30 августа 2020, Воскресенье, 16:38
Что делал легендарный военачальник Лавр Корнилов на Брянской земле
Сегодня исполнилось 150 лет со дня рождения знаменитого русского военачальника Лавра Корнилова. Его судьба связана и с Брянской землей. Оболганный не только большевиками, Корнилов остался примером доблести и мужества военачальника, хотя и очень противоречивой фигурой.
О том, насколько талантливым и образованным был этот человек, говорит хотя бы такое обстоятельство: он владел английским, немецким, французским, персидским, киргизским, монгольским, калмыцким языками, а также языком урду. Кто из его критиков может гордиться таким даром?
Летом 1917 года он мог стать правителем страны. Российский размах, в том числе масштаб трагедии, которая разыгралась на просторах страны, − это не маленькая Франция с ее героями, которых любят рассматривать через лупу. В этой трагедии Корнилову досталась одна из самых видных ролей. Вполне возможно, что Бонапарт, хотя сын русского казака и преклонялся перед ним, в великой России был бы у него денщиком.
Лавр Корнилов (1870 − 1918) − русский военачальник, генерал от инфантерии. Верховный главнокомандующий Русской армии, главнокомандующий Добровольческой армии, вождь Белого движения на Юге России.
Лавр Георгиевич Корнилов родился 30 августа (18 августа по старому стилю) 1870 года в Усть-Каменогорске(по другим сведениям − в станице Каркаралинской) Семипалатинской области Российской империи. Его отец служил в Сибирском казачьем полку. У его матери Прасковьи Хлыновской среди предков были алтайские калмыки (ойраты). Она передала восточные черты внешности и сыну.
Автор одной из биографий генерала написал: «Для одних Корнилов – опытный военный, незаурядный дипломат, искренний патриот. Для других – примитивный политик, крайне честолюбивый и грубый генерал». Но сегодня нет ни «одних», ни «других»: история России большинство граждан страны, в том числе брянцев, интересует меньше, чем цена бутерброда в «Макдоналдсе». Впрочем, у них есть шанс начать все с чистого листа − без предварительной идеологической обработки, как это было в советских учебниках, начинавшихся с цитат Ленина и ими заканчивавшихся. Хотя бы какое-то преимущество.
В 1889 году Лавр Корнилов окончил Сибирский кадетский корпус в Омске, в 1892 − Михайловское артиллерийское училище, в 1898 − Николаевскую академию Генерального штаба в Санкт-Петербурге.
На военной службе он состоял с 1889 года. В сентябре 1904 года добился перевода в Маньчжурскую армию, во время русско-японской войны 1904 − 1905 годов служил в должности штаб-офицера. Штыковой атакой вывел свое подразделение из кольца.
Во время Первой мировой войны Корнилова назначили начальником 48-й дивизии. Он показал свою незаурядность в боях за Львов и был произведен в генерал-лейтенанты. Генерал от кавалерии Алексей Брусилов оставил о нем такие слова:
«Это был очень смелый человек, решивший, очевидно, составить себе имя во время войны. Он всегда был впереди и этим привлекал к себе сердца солдат, которые его любили. Они не отдавали себе отчета в его действиях, но видели его всегда в огне и ценили его храбрость».
В феврале 1915 года Корнилову присвоили звание генерал-лейтенанта. Во время Горлицкого прорыва войск противника 48-я дивизия попала в окружение. Генерал Корнилов был взят в австро-венгерский плен. Летом 1916 года при помощи чешского фельдшера он бежал в австрийской форме и с фальшивыми документами. Этот побег принес ему всероссийскую известность, император Николай II принял генерала в своей Ставке в Могилеве.
Отрекаясь от престола, император Николай II одновременно назначил Лавра Корнилова командующим войсками Петроградского военного округа. По распоряжению Временного правительства 21 марта генерал объявил императрице Александре Федоровне об аресте и распорядился об охране царской семьи в Царском Селе.
С 31 июля по 9 сентября 1917 года он был Верховным главнокомандующим Русской армией, сменив на этом посту Алексея Брусилова.
Глава Временного правительства Александр Керенский опасался предпринять предложенные Корниловым меры для предотвращения катастрофы в России. Для Керенского генерал был опасным конкурентом в борьбе за высшую власть. Последовала провокация Керенского, который обвинил Корнилова в попытке захвата власти. Генерал выступил с «Обращением к народу», в котором заявил, что Временное правительство под давление большевистского большинства действует в полном согласии с планами Германского генерального штаба, «убивает армию и потрясает страну изнутри». Но поддержал его только Антон Деникин. Лавр Корнилов отказался от сопротивления и 15 сентября 1917 года был арестован в Могилеве. Следствием этого стал разрыв между военными и Временным правительством, которых поддерживали умеренные социалисты. Когда большевики затеяли переворот, армия, которая не доверяла Керенскому, не поддержала власть. Этим воспользовались большевики, подобравшие ее.
Современники описали трагикомический эпизод, связанный с арестом Корнилова. Ему отвели помещение из двух комнат, но он занял только одну, сказав, что вторую оставил для Керенского.
В середине ноября 1917 года, и.о. верховного главнокомандующего генерал-лейтенант Николай Духонин приказал освободить Корнилова. Не признавшего советскую власть Духонина подняли на штыки солдаты, оболваненный пропагандой Ленина, Троцкого и других большевиков.
Директор Унечского краеведческого музея Наталья Голик отразила в своей работе эпизод из биографии Корнилова, который относится как раз к этому периоду:
«В конце ноября 1917 г. в Унече стало известно, что вооруженный отряд во главе с генералом Корниловым движется из Быхова по маршруту Красная Гора – Клинцы – Унеча и далее на Дон, чтобы собрать там силы и бороться против советской власти… Явившейся в Могилев революционной толпой во главе с новым «Главковерхом», бывшим прапорщиком Н. В. Крыленко, Николай Николаевич Духонин был схвачен и зверски растерзан.
В ночь на 20-е Текинский конный полк во главе с Лавром Георгиевичем походным порядком выступил на Дон. В это время полк насчитывал около 400 (по другим источникам, 800) человек личного состава. На юге России Корнилов планировал собрать значительные контрреволюционные силы для дальнейшей борьбы с большевиками. Путь генерала на Дон лежал как раз через наши края.
Поход был крайне труден, не хватало теплых вещей, оружия. Не было ни врача, ни перевязочных средств. Обоз, состоявший из «революционизированных» солдат, дезертировал. Полк остался без провизии, патронов и снаряжения. Им приходилось идти лесами и болотами, окруженными враждебно настроенным населением.
Весть об освобождении генерала очень обеспокоила большевиков. 24 ноября 1917 года ВРК при Ставке обратился ко всем комитетам на местах о принятии мер по его аресту. Из Брянска для выполнения этой задачи был направлен отряд красногвардейцев и солдат Брянского гарнизона. Для тех же целей был выделен бронепоезд и революционный отряд из Клинцов. В Унече в это время тоже находились в боевой готовности красногвардейские отряды.
26 ноября 1917 года Корнилов со своим полком подошел к линии железной дороги в районе станции Унеча с северной стороны. Но на переход сразу не решился и заночевал с отрядом в селе Красновичи.
Отдохнув в с. Красновичи, Корнилов направил текинцев к д. Писаревка. Он намеревался пересечь железнодорожную линию восточнее Унечи. 27 ноября встретившийся крестьянин предложил провести в наиболее безопасном месте. Но когда проводник подвел текинцев к опушке ближайшего леса, раздался оружейный залп, оказалось, крестьянин умышленно повел корниловцев на засаду. Там заранее расположилось 3 роты и отряд пулеметчиков.
Корнилов отошел к Красновичам. Оттуда повернули в другую сторону, чтобы перейти железнодорожную линию западнее Унечи. Но едва полк приблизился к железнодорожному полотну около разъезда Песчаники, как из-за крутого поворота показался бронепоезд и огнем обрушился на текинцев. Полк был рассеян. Часть текинцев, 3 офицера и 264 всадника, попала в плен, часть была убита. Под Корниловым была убита лошадь, но сам он с головным эскадроном пробился между селами Лыщичи и Павличи. Но и там корниловцы были разбиты солдатами Клинцовского ревотряда.
Сохранились воспоминания нашего земляка, уроженца Мглинского уезда, одного из участников тех событий − генерал-майора в отставке И. Биричева, который тогда был командиром роты батальона 6-го стрелкового полка.
Подразделению Биричева была поставлена задача прикрывать станцию от возможного нападения Корнилова. На одной из застав к нему подвели трех задержанных − двух молодых женщин и пожилого мужчину. Они рассказали, что в доме священника в селе Красновичи остановился на ночь большой вооруженный отряд. Это был отряд Корнилова. Решено было напасть на Красновичи утром. Рота Биричева действовала на центральном направлении удара, а со стороны железной дороги по направлению к Клинцам путь корниловцам преграждал бронепоезд.
По воспоминаниям Биричева, Корнилова взять не удалось, он сумел уйти невредимым. После боя было найдено тело человека, похожего на Корнилова. В центр ушла телеграмма о том, что генерал ликвидирован. Но это не соответствовало действительности.
Из воспоминаний железнодорожника Унечи Туманова В. Д. 1891 г. рождения: «Корниловская армия уже подошла к пределу Унечи и остановилась в д. Песчанка. Дальнейший маршрут ее лежал на д. Красновичи, г. Мглин, Рославль и Москву. Об этом я доложил, по прямому проводу, командиру Западного фронта тов. Кудинскому в Брянск, откуда получил распоряжение остановить движение господина-генерала Корнилова, во что бы то ни стало не допускать продвижение эшелонов с корниловскими войсками и снаряжением. У нас в самообороне нашлось достаточно оружия и силы остановить движение корниловцев. Армия Корнилова была разбита, захвачено в плен 1700 сабель и другое оружие, 2 броневика».
В своих «Записках о гражданской войне» воспоминания об этих событиях оставил и бывший тогда командующим Петроградским военным округом В.А. Антонов-Овсеенко:
«Особое значение имело столкновение с корниловцами у ст. Унечи. Здесь первый Минский революционный отряд, под начальством Андреева, имел короткую перестрелку с конвоем Корнилова, бродившим по Украине в поисках эшелонов для отправки на Дон.
Корнилову удалось скрыться, а текинцы и из них несколько офицеров сдались. Всего сдались 264 человека. Впоследствии, по доставке их в Брянск, они были освобождены, кроме офицеров, направляемых, по приказанию Ставки в Могилев. Настроение рядовых текинцев было отнюдь не антисоветское, − они хотели лишь одного − добраться скорее домой».30 ноября в деревне Нагара Корнилов, не желая подвергать риску последних преданных ему людей, отпустил их, а сам, переодевшись крестьянином, беженцем из Румынии, с подложным паспортом на имя Лариона Иванова, незаметно пробрался в Новочеркасск по железной дороге.
Разными путями и другие быховские узники прибыли на Дон, где приступили к формированию Добровольческой армии для борьбы с большевиками».
Корнилов был убит 31 марта (13 апреля) 1918 года при штурме Екатеринодара. Генерал Антон Деникин писал:
«Неприятельская граната попала в дом только одна, только в комнату Корнилова, когда он был в ней, и убила только его одного. Мистический покров предвечной тайны покрыл пути и свершения неведомой воли».
В день гибели Корнилова вышел приказ генерала Алексеева, в котором говорилось: «Пал смертью храбрых человек, любивший Россию больше себя и не могший перенести её позора…»
Генерал Романовский, один из генералов, арестованных вместе с Корниловым, сказал впоследствии:
«Могут расстрелять Корнилова, отправить на каторгу его соучастников, но „корниловщина“ в России не погибнет, так как „корниловщина“ — это любовь к Родине, желание спасти Россию, а эти высокие побуждения не забросать никакой грязью, не втоптать никаким ненавистникам России».
Лавр Корнилов был женат на Таисии Владимировне Марковиной. Их дочь Наталья эмигрировала в Бельгию, сын Георгий − в США. Брат Лавра Корнилова Петр был расстрелян вместе с женой в 1920 году в Ташкенте. Сестра генерала, Анна, работавшая учительницей в Луге, в 1926 году была расстреляна.
«Новой власти», убившей миллионы русских людей «во имя жизни» и мировой революции, не нужны были талантливые патриоты России.
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle