23 сентября 2020, Среда, 11:53
Музей дятьковского хрусталя ждет гостей
В глубине вековых лесов, на берегах беспокойных речушек расположился город Дятьково — хрустальная столица Брянского края. Краса и гордость города — Музей дятьковского хрусталя. Своей историей и коллекцией музей неразрывно связан с Дятьковским хрустальным заводом. Этот завод был основан в 1790 году известными российскими промышленниками и меценатами Мальцовыми. Год основания завода с уверенностью можно считать и годом основания музея, первоначально представлявшего собой образцовую комнату при заводе.
С 1976 года музей находится в современном двухэтажном здании, доступном для всех посетителей. Коллекция музея насчитывает более двенадцати тысяч единиц хранения, из которых около четырех тысяч размещены в основной экспозиции площадью 1800 м².
В музейное собрание входят уникальные предметы декоративного убранства интерьеров, подарки известным персонам, изделия из хрусталя, цветного и бесцветного стекла различных методов выработки и декора XIX–XXI веков, а также самая крупная в России коллекция авторских произведений художников советского периода.
Объекты в экспозиции второго этажа размещены на открытых подиумах, между ними и зрителем нет никаких визуальных преград.
Мальцовское стекло, мальцовский хрусталь — словосочетания, известные всем изучающим историю декоративно — прикладного искусства России, искусствоведам, научным сотрудникам музеев и коллекционерам. Не только в России, но и далеко за ее пределами марка мальцовских стекольных заводов вызывает постоянный интерес и высоко котируется на международных аукционах.
За годы работы музея с его коллекцией ознакомились более 2 миллионов человек из разных городов России и зарубежья. В выставочных залах музея ежегодно проходят около 50-ти выставок из фондов музея хрусталя и частных коллекций.
Знакомство с музейной коллекцией начинается с подлинных предметов ХIХ-го века. Фужеры, кувшины, блюдца, стаканы и графины мальцовского производства можно было встретить и в крестьянской избе, и на императорском столе. Лучшие образцы продукции Дятьковского хрустального завода были представлены на Первой Публичной выставке Российских мануфактурных изделий в 1829 году, за участие в которой Мальцовы были удостоены главной награды выставки − Большой золотой медали. Надпись на ней гласила «За трудолюбие и искусство». Большая золотая медаль давала право изображать государственный герб на изделиях и дверях магазинов. Сохранившиеся в разделе старины вещи впечатляют красотой и гармонией цвета, полнотой и щедростью форм, узорностью орнаментов и высокой культурой ансамблевых решений.
Во второй половине ХIХ века в декоративно-прикладном искусстве наблюдается небывалое ранее увлечение русской народной тематикой, которая находит живое отражение в изделиях завода. Наиболее яркое проявление «русского стиля» было связано с творчеством Елизаветы Меркурьевны Бём. Произведения Елизаветы Бём пользовались огромным успехом, не только потому, что они отличались высокими художественными достоинствами, но и потому, что они были проникнуты романтическим отношением к старине, были подчеркнуто русскими. В лице Е.М. Бём на заводе впервые появился профессиональный художник, который сумел на основе местных традиций, собственного таланта и опыта мировой культуры дать новое направление творческому почерку завода.
Первыми в экспозиции второго этажа зрителей встречают экспонаты, изготовленные на ДХЗ в 1920-х годах. Начало ХХ − го века – суровое время, эпоха социальных перемен и потрясений, изменивших весь привычный уклад жизни и образ мышления людей. На Дятьковском хрустальном заводе в эти годы наблюдается спад производства, нехватка кадров и дефицит сырьевых материалов. Художников профессионалов, специально подготовленных для стекольной промышленности, еще нет, и рисунки для оформления продукции создают сами мастера, зачастую используя в качестве элементов декора пятиконечные звезды, снопы колосьев, серп и молот. Характерными работами такого плана являются крупные декоративные вазы, расписанные местными мастерами-художниками братьями Голубковыми. Роспись, исполненная в плакатной манере, изображает рабочего – творца новой жизни с молотом в руках на фоне индустриального пейзажа.
С началом Великой Отечественной войны Дятьковский хрустальный завод был остановлен. При отступлении в 1943 году немецкие войска взорвали завод, превратив его в руины. В конце 1945 года, благодаря невероятным усилиям всего заводского коллектива, была запущена в эксплуатацию горшковая печь. После окончания войны людям требовались предметы мирной жизни: посуда, вазы для цветов, сувениры, праздничные сервизы. Основной объем продукции в послевоенный период представлен прессованными изделиями.
В пятидесятые годы двадцатого столетия Дятьковский хрустальный завод был полностью восстановлен. Следующим этапом стало активное развитие производства. Первое послевоенное десятилетие для ДХЗ – это не только время решения технических и технологических проблем, но и массового выпуска художественного стекла. В это время с заводом сотрудничают советские художники – специалисты по стеклу, среди которых: А.А. Липская, Н.Н. Ростовцева, А.Я. Якобсон. Первым постоянным, штатным художником завода становится Евграф Сергеевич Шувалов. Основная продукция 50-х годов это изделия из накладного двух и трехслойного стекла, хрусталя с традиционной алмазной гранью и молочного или бесцветного стекла с росписью.
Девизом 60-х годов стали слова: «Искусство − в быт!» Это означало, что художники должны были ориентироваться на создание простых, конструктивно ясных предметов для массового и серийного тиражирования. Постоянными художниками, приехавшими на завод в 1961 году, стали В.Шевченко и М.Грабарь. Этим художникам удалось сказать новое слово в области художественного стеклоделия.
Вдохновение и желание подарить людям радость, любовь к своему заводу, уважение к труду, великолепное чувство стекла и его возможностей слились в творчестве Евграфа Сергеевича Шувалова. Его значительный вклад в развитие отечественного художественного стекла был оценен по достоинству – в 1969 году ему было присвоено почетное звание «Заслуженный художник РСФСР», а в 1977- «Народный художник РСФСР», в 1983 году присуждена Государственная премия РСФСР им. И.Е. Репина. В музее хрусталя творчеству Е.С. Шувалова посвящен отдельный просторный зал, расположенный в экспозиции второго этажа.
В начале 80-х годов на заводе сложился очень сильный художественный коллектив, в задачи которого входило не только создание массовых, серийных вещей, но и работа над уникальными объемно-пространственными композициями. Создание таких композиций было обусловлено несколькими причинами. Первая из них − большое количество отечественных и зарубежных выставок художественного стекла, нуждавшихся в разнообразных произведениях. Вторая причина − требования современной архитектуры, с ее огромными светлыми холлами, где были необходимы целые ансамбли из стекла, служившие для организации предметной среды. Среди таких объемно-пространственных композиций следует особенно выделить «Слушая Стравинского» и «Золотой папоротник» И. В. Мачнева, «Натюрморт и сон» Б. В. Федорова, «Золотая осень» и «Стая» В. И. Котова.
В сложную эпоху заката двадцатого столетия пришли на завод выпускники МВХПУ художники Евгения Ивановна Вольнова и Илья Михайлович Кизлов. Евгения Вольнова пришла на ДХЗ в 1989 году уже опытным, сложившимся художником. Важной страницей в творчестве художника и знаковым событием для ДХЗ в период рубежа ХХ-ХХI-го веков стала работа над воссозданием внутреннего убранства храма – памятника в честь иконы Божией Матери Неопалимая Купина. Вместе Е.И. Вольновой над созданием эскизов и отработкой технологий работал конструктор-дизайнер Л.Чижов. Сегодня хрустальный иконостас храма «Неопалимая Купина», не имеющий мировых аналогов, занимает достойное место среди художественных достопримечательностей Брянского края.
Рассказ о творческом коллективе завода будет далеко неполным, если не отметить вдохновенный труд мастеров разных специальностей, многие из которых имеют звание народный мастер Брянской области, а 20 лучших мастеров завода − почетное звание мастер − художник. Следует отметить тот факт, что авторские работы мастеров, получившие одобрение художественного совета, серийно выпускались заводом долгие годы. Без многолетнего труда мастеров завода, их опыта, таланта, чуткого импровизационного исполнения своих задач невозможны были бы высокие успехи дятьковского художественного стекла.
В 1981 году в музее хрусталя был открыт «Зал истории», в экспозиции которого расположены тщательно подобранные материалы, посвященные богатой событиями более чем двухвековой истории Дятьковского хрустального завода, тесно связанной с историей страны и выдающейся династии промышленников и меценатов Мальцовых. Высокое мастерство рабочих и искусство художников на протяжении столетий создали собственный художественный стиль предприятия – «мальцовский-дятьковский хрусталь» и по сей день пользующийся любовью и высоким спросом потребителей.
На сегодняшний день Музей дятьковского хрусталя является активно развивающимся учреждением культуры, предоставляющим посетителям помимо экскурсии по залам музея еще несколько уникальных маршрутов.
Один из них — экскурсия на производство. Это возможность своими глазами увидеть процесс создания хрустальных изделий по стандартам многовековой технологии. На первом этапе хрусталь рождается в огне стекловаренной печи. Из раскаленной капли стекломассы мастер-выдувальщик создает привычные для нас бокалы, вазы и стаканы. В дальнейшем на изделия наносят алмазную грань, которую выполняют в цехе обработки мастера-алмазчики. Благодаря искусно нанесенному рисунку мы можем видеть неповторимую игру света в сложных узорах граней. Пройдя огонь, воду, шлифовальные круги, кислоту и строгий контроль качества на всех этапах производства, хрустальные изделия замирают перед зрителем сверкающим творением человеческих рук.
Еще одна возможность прикоснуться к искусству дятьковских хрустальщиков — экскурсия в храм — памятник в честь иконы Божией Матери Неопалимая Купина с единственным в мире хрустальным иконостасом. История хрустального иконостаса, полная драматических и одновременно вдохновляющих событий, прочно связана с историей Дятьковского хрустального завода и его основателей, промышленников Мальцовых.
Музей принимает посетителей ежедневно, с 10:00 до 18:00, кроме понедельника. Подробности и вопросы по телефону: 8 (48 333) 3 38 28.
Итунина Е.В., научный сотрудник ГАУК «Музей дятьковского хрусталя»
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle