24 октября 2020, Суббота, 07:29
Забытая Россия: досталинская индустриализация
Бунты, мятежи, перевороты, революции. Некоторые революции называли даже Великими, и в этом историческом тщеславии многое кроется. Наступил черед «оранжевых» переворотов. Он коснулся Белоруссии. Для брянцев это совсем рядом. Не все понимают, что там происходит, между тем ответы есть, и они заложены в истории России.
Московский историк Андрей Борисюк и приехал в Брянск с этой миссией − показать истоки переворотов, чтобы люди задумались, прежде чем хвататься за булыжники, коктейли Молотова, снайперские винтовки, колья, кастрюли. Прежде чем скакать с речевками и рваться туда, где вместо грезящегося царства удовольствий ждет пропасть.
На лекцию Андрея Борисюка пришли студенты, историки, представители власти, любознательные брянцы. Лекция получилась страстной. И убедительной. Если посмотреть источники, на которые автор ссылается в своих книгах «История России, которую приказали забыть. Николай II и его время» и «Рекорды Империи. Эпоха Николая II», то уже это должно вызвать уважение. Список огромен. Исследователь провел много времени в архивах, перелистывая в том числе скучные отчеты имперских министерств, статистические сборники, не говоря уже о воспоминаниях и работах множества историков. Голословность − это уже не наука, а Андрей Борисюк − ученый. Исследователь того, что вроде бы и не может быть белым пятном в силу своих масштабов, но, как ни удивительно, стало таким пятном. Такова была идеология коммунизма − отрицать огромную часть прошлого Родины, принижать значение тех или иных событий, свершений.
Сфера научных интересов Андрея Борисюка − время правления Николая II, революции, Первая Мировая война, жизнь и деятельность патриарха Тихона, историософия. Это не удивляет. Он обучался в православной гимназии им. Константина Богородского, окончил исторический факультет Православного Свято-Тихоновского университета.
С началом горбачевской «перестройки» в страну хлынул поток литературы, которая ранее была запрещена. Она представляла почти неизвестный для тогдашнего читателя взгляд на историю России и революцию. Вдруг оказалось, что у страны все же была дореволюционная история, и какая! Россия, словами Андрея Борисюка, была страной высоких ценностей и высоких технологий, тогда как Запад показывал высокие технологии и прагматизм. Отказ от высоких ценностей, предательство духовных канонов, предательство прежде всего элитами, и привел Россию к катастрофе.
Этот период, сказал Андрей Борисюк, быть может, самый искаженный во всей нашей истории. После революции о периоде эпохи Николая II и о нем самом было сложено множество мифов, которые удобрили гигантским числом фальсификаций:
− Эти искажения являются довольно опасными, поскольку ударяют по нашему историческому самосознанию. В общественном сознании после революции слагался опасный стереотип: якобы история успеха нашего государство − это только советское время. До того якобы было только царство разрухи. Стереотип опасен тем, что выбивает из-под нас исторический фундамент. Он не дает нам воспользоваться вековым опытом побед. Исторические документы полностью противоречат этому мифу. Опираясь на источники, мы видим, что история успеха нашей страны − это многие века. И в этом контексте эпоха императора Николая II играет ключевую роль. Потому что эта эпоха − результат развития русской цивилизации в течение многих веков. Каким был результат? Неужели темное царство разрухи? Это бросает тень на весь наш исторический путь. Эпоха императора важна как мост между новейшей историей и давней. Мы можем сравнить, каким образом задачи индустриализации решали Российская Империя и Советский Союз. Тем самым можем сделать выводы об эффективности имперской и советской моделей в сопоставимые периоды времени.
Царь и его семья были канонизированы, и уже поэтому его личность вызывает интерес. Но, уверен Андрей Борисюк, до сих пор непонятно, каким он был и что сделал для страны. Потому нужно обратиться к этому периоду, который стал своеобразным маяком:
− Преимущественно мифы об Императоре создавались для оправдания революции. Другая часть мифов − превозношение успехов СССР.
Принято считать, сказал Андрей Борисюк, что советская власть построила с 1917 по 1940 годы железные дороги рекордной протяженности − 25 тысяч километров:
− Да, это огромная цифра, эти заслуги пропагандой преподносились как что-то беспрецедентное. Звучит все это выглядит торжественно и триумфально, если не брать в расчет, что за равный период времени до революции было построено 46 тысяч километров дорог. Безусловно, чтобы преподнести эти 25 тысяч километров как что-то беспрецедентное, про предшествующие 46 тысяч километров надо было просто забыть. Причем в 1914 году многоколейных дорог строили 28,4 процента от общей протяженности, в 1940 году − 26,9. Время пропаганды закончилось, но мифы тиражируются по инерции и до сих пор наносят вред, ударяя по нашему историческому самосознанию, потому пришло время обратиться к эпохе Николая II на основе проверяемых данных, конкретных цифр, документов.
В начале прошлого века Россия вела грандиозные стройки. Железные дороги стали фундаментом индустриализации. Они нужны для снабжения предприятий топливом и сырьем, для оборота товаров. Император это понимал, потому в первое же пятилетия своего правления он увеличивает расходы на строительство дорог с 10 до 30 процентов бюджета. Такого не было больше никогда.
− Безусловно, это был рискованный шаг, − говорит Андрей Борисюк, − и если бы вложения не обернулись прибылью, это привело бы к катастрофическому экономическому кризису. Но на риск пошли. И этот шаг принес успех. Железные дороги становятся ключевой статьей доходов бюджета, и мы видим взлетный рост, особенно с 1910 года.
Рекордные вложения государства в железные дороги повлекли быструю отдачу − бурное развитие промышленности и торговли. Они стали основной русского экономического чуда начала двадцатого века. По объему бюджетных доходов императорская Россия опережала США, Англию, Францию. Конкурировать с ней могла лишь Германия, но Россия развивалась быстрее.
С 1895 по 1916 году в России произвели 17 тысяч паровозов, за последующие 25 лет «советы» одолели только 15600. Огромными темпами развивались судостроение, автомобилестроение, авиационная промышленность страны, которая якобы ходила «в лаптях». В 1916 году Император утвердил заказ на постройку 7500 автомобилей. Строятся заводы АМО, который позже переименовали в ЗиЛ, Рыбинский моторный завод, Русско-Балтийский.
С 1894 по 1913 годы укладывается свыше миллиона километров телефонных и телеграфных проводов. Строительство железных дорог позволило России резко нарастить добычу угля, медной руды. С 1913 по 1916 годы происходит десятикратный выпуск металлообрабатывающих станков. Растет выработка электроэнергии, увеличивается выпуск цемента, нефтепродуктов. Причем достигаются такие показатели развития, такие темпы, которых в советские времена так и не добились. Снимки того периода доказывают, что создавались промышленные гиганты. Невозможно представить, что такое строительство велось более ста лет назад в «отсталой России», но таковы шаблоны советской и западной пропаганды.
Расчеты показывают, что к 1920 году Россия стала бы абсолютным лидером по доходам государственного бюджета. По валовому объему продукции страна была уже на четвертом месте, а по темпам его прироста − на первом. Это все равно что сейчас она находилась бы в одной группе с США, Японией и Германией, стремительно обгоняя их.
У немцев в начале века имелось несомненное преимущество. Огромные запасы каменного угля находились рядом с центрами производства и сбыта. В России запасов угля было намного больше, но производства оказались отдалены от них. Именно поэтому требовалось развивать железнодорожную сеть. Император это понимал, и страна вышла на рекордные темпы развития. Уже в тридцатые годы Россия могла догнать Германию по уровню промышленного производства и обойти ее. О том, что русские скоро будут доминировать в Европе, говорили и европейские экономисты.
Революция принесла беды, страдания, были убиты, погибли от голода, болезней миллионы человек. По уровню промышленности, говорит Андрей Борисюк, страна откатилась вообще в девятнадцатый век:
− После провала были достигнуты благодаря сталинской индустриализации высокие темпы, но даже эти форсированные рекордные достижения не позволили выйти на уровень развития Российской Империи. Именно поэтому к 1941 году мы отставали от Германии по добыче угля, выплавке стали, выработке электроэнергии. Естественные темпы развития нашей промышленности привели бы к более выгодному положению. Отечественной промышленности не нужна была революция, ей были нужны железные дороги, снабжение каменным углем. В Империи это понимали, потому там стремились не согнать всех силой и заставить работать, а построить эффективную экономическую систему. Привлекали лучших людей к планированию такой системы. И это дало результат. В 1916 году Россия устанавливает рекорд. В эксплуатацию вводится 5400 километров железных дорог. Тогда же принимается программа еще более форсированного развития железнодорожного транспорта. Ставилась задача сооружать не менее 6500 километров дорог в год. И к этой цели приблизились. До 1940 года в России должны были построить 100 тысяч километров дорог, но в Советском Союзе к этим цифрам никогда не приблизились. Вместо взлета, который планировался и к которому приблизились, случился провал. Транспорт не развивался в необходимых объемах, что затормозило многие процессы. Рекорды эпохи Николая II в советские времена не замечались. Но любые попытки обесценить достижения терпят крах. Они держатся только на сокрытии данных. Но эти данные удалось найти. Император понимал, что нужно делать для развития страны. В первые же годы правления он предпринимает эффективные и гениальные шаги для этого.
Естественно, время требовало грамотных людей. Вовсе не большевики ввели бесплатное общее образование − это начали делать задолго до революции.
«Согласно документации Министерства народного просвещения», под всеобщим обучением поднимается обеспечение всего населения школьного возраста бесплатными школами в радиусе не свыше трех верст», − указывает Андрей Борисюк. − По факту развернулось рекордное строительство. Всего при Николае II создано более 60 тысяч школ».
Естественно, поток эти цифр и доводов возбудил ревность у тех брянских историков, которым близка школа советской пропаганды. В качестве привели брянский пример: директор Бежицкого рельсопрокатного и железоделательного завода поддержал революционеров. Дескать, все было так плохо, народ жил так тяжело, что иного выхода, чем все разрушить до основания, не находили. Андрей Борисюк ответил убедительно: уж у директора-то точно все было, он ни в чем не нуждался. Зачем же ему поддерживать смутьянов? Да потому, убежден историк, что тогдашняя элита потеряли веру в свою страну, предала ее, прельстившись западным либерализмом.
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle