12 марта 2019, Вторник, 07:54
Боец спецназа брянского УФСИН: «В любой ситуации главное – оставаться человеком»
Краповый берет – высший знак доблести сотрудников спецназа. Право носить его бойцы получают по итогам квалификационных испытаний, преодолеть которые удаётся далеко не каждому спецназовцу. У сотрудника отдела «Торнадо» Брянского управления ФСИН Максима Ч. это получилось, причём, сегодня он единственный в спецназе УФСИН, кто удостоился этого права.
В преддверии 140-й годовщины образования уголовно-исполнительной системы России (эту дату отмечают 12 марта) «Брянские новости» поговорили с 31-летним капитаном внутренней службы не только о его достижении, но также о любви к литературе, мифах Древней Греции и роли математики в работе спецназовца.
Этот скромный парень с искренней улыбкой совершенно не похож на проходящих сквозь стены двухметровых громил с каменными лицами, какими привыкли изображать спецназовцев в бесконечных, далёких от реальности российских телесериалах. Сам Максим, кстати, такие сериалы не смотрит – нет на это времени, да и ляпы профессиональному спецназовцу сразу же режут глаза.
В отряде «Торнадо» Максим – с 2012 года. Ныне он – инструктор-снайпер штурмового отделения.
− Как и многие мальчишки, я с детства хотел служить в спецназе, — признался Максим. – Когда мы на школьных уроках изучали мифы Древней Греции, мне на всю жизнь запомнилась фраза: «Познай себя, и ты познаешь богов и вселенную». А ещё мне говорил отец: «Если выбрал свой путь, то иди по нему до конца». Мне нравится проверять себя в жёстких условиях. Вот поэтому я решил пройти испытания на право ношения крапового берета. Каждый сотрудник спецназа стремится стать лучшим и каждый хочет получить этот знак отличия, однако не всем даже физически хорошо подготовленным ребятам может покориться данная вершина. Мне покорилась, хотя и только с четвёртой попытки, а первую я предпринял ещё в 2015 году.
Подготовку к «экзамену» Максим начал за год до его проведения: зимой – лыжи и коньки, летом – бег и езда на велосипеде. Первые три безуспешные попытки в 2015 – 2017 годам не прошли даром. Спецназовец уже чётко знал, к чему следует готовиться, какие важнейшие «мелочи» необходимо учитывать на пути к победе.
– В 2015 году во время подготовки я не знал, на что нужно обратить особое внимание, сколько бегать, подтягиваться, отжиматься, — рассказал Максим. – Поэтому тогда у меня не получилось. Теперь же я знал, что нужно исправить. Готовиться мне помогали ребята из моего отряда – старшие инструкторы, а также инструктор по боевой специальной подготовке, который во время сдачи всю дорогу бежал со мной и подбадривал: «Макс, давай! За Брянск!». Я думал о родных и близких, которых нельзя было подвести. Я должен был сделать это ради своего трёхлетнего сына. И сделал.
Испытания спецназовцам пришлось проходить на базе УФСИН в Мордовии. За право примерить краповый берет боролись 56 бойцов из 34 регионов страны. Причём, сначала им нужно было получить допуск к соревнованиям. По итогам квалификационного отбора, который включал бег на пять тысяч метров, подтягивания на перекладине и выполнение ряда специальных упражнений, к главным испытаниям были допущены 53 бойца.
Претендентам на краповый берет предстояло пробежать 12-километровый марш-бросок с преодолением полосы препятствий в экстремальных условиях, штурмовать высотное здание, провести поединки по рукопашному бою, соревноваться в стрельбе из пистолета и автомата.
На заключительном и самом, пожалуй, важном этапе, учебных поединках – четырёх трёхминутных спаррингах, спецназовцы выявили сильнейших.
Полностью пройти полосу препятствий и успешно справиться со всеми задачами, помимо брянца, удалось лишь семи сотрудникам региональных управлений ФСИН.
− Все испытания нужно было пройти за два часа в дождливую погоду, — рассказал Максим. – В прошлом году я всё преодолел, но при выполнении упражнения по контролю оружия при производстве холостого выстрела произошло утыкание патрона в патроннике – вот такая осечка. А в этот раз, когда понял, что всё удалось, сразу позвонил семье. Жена и сын были очень рады. Есть ведь ребята, у которых это получилось с первого раза. Но думаю, чем больше у человека было попыток для достижения заветной цели, тем ценнее итоговая победа.
Достижение Максима оценил его начальник, который поддерживал его на всём протяжении испытания и верил в его успех. Он отзывается о парне как об «ответственном, целеустремлённом сотруднике».
− Максим последние четыре года, начиная с 2014-го, когда решился на это тяжёлое испытание, бегал в дождь и снег, в выходные и праздничные дни, чтобы достичь цели и заслужить честь носить символ доблести — краповый берет. И в итоге добился желаемого результата. Очень хорошо проявлял себя на тренировках. Кроме того, мы знаем, что наш Максим – прекрасный семьянин, — рассказал командир отдела специального назначения «Торнадо» Кирилл Кузьменко.
Краповый берет – не только гордость спецназовца, он ещё и добавляет ответственности перед товарищами по отряду. И об этом тоже не стоит забывать, уверен Максим:
− На тебя с уважением смотрят молодые ребята, для которых ты становишься примером. Не имеешь права где-то струсить, должен помогать другим. И, конечно, физическая подготовка должна быть на уровне: нужно быстро бегать, подтягиваться, отжиматься, ориентироваться в сложных, экстремальных ситуациях. Мне 31 год, а в спину уже дышат 25-летние. Если что, они же сразу скажут: «Ну что это за краповый берет? Снимай!» (смеётся). Коллектив у нас дружный. Когда я проходил квалификационные испытания, все ребята из отряда за меня переживали. Некоторые специально подначивали: «Да куда тебе, ты не сможешь». Это, надо сказать, здорово мотивировало: «Я не смогу? А вот посмотрим!» Специфика работы такова, что между бойцами должны быть товарищеские отношения, потому что в любой момент может возникнуть ситуация, когда одному спецназовцу придётся прикрыть спину другому. Сотрудников спецназа подбирают не только по уровню физической подготовки, но и по человеческим качествам. Кандидатов оценивает психолог. Лишних людей у нас нет, такие очень быстро отсеиваются.
Высокий знак отличия не освобождает бойца спецназа от повседневной работы. Основными задачами сотрудников «Торнадо» являются охрана исправительных учреждений при возникновении чрезвычайных ситуаций, обеспечение безопасности сотрудников УФСИН, освобождение лиц захваченных в качестве заложников, пресечение массовых беспорядков.
− За годы моей службы, к счастью, каких-то крупных ЧП не происходило, – отметил Максим. – Но мы всегда должны быть готовы к любому развитию событий.
Но спортивными тренировками и служебными командировками жизнь инструктора-снайпера, конечно же, не ограничивается. Свободное время Максим предпочитает посвящать своей семье и чтению книг. Между прочим, он — выпускник Брянского госуниверситета с дипломом учителя физики и информатики.
− В школьные годы мне нравилось самому мастерить различные электрические приборы, паять схемы, делать ёлочные гирлянды. Наверное, поэтому и выбрал физический факультет, — рассказал Максим. – В нашем подразделении, кстати, шесть бойцов имеют педагогическое образование. Технические знания пригодились в работе. Как инструктору-снайперу мне необходимо знать баллистику, делать точные расчёты, уметь рассчитать скорость ветра при стрельбе. А ещё я очень люблю читать. Нравятся поэзия Есенина, произведения Марка Твена. Чтение помогает развиваться, освежает голову. Бывает, отправляешься на спецмероприятие, в пути достал планшет, почитал, привёл мысли в порядок – всё, к дальнейшей службе готов.
Во время учёбы в университете будущий спецназовец активно занимался каратэ, привозил медали с областных и всероссийских соревнований. Когда Максим проходил педагогическую практику, школьники интересовались, почему у стоявшего у доски молодого учителя руки испачканы зелёнкой. Приходилось объяснять, что пальцы на руках практикант повредил в поединках на татами. После этого проблем с дисциплиной на его уроках не было.
На традиционный вопрос «Что главное в работе спецназовца?» Максим отвечает, не раздумывая:
– Самое главное – оставаться человеком. В жизни может произойти всё, что угодно. Но чтобы ни случилось, ты не должен терять человеческого облика. И это касается не только сотрудников спецназа.
Из истории отдела «Торнадо»:
Отдел спецназначения «Торнадо» УФСИН России по Брянской области основан 11 июня 1991 года, изначально был ориентирован на контртеррористическую деятельность. В середине 1990-х годов подразделение приняло участие в двух чеченских кампаниях. В 2000 году сотрудники «Торнадо» обеспечивали охрану международных экспертов Парламентской ассамблеи совета Европы (ПАСЕ) в Чечне. В боевую группу отдела входят два штурмовых отделения, отделение обеспечения и группа управления. «Торнадо» — одно из немногих подразделений спецназа, в котором не было боевых потерь. За 27 лет своей истории бойцы и отряда более 150 раз были отмечены государственными и ведомственными наградами.
Павел Герасин
Фото: УФСИН по Брянской области
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle