поддержку получает просвещение. В 1908 году в Российской Империи запускается программа всеобщего обучения. Всего за время правления Николая II построили более 65 тысяч школ.
− Дореволюционную программу всеобщего обучения в советское время отрицали, − говорит Андрей Борисюк. − Создание этой системы приписывалось исключительно Советскому Союзу, но документальные источники дают однозначное понимание того, что программа всеобщего обучения началась во времена Николая II. Я работал с документами Министерства народного просвещения Российской Империи, которые находятся в Российском государственном историческом архиве, и они доказывают, что программа дала конкретные результаты − 65 тысяч новых школ. Численность населения растет рекордными темпами, смертность снижается. Один из мифов гласит, что в Российской Империи население якобы голодало, что раз в несколько лет происходил страшный голод, который уносили жизни миллионов человек. Голод в любом случае отражается в статистике, если он был. Но мы знаем два пика − голод двадцатых годов и тридцатых. Таких пиков в Российской Империи нет, коэффициент смертности последовательно снижается вследствие повышения уровня жизни. И в этом смысле революция не дала ничего позитивного. Утверждение о том, что революция избавила народ от голода, не выдерживает никакой критики. Российская Империя в начала двадцатого века была передовой высокотехнологичной страной, которая проводила индустриализацию, развивала образование. Развивается и наука. Именно во времена правления императора Николая II в Российской Империи − в 1895 году − ученый Попов изобрел радио. В 1911 году в России была проведена первая в мире передача телевизионных данных Борисом Розингом.
Кстати, изобретатель был одним из талантливых воспитанников российской системы образования. Уже в положении Министерства народного просвещения, которое было учреждено в 1802 году Александром I, сказано, что образование мог получить любой подданный Российской Империи вне зависимости от сословия. Одни смогли окончить один класс начальной приходской школы, другие − три класса уездного училища. Была возможность учиться в гимназиях, губернских училищах, университетах. В начальных учебных заведениях образование было бесплатным − чем не социализм?
Борис Розинг принадлежал к дворянскому роду Розингов, который восходит к Петеру Розингу, голландскому мастеру, переехавшему в Россию во время Петра Великого. Его отец был чиновником, а мать (в девичестве Людмила Федоровна Сергеева) − домохозяйкой, которая владела тремя иностранными языками. В 1887 году Розинг в Петербурге окончил гимназию с золотой медалью, в 1891 году − физико-математический факультет Петербургского университета с дипломом первой степени.
Владимир Вернадский, изучая атом, заявил, что атомная энергия скоро затмит могущество владельцев золота, земли и капиталов. Создается первая радиевая лаборатория, разрабатывается радиевый рудник. Циолковский уже говорит о космосе.
Выбор между Западом и Западом
− Мы видим, что русская цивилизация, развиваясь в течение многих веков, достигает удивительных высот, − говорит Андрей Борисюк. − Мы видим облик этой цивилизации, мы можем сказать, что Россия − это страна высоких ценностей и высоких технологий. Здесь строятся храмы и монастыри, но в то же время открываются промышленные предприятия, строятся заводы, создается радио, ведутся передовые разработки. Это страна ученых и святых подвижников. Почему это важно для нас сейчас? Американский политолог в своей книге «Столкновение цивилизаций» пишет, что современная геополитика выстраивается больше вдоль границ цивилизаций, нежели вдоль географических границ стран. То есть цивилизация первична для объяснения логики исторических процессов. Цивилизация − это глобальное пространство, построенное на определенных ценностях. Понимание базовых ценностей, которые лежат в основе нашей цивилизации − это буквально вопрос национальной безопасности. Какие ценности лежат в основе нашей страны? На чем утверждался наш народ? Обращение к исторической России показывает, что это были традиционные ценности Веры, Родины и Семьи. Опираясь на них, наша страна достигала максимальных результатов и побед. И любая попытка отойти от этих ценностей кончалась для России очень тяжелыми последствиями. В конечном счете это происходит в 1917 году. Этот год − выбор народа между западноевропейским либерализмом (Февральская революция) и западным коммунизмом (Октябрьская революция). Это выбор между западным и западным, попытка отойти от своего исторического пути развития, и она кончалась провалом. Поставив прагматичные ценности на первое место, мы проиграли даже в них, потому что экономика стала развиваться медленнее.
Кинохроника и старые снимки запечатлели многие достижения Империи. Отсталая Россия? Вот Сормовский машиностроительный завод, где выпускали паровозы, вот Путиловский завод. Такие цеха можно видеть даже сегодня. А вот дорожные катки Коломенского завода, которые тоже выглядят вполне современно. Нефтеперерабатывающие предприятия если чем-то и отличаются от нынешних, так это окраской резервуаров. Зато электростанция в Петербурге − шедевр архитектуры в сравнении с теперешними производственными зданиями. При строительстве верфи Русско-Балтийского завода в 1913 году применялись такие же башенные краны, как и сегодня.
Один снимок запечатлел сельскохозяйственную технику «акционерного общества брянских заводов», которую привезли тогдашние «маркетологи» на выставку в Приамурский край. Уже в 1916 году самарские крестьяне радовались первым тракторам, которые пахали землю на опытной станции.
Было великолепие соборов в Петербурге и Москве, но снимки рассказывают и об акушерско-гинекологической клинике, чистоте и оборудованию которой могут даже сейчас позавидовать жители некоторых стран. Где-то в далекой Олонецкой губернии в селе Пидьме построили двухэтажную школу, которая и сегодня поражает своей строгостью и изяществом. Почта и сельский магазин в Архангельской глубинке и сейчас бы сошли за деревенский дворец. А домики в Бородине Московской губернии выглядят так, как будто их в наши дни построили любители стилизации.
Цивилизация − это жизнь. Российская Империя в этом смысле была гораздо цивилизованнее, чем современный мир, который извращает понятие семьи и навязывает разрушительные идеи. В годы правления Николая II население России приросло на 50 миллионов человек. Как раз в предреволюционные годы каждый год население страны увеличивалось на 3,6 миллиона человек. Эти цифры кажутся фантастическими сейчас, когда государство выплачивает немалый материнский капитал, пытаясь стимулировать рождаемость. Кстати, такой гигантский прирост населения сам по себе опровергает утверждения большевистской пропаганды о том, что в Империи якобы царили только голод и нужда. Разумеется, нужда была, не отступали болезни, еще зримым было сословное неравенство, но то обстоятельство, что число жителей России росло, свидетельствует о достатке, без которого просто невозможно было бы вырастить детей.
Сбережение народа, дети, семья − основа русской цивилизации.
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle