3 августа 2020, Понедельник, 11:29
Клинцовский центр спас многих бродяг
Клинцовский комплексный центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий за несколько лет спас многих бродяг. Учреждение заслужило добрую репутацию.
Оно открылось в Клинцах 12 лет назад, в 2008 году. Появилось место, куда могли обращаться люди, называемые бомжами.
Помощь гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, сегодня оказывается на уровне государства в рамках различных, в том числе федеральных программ. И Брянщина оказалась в числе регионов, организовавших официальную поддержку данной категории.
Вопреки распространенному обывательскому мнению, бомжами становятся не только алкоголики, сознательные тунеядцы или наркоманы. Выставить человека на улицу может долговременное отсутствие работы, потеря жилья из-за семейных конфликтов, крах бизнеса и следующие за ним угрозы кредиторов, невозможность вернуться домой после отбывания срока наказания. Сознательно выбирающих бродяжничество совсем мало, хотя они тоже есть.
Государство заинтересовано в том, чтобы дать всем этим людям шанс на реабилитацию, на возвращение к нормальной жизни, поэтому в стране появляются дома ночного пребывания, социальные гостиницы и приюты, центры социальной адаптации.
Клинцовский «вырос» на базе бывшей «Рембыттехники». Двухэтажное здание переставшей быть востребованной точки бытовых услуг передали в ведение социальной службы. Силами Клинцовского СМУ провели ремонт, подготовили объект к приему необычного контингента, сформировали штат – и центр открыл двери.
Бродяги не повалили валом в благословенное, рассчитанное на 25 клиентов место, где можно переночевать, помыться, поменять одежду, пройти санобработку, поесть, наконец.
– В теплые летние деньки бездомные не особо торопятся обзавестись спальным местом в четырех стенах. Но в зимнее и непогожее время года «приток» оставшихся без крыши над головой заметно вырастает, – говорит директор центра Александр Иванович Супряго.
В первые годы опыта работы с категорией лиц, ожидавшихся на временный постой и реабилитацию, ни у кого из штата не было. Правда, медсестра, операторы котельной, завхоз, сестра-хозяйка, обязанности которых неизменны в любых учреждениях, представляли, чем будут заниматься. А вот соцработнику, администраторам, заведующей отделением требовалось научиться взаимодействию с людьми, отвыкшими от ограничений, позабывшими правила общежития, часто агрессивно настроенными.
– Учились контактировать с «прихожанами», проявляя терпение, такт, милосердие. Практически все наши специалисты работают со дня основания центра и уже накопили некоторый опыт сотрудничества с людьми, у которых нет постоянной крыши над головой, – продолжает Александр Иванович и называет в этой связи заведующую отделением Елену Владимировну Паздникову, администратора Людмилу Артемовну Бобкову, сестру-хозяйку Надежду Дмитриевну Гаврющенко.
В разные годы бомжи прибывали в Клинцовский центр, как говорится, «с разных концов государства великого»: Брянска, Сахалина, Хабаровска, Новосибирска; ближнего зарубежья: Украины, когда начались военные действия в Донбассе; Белоруссии; дальнего зарубежья.
– Самая главная проблема бездомных в том, что все они оказываются в какой-то момент жизни не при деле, хотя фондов помощи таким людям хватает, – замечает директор. – Надеюсь, и наш Центр стал организацией, где человек, оказавшийся на улице, получает возможность выжить и потенциальный шанс социализироваться. У некоторых такое стремление есть. Не случайно же обращаются за восстановлением документов. Бывает, по желанию клиентов отправляем их в интернаты Дарковичей, Бежич, Ущерпья. И хотя за последние пять лет было лишь пять таких случаев, это все равно позитив.
Непростые заботы по восстановлению документов «постояльцев», желающих расстаться с кочевой жизнью, лежат на соцработнике Валентине Михайловне Двурядкиной. Она же ответственна за проведение бесед, лекций, организацию полезного досуга подопечных.
Медсестра Ольга Ивановна Дерникова проводит первичное обследование поступающих в центр, направляет на анализы, следит за санитарным состоянием проживающих и помещений, при необходимости вызывает «скорую» и обеспечивает госпитализацию.
Немаловажно, что бомжам, получившим временную крышу над головой, предлагают регулярное, хотя и скудное, стоимостью 80 рублей в день, питание. У центра заключен договор со столовой завода поршневых колец, где и получают обеды клиенты.
Большинство бомжей – мужчины, женщин очень мало. Но в клинцовском центре проживали и представительницы слабого пола. Интересно, что здесь же, как поется в песне, «встретились два одиночества» и сложилась пара, ставшая семьей, официально зарегистрировавшая брак. Потом муж и жена работали при церкви.
Сегодня главные направления работы – предоставление месячного проживания в ночном отделении и двухмесячного – в отделении адаптации.
Клиентам оказывают также содействие в оформлении:
• регистрации по юридическому адресу;
• пенсии по старости или по инвалидности, других социальных пособий и выплат, гарантированных государством;
• в оформлении в дома-интернаты;
• в трудоустройстве.
… С царских времен на территории России работали структуры, которым вменялось в обязанность создавать учреждения социальной помощи, в том числе ночлежные дома для бездомных. Сегодня эта практика возвращается в общественную жизнь, и Клинцовский центр – бесспорное тому подтверждение.
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle