17 мая 2019, Пятница, 19:07
В 1914 году было вдвое больше школ, чем сегодня
Укрупнения школ, которое проводят власти России, только усугубляет проблему обезлюживания сельских районов. Но и в городах объединение учебных заведений не приводит ни к чему хорошему, считают эксперты.
Геноцидом, проводимым властями страны, назвал аналитик Дмитрий Милин в своём блоге процесс сокращения числа школ в России. Он привёл крайне интересные факты того, как развивалось образование в России до 1917 года.
К примеру, число школ в Российской Империи росло и было в 1914 году в два раза больше, чем в России сейчас. Число школ в России продолжает сокращаться, сейчас вышли на уровень 1903-04 годов до реформы школьного образования, резко увеличившей число школ и расходов на образование.
Всего в 1903 году имелось 87 973 начальных школ всех типов и ведомств. Число учащихся в них составило 5 088 029, размер средств содержания начальных школ составлял около 59 миллионов рублей, из которых: 30 100 000 рублей приходилось на счёт земств, сельских и городских обществ; 15 800 000 рублей — казённое ассигнование; 13 миллионов — пожертвования, средства от платы за обучение и из других источников.
Кредиты на народное образование всё время неуклонно росли. С 1894 года по 1904 год они более чем удвоились: бюджет Министерства народного просвещения увеличили с 22 до 42 миллионов рублей, тогда как кредиты на церковные школы выросли с 2,5 до 13 миллионов. Казенные ассигнования на коммерческие училища достигли 2—3 миллионов рублей в год.
После революции 1905—1906 годов, Русско-Японской войны и реформ 1906—1907 годов в Думе поднимается вопрос о принятии закона о ведении всеобщего начального образования. В 1906 году на рассмотрение выносится законопроект министра народного просвещения П. фон Кауфмана. Некоторые положения этого закона были приняты 3 мая 1908 года. Согласно им было резко увеличено государственное финансирование МНП, а пункт 6. закона устанавливал бесплатное начальное образование.
Со времени издания закона от 3 мая 1908 года в стране начинают проводиться первые мероприятия, связанные с реализацией проекта введения всеобщего образования в стране, который предполагал создание школьных сетей начальных учебных заведений.
Эти мероприятия (в том числе увеличение числа школ и их доступности в радиусе не более 3 верст) проводились неуклонно вплоть до 1917 года.
Перепись, произведенная 18 января 1911 года, зарегистрировала 100 295 начальных училищ для детей возраста от 8 до 12 лет. В день переписи в школах присутствовало 6 180 510 человек учащихся, что по сравнению с общим числом населения составляет 3,85 процента. А так как количество детей школьного возраста (от 8 до 12 лет) определяют около 9 процентов всего населения, то оказывается, что лишь около 43 % всех детей посещало в 1911 году начальную школу.
Из данных, опубликованных Центральным Статистическим Комитетом, видно, что в 1911 году население 34 земских губерний (76 миллионов) составляло 46 процентов всего населения Империи (без Финляндии — 164 миллиона).
Число начальных школ в этих губерниях (без школ грамоты) — 59 907, что составляло 61 процент всего установленного переписью количества таких же школ (98 204).
Учитывая все это, можно с полной уверенностью утверждать, что так называемая «борьба с безграмотностью», заслугу которую приписывают себе большевики, началась задолго до них, причем самыми мирными средствами.
А вот как выглядят реалии сегодняшнего дня:
«Только за школьные парты сядут 15 500 000 школьников. Это почти на 1 миллион больше, чем год назад. Из них 1,8 миллиона детей пойдут в первый класс», — сообщил Медведев на совещании о готовности системы образования к учебному году.
Таким образом сравнение числа учащихся начальной школы в Российской Империи (6 миллионов) и начальной школы в РФ (5,6 миллиона) получается явно не в пользу последней.
Лучше всего этот процесс показан на графике:
Комментаторы этого поста в общем согласились с тем, что в России падает качество образования, однако причины назывались разные.
К примеру, ученый Николай Пестов уверен, что процесс сокращения школ вполне логичен, хотя, конечно же, избыточен:
«Это не сокращение, а укрупнение. Сливают по несколько больших школ, сливают даже школы с детскими садиками, поскольку села обезлюживают главным образом из-за сокращения рождаемости и миграции в города. Действия администрации по укрупнению или ликвидации — это уже эвтаназия полумертвого. Вот у нас в городе ничего не сократили, все битком набито, а школ стало меньше и садиков. Потому что сливают, две школы в разных концах города управляются одним директором. Эти явления надо анализировать комплексно, а не ахать от каждого графика падения. Если что, я сам против всех этих слияний, их реально до маразма довели…»
Экономист Максим Авербух констатировал упадок:
«Это именно сокращение. В сельской местности не осталось ни школ ни больниц. Село лишено возможности развиваться, без школы и поликлиники (да даже без фельдшерского центра) оно обезлюживает…»
Преподаватель Дмитрий Бородин привел пример из собственной практики:
«Я работал в сельской школе, ее закрыли, когда стало меньше 100 человек, оставили маленькую начальную, 1−4 класса, хотя сейчас наверно и её нет, остальным пришлось ехать из Ленинского в Первомайское. Это 30 км пути, пересечение скоростной трассы, лишний почти час. Образование стало менее доступным, ученики реже ходят на занятия. Каково это — весь день в 30 км от дома проводить? И село потеряло свой культурный центр, центр духовности. А ведь при царях строили школы в 3 верстовой доступности…»
Источник: «Новые известия»
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle