11 июня 2019, Вторник, 14:56
В деле Голунова власть стала Шендеровичем, а Шендерович – властью
Глава МВД Владимир Колокольцев заявил, что дело против журналиста «Медузы» Ивана Голунова прекращено в связи с недоказанностью его участия в совершении преступления. Он добавил, что Голунов будет освобожден из-под домашнего ареста, а обвинения с него сняты.
На взгляд некоторых юристов и политиков, ситуация выглядит более чем странной со всех сторон.
Голунова задержали 6 июня в центре Москвы. Как сообщила полиция, при досмотре у него нашли пять свертков с порошкообразным веществом. Впоследствии экспертиза определила, что это наркотик мефедрон. Полиция сообщила, что дома у задержанного были «обнаружены три пакета и сверток с порошкообразным веществом, а также весы». Было возбуждено уголовное дело.
Сам журналист заявил, что наркотики ему подбросили.
Далее случилась целая серия заявлений с обеих сторон. Часть общественников и СМИ принялись на все лады обвинять власть, а некоторые представители власти поторопились понравиться Шендеровичу и другим защитникам свободы и демократии. Московский омбудсмен Татьяна Потяева сообщила, что «взяла под контроль ситуацию с Голуновым». Обращения в прокуратуру и ГУ МВД с просьбой проверить законность действий полиции направил СПЧ. Мэр Москвы Сергей Собянин попросил взять дело под свой контроль московский главк МВД. Генеральная прокуратура сообщила о своем контроле. Помощник президента Антон Кобяков заявил, что сам будет изучать дело Голунова. Можно ли это не расценивать как давление на суд и следствие, каждый волен решить сам.
Более всего Шендеровича должна была порадовать председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Она заявила, что «нарушения и ошибки, допущенные в ходе задержания журналиста, вызывают недоверие к следственным органам».
«Почему журналист Иван Голунов без решения суда был задержан более чем на 48 часов? Почему были опубликованы фотографии с другого места, а не из его квартиры, где происходил обыск? Почему во время обыска он не присутствовал? Либо это такой уже непрофессионализм, либо это такое головотяпство, либо это провокация», – приводит слова председателя Совета Федерации ТАСС.
Матвиенко подчеркнула, что обратилась к генеральному прокурору России Юрию Чайке, который сообщил, что дело находится на контроле. Она подчеркнула, что должно быть проведено самое тщательное расследование, обществу должны быть даны ответы на все эти и другие вопросы.
«Брянские новости» попросили прокомментировать высказывания Матвиенко юриста Евгения Попова.
– Нетрудно заметить, что все сообщения о нарушениях, якобы допущенных полицейскими, преподносились как уже доказанный факт. Между тем, ни прокуратура, ни суд еще не отреагировали на все те самые «нарушения», о которых говорили журналисты, артисты, общественники на каждом углу. Матвиенко утверждает, что Голунов был задержан на срок более 48 часов без решения суда. Почему вообще сделан такой вывод? Валентина Ивановна, насколько мне известно, не имеет юридического образования, а если бы она была практикующим юристом, то знала бы, что суд в обязательном порядке при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста проверяет законность задержания, соблюдение процессуальных сроков задержания. Суд заключил Голунова под домашний арест, из этого я делаю вывод, что никаких нарушений при задержании допущено не было. Прокуратура тоже молчит, а если бы были нарушения, то прокурор обязательно отреагировал, внеся представление. А уж по такому резонансному делу тем более!
Другой момент касается публикации фотографий пресс-службой МВД. Какое вообще имеет это отношение к уголовно-процессуальной деятельности, связанной с доказыванием вины Голунова? Совершенно никакого! Все эти опубликованные на сайте ведомства фото, даже если допустить, что они настоящие, никоим образом не доказывают вину Голунова, а также не свидетельствуют о его невиновности. Публикация этих фото не является обвинительным доказательством по делу, никто их, снимки, не собирался использовать в таком статусе. Для следователя, прокурора, суда важны находящиеся в уголовном деле процессуальные документы: протокол обыска, а также предметы, документы и ценности, изъятые в ходе обыска. Фото – это всего лишь приложение к протоколу обыска, сами по себе они ничего не значат. То, что были опубликованы не те фото на сайте – это вопрос компетенции пресс-службы ведомства, но это никоим образом не говорит о том, что уголовное дело сфальсифицировано.
Также Матвиенко возмущает тот факт, что Голунова не было при обыске в квартире. Обратимся к закону. Уголовно-процессуальный кодекс России гласит, что основанием производства обыска является наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела. При производстве обыска участвуют лицо, в помещении которого производится обыск, либо совершеннолетние члены его семьи. При производстве обыска вправе присутствовать защитник, а также адвокат того лица, в помещении которого производится обыск.
Насколько мне известно, Голунов проживал в арендуемой квартире. Поэтому его присутствие было вовсе не обязательным. Следователю, оперативникам, которые проводили обыск, достаточно было пригласить собственника помещения, в котором проводился обыск. Поэтому преждевременно делать вывод о том, что было допущено нарушение.
Как мне кажется, у кого-то появилось желание угодить общественности, уже оправдавшей без каких-либо судебных решений Голунова и вынесшей смертный приговор полицейским, якобы сфабриковавшим его дело Голунова.
Ранее юрист пояснил «Брянским новостям», что в деле Голунова выглядит странным. Однако теперь обстоятельства тем более странные.
С одной стороны, подчиненные министра Колокольцева твердо заявили, что у Голунова уже при досмотре нашли пять свертков с наркотиком, а дома – еще три пакета и сверток с порошкообразным веществом. С другой стороны, Колокольцев сообщил, что дело против журналиста прекращено в связи с недоказанностью его участия в совершении преступления. Более яркого и абсурдного противоречия трудно и придумать.
В этой ситуации кто-то должен быть признан проигравшим и опозоренным – Шендерович или власть, мнение которой выразил Колокольцев. Причем самым великим позором будет тот случай, если власть прогнулась под шендеровичей, уверен юрист Попов:
– А пока создается впечатление, что они друг друга стоят. То есть власть приобрела облик Шендеровича, а Шендерович стал властью.
Цифра
По сильно заниженным официальным данным, ежегодно в России погибают от передозировки наркотиками и психотропными препаратами около 8 тысяч человек, около 35 тысяч госпитализируются с отравлениями.
Фото: instagram.com
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle