19 сентября 2020, Суббота, 17:29
Да будет свет: подсвечники и керосиновые лампы конца ХIХ — начала ХХ века в коллекции Музея дятьковского хрусталя
Одним из самых первых созданных человечеством искусственных источников света была свеча. Цилиндрическая форма для отливки свечей была изобретена в ХV веке, а в ХIХ свечное дело стало отраслью промышленности. Сырьем для изготовления свечей служили в разные периоды времени животные жиры и растительные масла, в современную эпоху самым распространенным материалом является парафин.
Подсвечники появились одновременно со свечами, с целью сделать использование свечей безопасным и удобным. Одно из главных требований к материалу, из которого выполняется подсвечник – его огнестойкость, пожаробезопасность. Стекло прекрасно отвечает этому требованию. Стеклянные подсвечники появились в обиходе с началом активного развития стекольной промышленности.
На Дятьковском хрустальном заводе в период конца ХIХ − начала ХХ века изготовлялись подсвечники самых разных форм и размеров, как вырабатывавшиеся вручную, так и методом пресса. Некоторые из них полностью соответствуют прейскурантным образцам.
Пресс – техника формования стеклянных изделий путем выдавливания стекломассы в чугунную форму. Это наиболее простой, быстрый и недорогой способ выработки изделий. Различают ручное и машинное прессование. Ручное прессование было известно еще в XVIвеке, когда в открытых формах делались подвески для люстр и мозаики. Ручное прессование применялось в Европе в XVIII веке для изготовления пробок графинов, ножек кубков, солонок и других мелких предметов. Машинный способ прессования в металлических пресс-формах был разработан в США между 1820г. и 1825г. и получил широкое распространение.
Дятьковский хрустальный завод − первый среди российских заводов освоил массовый выпуск изделий методом пресса еще в 30-х годах XIX века.
Формы для пресса могут быть как неразъемными, цельными, так и многочастными. Прессованием обычно получают изделия с толстыми стенками, так как стекломасса при прессовании с большой силой прижимается к стенкам формы и быстро затвердевает. Точность прессования обеспечивает строгое соответствие серийных изделий авторскому образцу (модели). Чаще всего прессованные изделия не требуют дальнейшей дополнительной обработки. Главный критерий, которому должны соответствовать изделия данного метода выработки – функциональность и утилитарность. Однако, мастера Дятьковского хрустального завода много работали в области эстетизации форм повседневных предметов массового тиража. Они проводили многочисленные опыты по созданию своего собственного выразительного языка прессованных изделий, в то время как на других предприятиях художественное оформление прессованной продукции не всегда было высокого уровня, она в большей или меньшей степени была подражанием хрусталю, украшенному алмазной гранью.
Ярким примером прессованного изделия, обладающего выразительным декором, и соответствующего прейскурантному образцу, является подсвечник в виде Эйфелевой башни.
Данный подсвечник изготовлен из цветной стекломассы. Такой цвет, близкий к спектральному голубому, имеет стекло, содержащие ион меди Cu²+ (в виде оксида меди СuO) при условии, что бесцветное стекло-основа содержит Na²O. Стекло подобного оттенка иногда в быту называли «купоросным» из-за схожести с цветом медного купороса. Художественный образ предмета передает внешний вид максимально узнаваемой архитектурной достопримечательности Парижа.
Вторым подсвечником, исполненным методом пресса и соответствующим прейскурантному изображению, является экспонат, выполненный из дымчтатого стекла с рельефным изображением распятого Иисуса Христа.
Оригинальная нижняя часть предмета утрачена, сохранившаяся верхняя часть приклеена на металлическую плитку. В таком виде подсвечник поступил в музей в 1983 году, был передан в дар музею жителем города Дятьково Ю.П. Шестаковым. Темно-серое, иногда почти черное, стекло, называемое дымчатым, получают смешением трех красителей, − никеля, кобальта и хрома. Цвет изделий из дымчатого стекла может быть как нейтральным серым, так и иметь какой – либо преобладающий оттенок. Серые стекла обладают равномерным пропусканием цветных излучений по всему спектру дневного света. Приняв серое стекло за исходное, можно добиться любого оттенка, изменяя соотношение красителей.
Внешний вид данного изделия значительно проигрывает художественному и технологическому выполнению подсвечника в виде Эйфелевой башни.
Следующую группу составляют изделия, выработанные вручную методом выдувания в форму и последующей обработки с помощью абразивных инструментов.
Крупный подсвечник сложной конфигурации светлого желто-зелёного цвета сделан из стекла, окрашенного соединением урана.
Удивительная зеленая окраска уранового стекла обусловлена присутствием в нем триоксида урана (UO³) и наиболее эффектна благодаря свойственной такому стеклу флуоресценции. В процессе флуоресценции до 20% невидимого ультрафиолетового излучения дневного света, падающего на стекло, превращаются в видимый желто-зеленый свет, в результате стекло как бы само светится изнутри. При освещении уранового стекла исключительно ультрафиолетовым светом (например, в лучах УФ-лампы в темном помещении) сияние многократно усиливается.
Различают «желтое» (то есть желто-зеленое) и «зеленое» (то есть зелено-желтое) урановое стекло. Рецептуры обоих видов были разработаны стекловаром Иозефом Ридлем в Богемии в 1830-1848 годах и названы соответственно «Annagelb» и «Annagreun», в честь дочери стекловара Анны-Марии. Из уранового стекла производили, в основном, толстостенные изделия. Эта целесообразность была обусловлена тем, что на широких гранях таких предметов были хорошо видны яркие переливы желто-зелёного цвета. На Дятьковском хрустальном заводе изделия из уранового стекла выпускались с конца 1830-х годов и вплоть до 50-х годов ХХ века. Поверхность подсвечника из уранового стекла декорирована широкими полированными гранями. Подобный способ декора называют гранением или, иногда, «литерной» гранью. Интересной особенностью подсвечника является пузырь воздуха вытянутой формы, заключенный в центральной части предмета. Изготовление подобных пузырей достигается за счет того, что в стекломассе, наложенной на корпус изделия, делается соответствующий накол вручную металлическим острием или с помощью специального устройства. Полости, полученные в результате накалывания, при вытягивании остаются прямыми или свиваются в спирали. Можно получить очень красивые полости, если вставить в стекломассу на верхушке корпуса изделия веточку крыжовника. В этом случае поверхность веточки не сгорает, она служит для отвода газов из проколотой верхушки. Таким образом получается полость в виде слезы.
Следующий экспонат − подсвечник темно-зеленого цвета. На фото страницы прейскуранта Дятьковского хрустального завода он обозначен под №1.
Наиболее распространенный краситель, придающий стеклу теплые оттенки зеленого цвета − ион Cr³+ в виде оксида хрома Cr²O³. Созданный в конце XIX века, данный подсвечник все еще отражает увлечение готическим стилем, свойственное середине XIX века и ярко выраженное в декоративно-прикладном искусстве того времени. Пропорции подсвечника вытянутые, поверхность декорирована широкими гранями, а декор дна прямо в прейскуранте фабрики указан как «дно готическое». Гармоничное сочетание материала и декора позволяют отнести данное изделие к одному из лучших образцов массовой продукции той эпохи.
В отдельную группу можно объединить подсвечники из бесцветного стекла и хрусталя.
На одной странице прейскуранта с предыдущим подсвечником из темно-зеленого стекла располагается подсвечник схожего декора, изготовленный из бесцветного стекла.
Основание предмета круглое, с плавно завернутым вверх краем, подсвечник украшен широкими полированными гранями. На странице прейскуранта данное изделие идентифицируется следующим образом: «грань во весь, дно тумбой».
Следующий экспонат − первый среди рассматриваемых, в декоре которого использована алмазная грань. Алмазная грань – термин, принятый в России для обозначения резьбы изделий из свинцового хрусталя. Такого вида грань появилась в Англии в 1780-х годах и существует поныне. В первой половине ХIХ века наибольшее распространение получили грани, выполненные колесом, заточенным под углом в 45 градусов и делающим клиновидные разрезы. В конце XIX начале ХХ века рисунков алмазной грани стало так много, что в прейскурантах им присваивали не только названия, но и номера. Главной отличительной особенностью этой «номерной грани» было то, что орнамент составлялся из нескольких довольно простых элементов – «пальцы», «ямки», «рейки», «лучи», «кусты», «сетка», «паутинка».
Форма подсвечника сложная, основание многоступенчатое. В декоре использованы такие элементы как «куст», «звезда», «сетка», край основания обработан «зубцом». Сложная форма и изобилие рисунков позволяют говорить о «перегруженности» декора.
Рассматривая подсвечники XIX века, хранящиеся в коллекции музея, следует принимать во внимание тот факт, что эти предметы в целом не имеют четко выраженной стилистической ориентации. Мастера Дятьковского хрустального завода в этот период, прежде всего, отталкивались от самого материала, цвета, технических возможностей, и, конечно, от функциональности предмета.
Керосиновые лампы не являлись прейскурантными изделиями Дятьковского хрустального завода. С высокой степенью вероятности они выполнялись мастерами самостоятельно, в качестве доказательства виртуозного владения своим делом. В музее хранятся три лампы разной степени укомплектованности. Наиболее «возрастным» предметом является резервуар для керосина, выполненный из стекла красного цвета. Оригинальные горелка и колба для пламени не сохранились.
Экспонат датируется XIX веком. Основная часть изделия выработана из цветного стекла, верхняя часть – из бесцветного хрусталя. Для придания стекломассе малиново-красного цвета применяются соединения золота, и, в этой связи, такое стекло называют «золотым рубином». Золотой рубин является одним из самых дорогих видов художественного стекла. Изначально он был разработан немецким алхимиком Иоганном Кункелем, не раскрывшим секрет подобного окрашивания. Достоянием общественности рецепт золотого рубина сделал М.В. Ломоносов, самостоятельно с нуля проделавший всю работу по созданию этого вида стекла. Выпуск изделий, окрашенных золотом, был освоен на Дятьковском хрустальном заводе еще в первой половине XIX-го века.
Вторая лампа, выполненная на ДХЗ мастером Разрезовым А.Н. в 1920-е годы, укомплектована горелкой.
Сама стеклянная емкость гармоничной формы украшена исполненным в гутной технике цветком, в горячем состоянии прочно соединенным с резервуаром. Гутная техника – процесс создания и декорирования изделий непосредственно возле стекловаренной печи. Существует две версии происхождения термина «гутная техника»: с высокой степенью вероятности он происходит от немецкого «der hutte» (хижина, шалаш, горный завод); возможно и более древнее происхождение – от латинского слова «gutta» − капля, то есть капля раскаленной стекломассы или «gutturnium» − медленное выливание капель. Яркий оранжевый цвет данной керосиновой лампы обусловлен соединениями кадмия.
Третья лампа была передана в дар музею О.С. Козельским.
Она создана на ДХЗ в середине 1920-х годов, выполнена из двухслойного (бесцветного и оранжевого стекла) и украшена традиционным и распространенным способом – живописью. В живописном сюжете можно увидеть отголоски стиля «модерн» − на резервуаре изображены ветви растений, цветок, райская птица и яркая бабочка, что не характерно для продукции завода второго десятилетия ХХ века. Художественное исполнение декора находится на невысоком уровне.
С течением времени подсвечники и керосиновые лампы, когда-то бывшие предметом повседневного использования, перешли в разряд предметов, способных создать определенную атмосферу и настроение. Пламя горящей свечи – один из атрибутов как романтического вечера, так и времени для рефлексии, погружения вглубь внутреннего мира человека. Керосиновые лампы востребованы там, где нет возможности использовать электрическое освещение или существует необходимость включить их в дизайн интерьера. Несмотря на выход из бытового применения, подсвечники и керосиновые лампы, благодаря завораживающей магии живого огня, будут сопровождать человека на протяжении еще долгого-долгого времени.
Итунина Е.В., научный сотрудник ГАУК «Музей дятьковского хрусталя»
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle