23 апреля 2019, Вторник, 09:50
Все перемелется: брянский «Мелькрукк» начали поднимать из разрухи
Сейчас брянское предприятие «Мелькрукк», высокие башни которого привлекают внимание проезжающих по Московскому проспекту, уже не выглядит джунглями. Но еще несколько месяцев назад здесь бушевал бурьян в два человеческих роста. Уныло сидели в своих будках охранники, которые должны были приглядывать за хозяйством, но не смогли или не захотели уберечь производство от мародеров. На всем лежала печать мерзости запустения: разбитый асфальт, закопченные стекла зданий, заброшенное оборудование. Комбикормовый завод довели до такого состояния, как будто по нему палила артиллерия. Остановили мощный котел, который давал тепло всему микрорайону. Одним словом, пустыня.
А ведь несколько лет назад предприятие знали по всей России, рекламу «Мелькрукка» крутили день и ночь на федеральных телеканалах. История упадка – это отдельный рассказ. По большому счету, он сейчас не слишком и интересен. Важно другое – как возрождают производство, оставленное Брянску послевоенными строителями. Это дело их рук – мощные стены и колонны, колоссы силосов, оборудование пятидесятых годов, на котором еще можно прочитать название страны происхождения – Швейцария.
– Еще пару лет – и все, можно было потерять предприятие и людей, которые на нем работали, которые стали теперь учителями нынешнего молодого поколения наших тружеников, – рассказывает «Брянским новостям» генеральный директор «Брянской зерновой компании» Роман Мимонов. – Но, к счастью, не потеряли.
Об истории приобретения – ниже. Она по-своему занимательна и поучительна. Пока же – о нынешнем дне, о буднях и выходных, о субботниках.
Надо представлять, во что могут превратиться девять гектаров земли, заброшенные несколько лет назад. Рельсы и трубы стали ржавым железом, строения – разрухой, площадки – свалками, газоны – непроходимыми зарослями. На субботниках молодой коллектив предприятия, его новобранцы, выходят с граблями, лопатами и другим инструментом, чтобы чистить, косить, красить, подправлять. Роман Мимонов – рядом со всеми. Скребет, тащит большие черные мешки, набитые мусором, поближе к воротам. На лицах – улыбки, там и сям слышатся шутки. Совсем не принудительный труд. Более полутора сотен сотрудников пришли на предприятие, чтобы не просто работать и получать жалованье. Они занимаются возрождением. Слово применимо не только к производству. Достаточно поговорить с людьми, чтобы убедиться в этом. Программисты, охранники, жестянщики, инженеры – все они сейчас стали строителями. Все созидают. Для кого? Роман Мимонов внушает им простую мысль: «Вы работаете не на меня, а на себя».
С чего должно начинаться предприятие? С головы. С центра управления, который имеет и глаза, и уши. Для начала купили платформу, которая должна интегрироваться с различными модулями. Это будет и контроль доступа на предприятие, и видеонаблюдение, и учет документооборота, наблюдение за выездными и въездными воротами, весовой, лабораторией. Все это свяжут с сельскохозяйственной базой – со Змиевским обособленным подразделением, которое расположено в Орловской области, с карачевским предприятием.
Такой подход учитывает не только предыдущий опыт.
– Мы ездим на семинары и тренинги, говорит Роман Мимонов. – В этом году намерены побывать в Белгороде, где будет обсуждаться цифровизация сельского хозяйства. Но цифровизации цифровизации рознь. Как говорится, если не сделаешь «а», то не сделаешь и «б». И так далее по цепочке. Мы идем в ногу со временем.
Раньше на «Мелькрукке» работало около 370 человек. Но какова была их производительность? Какова была эффективность управления? Судить можно по тому, что предприятие в конце концов закрылось. Хотя вроде без дела не сидели. В производстве опасно путать приоритеты и уклоняться от непреложных законов. Один из них – сокращение расходов, оптимизация. Этим озабочены все, к этому подталкивает жесткая конкуренция.
– Мы все стараемся сейчас систематизировать, ставим даже задачу уйти от бумажного носителя, – поясняет Роман Мимонов. – И на этом можно сэкономить немалые деньги. Создаваемый узел цифровизации, своеобразный электронный мозг, будет усиливаться, подгружаться другими блоками, в том числе пожарной сигнализации. Сейчас не нужно много проводов, достаточно двух датчиков. Однако они требуют соответствующей аппаратуры, которая будет интегрироваться с доступом контроля и пультом управления.
Пожарная безопасность на мукомольном производстве чрезвычайно важна, его недаром сравнивают с пороховым заводом. Случай на птицефабрике «Снежка», где взорвалась мучная пыль, это лишний раз подтвердил. Сейчас все построено просто и неудобно. Если где-то в помещении сработала пожарная сигнализация, то сотрудник вынужден заглянуть в каждое помещение, чтобы выяснить причину. А новая схема позволит сразу определить, где случился сбой.
И конечно, будет всеохватное видеонаблюдение.
– Очень здорово, когда все просматривается, когда охранники знают, что им делать, а не просто ходят друг за другом, – говорит генеральный директор.
Оказывается, путь к цифровизации Роман Мимонов начинал самостоятельно, умозрительно создав будущую структуру электронного управления. Но потом, конечно, для создания современной IT-системы потребовались толковые программисты, финансовый директор, бухгалтеры. Была создана рабочая группа, которая вместе с генеральным директором занялась «электронным мозгом» предприятия. Расписали дорожную карту внедрения. Интересно, что трения между службами превращаются в своего рода творческую соревновательную энергию. Есть общая цель – консолидация бюджета предприятия. Своя «казна» имеется у каждого отдела. Сотрудники расписывают бюджет, планируют заявки на покупку материальных ценностей.
– Как это дальше будет проверяться, мы тоже думаем, – делится своими мыслями «главнокомандующий». – Например, недавно инвентаризацию проводили. Сейчас комиссия ходит и смотрит, куда какой шуруп или гайку использовали. Мы вынуждены именно так контролировать. Не потому, что я так захотел. Мы должны знать, эффективно используем средства или нет. Я езжу по предприятиям и смотрю, что там закупили. Вижу на одном из участков три ящика гвоздей. Зачем они тут? Отвечают: «А вот купили…» Зачем покупали инструмент, который не используется? Наша задача – приобретать только то, что нужно, чтобы все работало, применялось. А если просто затарим склады, если там все завалят «обороткой», которая не работает, толку не будет. Мы сейчас учимся считать деньги, а они нам достаются тяжело.
По сути, Роман Мимонов и его команда невольно разбивают в пух и прах теорию основоположников социалистической плановой системы производства, при которой зачастую выпускалась ненужная и некачественная продукция, когда склады забивали комплектующими или агрегатами и забывали о них. Теперь у настоящих хозяев все иначе. Это можно понять по уже восстановленным участкам производства, по совершенно новому типу управления.
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle