9 ноября 2019, Суббота, 17:36
Чиновники придумали новый способ отъема денег у народа
Советский покупатель, приобретая любой товар, мог быть уверен в его качестве, ведь тогда существовали ГОСТы, регламентировавшие состав и технологии производства всего − от носков до красной икры. Тогда можно было не беспокоиться о том, что вы приобретете фальсификат, ведь значок ГОСТ давал стопроцентную гарантию качества потребителю.
Сегодня товары подлежат сертификации, и не только они, но и услуги любого вида. Сертифицированные объекты проходят многоступенчатую систему проверок, по результатам которых покупателю предоставляется конкурентоспособный качественный продукт.
Но, как пишет ИА REGNUM, этого оказалось мало. Теперь товар должен быть не только сертифицирован, но и промаркирован. В распоряжении № 2963-р от 28 декабря 2018 года утверждена «Концепция создания и функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров».
На каждую (каждую!) единицу товара наносится специальный индивидуальный числовой код. Предполагается, что данная мера призвана обеспечивать безопасность, хотя как и чью − не очень понятно, ведь по такой маркировке можно только отследить путь товара, а вот вопросами безопасности занимаются специалисты в лабораториях.
О каком «обеспечении безопасности» может идти речь, и как маркировка сможет быть гарантом качественного, а не поддельного продукта?
Хотя это вопрос второстепенный. Первое, что бросается в глаза, это очередной «способ отъема денег у населения».
Вот, оказывается, как все просто: одна компания решила получить дополнительную прибыль, донесла мысль до правительства, и вот уже волной накрыло всех, кто имеет дело с товаром, вплоть до экспортеров и импортеров.
Эксперты уже предсказывают, что это крайне усложнит, например, получение товара на таможне покупателем: это же нужно вскрывать весь груз, перебирать каждую единицу товара и маркировать ее.
Кому нужны эти усилия и временные затраты, если прибыль пойдет даже не в казну, а какому-то частному предпринимателю? К тому же, кто и как будет оценивать, заслуживает ли привезенный в нашу страну товар наклейки с маркировкой, является ли он «оригинальным»?
То же и с экспортом. Да, маркировка позволит отследить, что товар дошел до таможни, но дальнейший его путь будет неизвестен, если только заграничные покупатели не придумают особую (абсолютно не нужную им) систему, позволяющую увидеть, кто и куда переправил и где продал наш товар.
Чтобы реализовать такую схему, системы отслеживания товаров во всех странах мира должны быть объединены, а это ли не угроза безопасности?
Официальным разработчиком и оператором системы маркировки товаров стала компания ЦРПТ (Центр Развития Перспективных технологий). Это частники, которые просто придумали необходимое оборудование и считывающие программы. Ни малейшего отношения к контролю качества товаров ЦРПТ не имеет, поскольку у них нет ни лабораторий, ни научной базы − ничего.
Так что, если маркировка будет нанесена на фальсификат − с ЦРПТ спроса никакого нет. А ведь основная задача маркировки, по утверждению правительств, пресловутое «обеспечение безопасности». И каким же образом?
Еще раз: гарантом качества продукции и соответствия стандартам выступает только сертификат, выданный соответствующей инстанцией. Марка таким гарантом быть никак не может, поэтому и безопасности продукта она никак не может обещать. Вероятнее всего, те, кто продвигал закон о маркировке, опирались на сведения о европейском способе сертификации, при которой на товар наносится знакомый многим значок СЕ.
СЕ − это тоже маркировка, но не только, ведь этого знака удостаиваются лишь те товары, которые соответствуют необходимым нормам и директивам. Это товар, который был сертифицирован или декларирован для рынка Европы. Это все, что обязательно для того, чтобы подтвердить качество продукции. Если товар не подлежит сертификации по этому стандарту, то есть еще и национальные стандарты, по которым продукт сертифицируют добровольно.
В России же создали фактически суррогат: маркировать будут всю продукцию любого качества. Неважно, в каких условиях и кем она была произведена, неважно, из какого зарубежного подполья интернет-магазин, например, заказал товар, неизвестно, был ли продукт уже в употреблении: маркировка должна стоять, и точка.
Итак, как же с помощью маркировки предлагается бороться с поддельными товарами? Откуда у компании, собирающей доход от маркировки товара, полномочия, которые есть у официальных органов надзора? Зачем им брать на себя такую функцию?
Хотя вряд ли такая организация хочет уравнять себя с органами власти. Гораздо привлекательнее то, что процедура маркировки позволит обложить россиян новыми поборами, которые, повторимся, пойдут вовсе не в госбюджет, а в карман частнику, который не имеет отношения ни к строительству дорог, ни к вопросам логистики, ни к чему!
А ведь пятьдесят копеек с каждой единицы товара (за счет марок) будут рассматриваться как прибыль компании! Разумеется, компенсировать получающиеся огромные суммы придется конечному покупателю, ведь ни один производитель или оптовый закупщик не захочет терять деньги.
То есть вот нам очередной фактор, влияющий на рост цен, причем созданный рукой частной компании, которая, кстати, в год будет получать минимум 700 миллиардов рублей.
И оказывается, чтобы почти мгновенно разбогатеть, не нужно придумывать сложных стартапов, экономическую эффективность которых, на минуточку, еще нужно усердно доказывать, чтобы получить хоть какое-то финансирование. Нужна простенькая идейка, которую надо быстренько протолкнуть − и одним государственным указом ее уже финансирует вся Россия!
Плюс нашему частнику открывается доступ к базе данных об экспорте, импорте и производстве продукции по стране.
Заявлено, что маркировка, во-первых, позволит уменьшить объемы оборота фальсификата, поскольку вся информация о перемещении продукта будет легкодоступна. А чем меньше фальсификата, тем лучше развивается экономика и социальная сфера. Серьезно? Государство год от года все сокращает социальные расходы, о чем речь?
Во-вторых, благодаря этой мере должна повыситься собираемость таможенных пошлин и налогов. Но ООО «ЦРПТ», оператор системы мониторинга движения товаров, не обременен встречными обязательствами после получения денег за каждую марку. Куда будут расходоваться полученные средства? Как их будут делить? Будет ли поступать в государственный бюджет какая-то часть прибыли?
Взять, к примеру, «Платон» − систему, которая берет плату с грузового транспорта: часть денег отчисляется в дорожный фонд и тратится на прокладку и ремонт дорог. А что будет с ЦРПТ? Какова будет сумма отчислений и на что она пойдет?
Производители продуктов питания будут нести двойное бремя. Например, Сергей Лыбань, генеральный директор ГК «Сырный дом», заявил в интервью The DairyNews, что они готовы начать маркировку готовой продукции, которая в качестве эксперимента ведется уже с июля.
С того же месяца многие виды молочной продукции (а с первого ноября − вся продукция) подлежат уже обязательной электронной ветеринарной сертификации − ЭВС «Меркурий». Это, по примерной оценке, около 150 миллионов сертификатов ежемесячно.
Весной 2020 года, скорее всего, маркировка из стадии эксперимента перейдет в разряд обязательных процедур и будет интегрироваться с ЭВС «Меркурий». А маркировочное оборудование − вещь весьма недешевая, поэтому, скорее всего, будет не по карману небольшим производителям, и с рынка они начнут уходить.
The DairyNews отмечает, что по оценке аграрного комитета СФ, ежегодно на маркировку будет тратиться порядка трехсот миллиардов рублей, причем 20 из них будут расходовать производители молочной продукции.
В ЦРПТ, естественно, считают, что эти цифры чрезвычайно завышены. Между тем, молока в нашей стране производится недостаточно, нужно увеличивать объемы, но как это сделать, если с производителей требуют все больше и больше?
Но вот что интересно. ЭВС «Меркурий» − это, по сути, те же некогда бумажные сертификаты, только переведенные в электронную форму. Оформлением сертификатов занимается Россельхознадзор, то есть дается гарантия безопасности продукта для здоровья потребителя. А какое отношение ЦРПТ имеет к качеству товара? Никакого!!!
Внедрение системы «Меркурий», по которой уже больше года как сертифицируются мясо и рыба, а теперь и молоко, оказалось очень эффективным по ряду причин.
Ранее ветеринарные сертификаты выдавались ветеринарными врачами в бумажном виде и платно. Система «Меркурий» же оформляет электронный сертификат бесплатно! Тем более, что система исключает возможность подделать бланк или получить разрешение на реализацию товара путем дачи взятки. Таким образом, благодаря ЭВС количество фальсификата в молочной отрасли, по оценке разных регионов, значительно снизилось.
Любой потребитель может убедиться в качестве продукции, потребовав у продавца электронный сертификат. В дальнейшем планируется внедрение QR-кодов, считав который можно узнать все о происхождении товара. То есть ЭВС действительно предоставляет требуемую и очень важную информацию.
А что же дает марка ЦРПТ? Позволяет считать код и убедиться, что перед нами не подделка? А зачем же тогда на упаковке имеется штрих-код, по которому можно узнать то же самое?! Любой смартфон уже позволяет установить приложение-считыватель штрих-кодов и моментально узнать, кто и где произвел товар.
Напомним, что маркировочная программа будет интегрироваться с «Меркурием», и если «Меркурий» будет «задавлен» заинтересованными лицами, то как же быть уверенными в качестве продуктов, которые не просто предлагаются в магазинах, но и поставляются в образовательные учреждения, больницы и так далее?
Не исключено, что скоро система «Меркурий» обрастет выдуманными недостатками, и слабые стороны будут только на руку ЦРПТ. Да, система наверняка несовершенна по причине своей новизны, однако она выполняет главную функцию: оценивает качество продукции, а не просто позволяет собирать данные.
По сообщению «РИА Новости», группа депутатов более месяца назад обращалась к правительству РФ с вопросом, анализировалась ли целесообразность маркировки для разных групп товаров, отдельно упомянув, что все участники процесса понесут огромные затраты.
Первое − это необходимость установки дорогостоящего оборудования, внесение изменений в производственные линии и программное обеспечение. Второе − обслуживание оборудования, покупка кодов. Депутаты заявили, что только, например, производителям кондитерских изделий придется ежегодно отдавать несколько десятков миллиардов рублей.
Также в обращении высказана просьба указать примерный предполагаемый процент снижения оборота фальсифицированного товара по всем отраслям. И эти обращения были направлены также на адрес Генеральной прокуратуры, Минпромторг, Минэкономразвития и в ФАС.
Минпромторг уже ответил. В. Евтухов, замминистра промышленности и торговли РФ, разъясняет, что маркировка преследует основную цель − иметь возможность быстро получить точные сведения о движении товаров, а это должно снизить оборот подделок, увеличить собираемость налогов. Евтухов также сообщил, что на экспортируемые продукты маркировку наносить не будут.
Ничего нового, никаких ответов, особенно на главный вопрос − из чьего кармана придут деньги, увеличивающие налоги и таможенные пошлины. Очевидно, из кармана обычного покупателя магазина.
К тому же возник новый вопрос: если товары на экспорт не подлежат маркировке, то как производитель должен поступить: создавать разные производственные линии для того, что идет за границу, и того, что реализуется внутри страны? Это дорого и трудозатратно, а нашим производителям и так нелегко!
По кому в первую очередь бьёт фальсификат? Конечно, по самому производителю, который первый заинтересован в борьбе с ним, ведь это штрафы, снижение прибыли, удар по репутации. Чем марка ЦРПТ поможет производителю? Что, уплатит за него штраф за выявленный фальсификат? Какие она дает ему гарантии?
Посмотрите на практику известных производителей техники: купив товар, вы можете загрузить на их сайте штрих-код с упаковки и убедиться, что перед вами оригинальное изделие. А это важно, ведь ремонту по гарантии подлежат только официально изготовленный товар.
А маркировка потребителю не дает ничего, кроме, скорее всего, переплаты за абсолютно бесполезную для него информацию, которую он и сам знает. Утюг, собранный в Китае, им и останется.
Источник: www.km.ru
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle