17 января 2020, Пятница, 04:05
Новый план приватизации шокировал россиян
Одним из первых важных решений российского правительства стало принятие новой программы приватизации имущества, которое находится в федеральной собственности, сразу на три года – с 2020 до 2022-го. За три года предполагается подвергнуть отчуждению более тысячи государственных объектов.
Деловое сообщество отреагировало на это стратегическое решение неожиданно вяло, хотя удивляться вообще-то нечему. Оно в который раз исходит из принципа, который был озвучен ещё в классической «Операции «Ы»»: «всё уже украдено до нас».
На самом же деле, именно их, причём уже не в первый раз, весьма недвусмысленно приглашают на господствующие высоты. А первый пробный шар был запущен ещё до принятия программы приватизации – когда неожиданно оперативно обрели новых хозяев солидные пакеты акций «Газпрома» и Сбербанка. Согласитесь, более соблазнительные объекты для потенциальных инвесторов в России выбрать просто невозможно. Именно их выбрали в последнем месяце ушедшего 2019 года.
Акции «Газпрома» пристроили в неизвестные, но очевидно – хорошие, руки с явным расчётом на погашение долга украинскому «Нафтогазу» и срочную реанимацию приторможенного Северного потока-2. А вот Сбербанк просто вывели из-под полного контроля Центрального банка ради того, чтобы тот не дублировал функции собственника Сбера, как крупнейшего коммерческого банка и регулятора финансового рынка. Впрочем, и то и другое – не более, чем озвучка официальных версий, которые имеют мало отношения к реальному бизнес-раскладу, ради которого два гиганта и были заранее выведены за скобки большой приватизационной программы.
Если же вспоминать про действительный глобальный передел российской собственности в ходе приватизации, то он случился в основном намного раньше. И уже тогда огромное число нарушений, и сомнительная эффективность работы приватизируемых предприятий, становились причиной всенародного гнева и многочисленных разбирательств.
Однако даже скрупулёзный анализ итогов приватизации, проделанный аудиторами и экспертами Счётной палаты РФ, ещё под руководством Сергея Степашина, не позволил поставить жирную точку в этом деле.
Несколько позже «приватизатор всея Руси» А.Б. Чубайс провернул разделение энергетической монополии РАО «ЕЭС России», превратившееся в банальный распил энергетики между олигархами, однако оно осталось вообще непроанализированным всерьёз. И это притом, что приватизация энергомонополии, если по-хорошему, просто должна была закончиться массовыми отставками и посадками.
Президент страны уже не однажды заявлял от том, что пересмотра результатов приватизации не будет, но и после этого не утихают голоса специалистов о том, что сделать это просто необходимо. При этом характерно, что опережающую приватизацию двух бесспорных лидеров отечественного бизнеса осуществили практически без рекламы и пиар-компании, а о результатах и вовсе сообщается что-то невнятное. Начинать большую приватизацию ещё в 90-е надо было именно с Газпрома и Сбербанка – сомневаться в этом сегодня могут только упёртые либералы из числа поклонников или подчинённых Анатолия Борисовича Чубайса. Казалось бы, хорошо уже то, что начали хотя бы накануне нового 2020 года.
Однако начали опять как-то не так. Даже четверть века спустя нет и речи о том, чтобы сделать совладельцами самых мощных бизнес-структур самих россиян. Пусть это будут не народные IPO, то есть – первичные размещения акций в свободной продаже, уже однажды благополучно проваленные. (Напомним, это произошло с ВТБ и «Роснефтью», а потом даже со Сбербанком, чьи акции после размещения – IPO, благополучно обесценились в разы и были большинством широкой публики оперативно распроданы).
Сейчас же достаточно допустить до торгов хотя бы малый и средний бизнес, имеющий законное право на участие в биржевых аукционах или конкурсах. Ведь именно с таким подходом и создавались в мире во второй половине XX столетия лучшие социально-экономические модели современности. Балансировать на стыке капитализма и социализма очень непросто, однако в России этим занимаются вот уже больше тридцати лет. Новая волна приватизации – это, приходится признать, отнюдь не дежавю какое-то, а ещё один, вполне последовательный шаг в сторону антинародного капитализма, скрытого под вывеской так называемого социального государства.
И всё-таки стоит ли сразу кричать, что дело Чубайса в России снова живёт и побеждает? Вряд ли – в первую очередь потому, что нет и речи ни о новом переделе собственности, ни об уходе государства из экономики, ни о возвращении иностранных инвесторов.
Имеет место вполне чёткое следование стратегической линии, выбранной ещё в разгар кризиса 2008-2009 годов, и продолженной под давлением санкций.
Эта линия предполагает курс на финансовую стабилизацию практически любой ценой, параллельно с сохранением жёсткого государственного контроля над крупнейшими бизнес-структурами. Причём вне зависимости от того, насколько велика в этих структурах доля государства. И судя по всему, задача получить от приватизации пресловутые 3,6 миллиарда рублей в год, или же 11 миллиардов за все три года, отнюдь не главная в утверждённом премьером плане.
Кстати, о том, что приватизация не является источником средств для решения бюджетных проблем, задолго до принятия приватизационного плана на 2020-2022 гг. и даже до продажи пакетов Газпрома» и Сбербанка, заявлял министр финансов Антон Силуанов. Он же признавал, что приватизация необходима для снижения доли государства в экономике, и рассматривается, «исключительно как структурная мера».
На фоне резервных сумм в триллионы, которыми сегодня располагают и очень вяло, и вообще-то не слишком успешно, манипулируют наши денежные власти, миллиарды от приватизации – вообще-то мелочь. Отсюда вывод – главное, ввести или же пригласить в управление целым рядом предприятий, отдача от которых считается явно недостаточной, тот бизнес, который вышел на лидирующие позиции в последние годы. Бесспорно, комбинация такого рода тоже сильнее всего напоминает так пугающий всех передел собственности, зато подаётся всё куда более пристойно, чем в середине 90-х или при разделе РАО «ЕЭС России».
В период с 2020 по 2022 годы власти планируют осуществить приватизацию 186 акционерных обществ, 86 федеральных государственных унитарных предприятий и более тысячи объектов другого имущества государственной казны.
Доля государства в банке ВТБ снизится до 50% плюс одна акция, до такого же уровня – в АО «Кизлярский коньячный завод», и до 75% и одной акции снизится его доля в акционерном обществе «Росспиртпром». Государство также уйдёт из капитала «Алмазювелирторга», так как его полномочия в отношении экспорта драгоценных камней и металлов Госфонда РФ, а также необработанных алмазов и бриллиантов госфондов субъектов федерации будут переданы иной уполномоченной организации.
В предварительных списках вновь фигурируют небольшие пакеты «Газпрома», Сбербанка и ряда менее известных предприятий. Практически ни по одному из них не имеется серьёзных препятствий для перехода солидных государственных пакетов акций в частные руки. Зато есть немалые сомнения в том, что разовая выгода от реализации госсобственности станет достаточной компенсацией за потерю солидной части дивидендов, которые поступали от большинства приватизируемых предприятий.
Серьёзные эксперты не считают планы правительства опасными с точки зрения утраты государственного влияния в экономике хотя бы потому, что оно безвозвратно утрачено намного раньше. К тому же в новой программе действительно важных со стратегической точки зрения предприятий попросту мало. Но вот сколько-нибудь ощутимой экономической пользы приватизация, по мнению большинства обозревателей, тоже не принесет.
В связи с этим стоит напомнить, что за прошедшие три десятка лет результаты приватизации госсобственности мы вынуждены считать достаточно сомнительными: всё «самое лучшее», практически сразу было расписано по короткому списку избранных, но с тех пор работает немногим лучше, чем до приватизации.
Впрочем, и в целом по стране, где через приватизацию прошли десятки тысяч предприятий, точнее – 126 тысяч, так и не удалось в результате добиться обещанных сверхвысоких темпов развития, и уж, тем более, стабильного и серьёзного роста ВВП.
В отношении последнего нам даже пообещали удвоение как раз к 2020 году, но теперь всё можно легко списать на кризис и санкции.
Насколько убедительна тридцатилетняя практика работы экономики, приватизированной по Чубайсу, судить придётся, скорее всего, уже не нынешнему поколению. Но последнее продолжение приватизации совершенно точно не обещает стране и её гражданам ничего, кроме тех самых 3,6 миллиардов в бюджет. Миллиардов рублей, а не долларов. Впору спросить: «И всё?».
По этому поводу трудно не согласиться с известным экономистом, доктором наук Михаилом Делягиным. Он убеждён, что «никакого содержательного смысла с точки зрения российской экономики и российского общества в приватизации нет, потому что её нужно проводить в двух целях – смены собственника или, чтобы пополнить бюджет. Но в нём без движения лежат 14 триллионов рублей, и федеральный бюджет не знает, куда девать деньги. С данной точки зрения, это глупость», считает эксперт, а значит речь, похоже, идёт лишь об очередной подкормке влиятельного олигарха.
Источник: «Столетие»
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle