15 ноября 2018, Четверг, 05:01
Режиссер Елизавета Трусевич раскрыла брянцам секреты детских фильмов
Режиссер и сценарист Елизавета Трусевич рассказала «Брянской учительской газете» о том, как снимает детские фильмы.
В Брянске в конце лета прошел международный детский фестиваль «Мы сами снимаем кино». Фильмы Елизаветы Трусевич понравились брянскому зрителю, в частности, школьникам. Особое впечатление произвел фильм «Семицветик», снятый на киностудии имени Горького. Картина получила более пятнадцати призов на различных фестивалях и включена в список лент, рекомендованных Министерством просвещения России, а также Министерством культуры для показа в российских школах.
– Елизавета, какие детские фильмы снимаете вы, какие они несут идеи, что для вас самое важное в работе?
– Я снимаю не только детские фильмы, хотя направление семейного, детского кино мне действительно интересно. На старейшей в стране и в мире киностудии имени Горького я сняла детский фильм «Семицветик» – комедию о первой школьной любви, это был мой дебют в большом кино. Дети – прекрасные зрители. Где бы мы ни показывали фильм – всегда масса вопросов, откликов, все, конечно, заканчивается совместными селфи. Важно, чтобы дети смотрели и знали не только американское, но и наше отечественное и европейское кино. Это же совершенно различные эстетики, разные картины мира! Когда наши дети смотрят только голливудские фильмы, они как бы сужают собственное культурологическое поле, создают иллюзорный образ картины мира. Я преподаю в МГУ, куда каждый год идет набор студентов, недавних школьников. Когда я их прошу написать заявку на игровой фильм, некоторые предлагают снять «про девочку Барбару и мальчика Джона из Нью-Йорка». Я их спрашиваю: «А вы в Нью-Йорке-то были?». Ответ всегда примерно одинаковый: «Нет, но мы не хотим про Россию». Это опять же вопрос формирования личности – нужно преподавать не только русскую литературу, но и отечественное кино. Когда я им показываю по истории кино советские фильмы – это для молодых ребят как открытие Атлантиды! Интерес к своей стране, к своим корням, уважение к самому себе – в первую очередь результат правильно выстроенного школьного периода. Как пел Высоцкий: «Значит, нужные книги ты в детстве читал».
– Как вы снимаете фильмы, по каким критериям выбираете юных актеров? Кто они: дети артистов или «ничьи»?
– В фильме «Семицветик» дети были совершенно разные. Были абсолютно профессиональные ребята, у которых за плечами огромная фильмография. Это Ваня Оранский, Аня Потебня, сейчас они учатся в Школе-студии МХАТ. Их родители, кстати, никак не связаны с кино. Просто яркие, талантливые ребята, которые с детства занимались актерским мастерством. Настя Добрынина сейчас поступила во ВГИК, вот у нее мама – актриса, с детства в кино, на площадке по выносливости и профессионализму она ничем не уступала взрослым актерам. А были и дебюты. Дети, которые первый раз оказались перед камерой. Это девочка, которая играла главную роль красавицы Астрюковой – Катя Смилянец. Случайно попала на пробы, прошла. Я искала вполне конкретный типаж – мне нужна была такая маленькая Орнелла Мути. Отсмотрели почти триста девочек и нашли Катю. Дебют был и у Никиты Бабаева, и у Егора Щелчкова… Так что пути прихода в кино у юных актеров разные. Могу только одно сказать — все дети, которые снимались в наших фильмах, были начитанные, насмотренные. Я даже забывала, что они дети — общались на равных. Мне кажется, самое главное, какую бы ты профессию ни выбрал, надо постоянно самосовершенствоваться, читать, смотреть, расширять свои культурологические границы — и тогда любой путь будет открыт.
– Могут ли детское кино снимать сами дети и их учителя? Как вы к этому относитесь? Нужно ли в школах вводить предмет «Киноведение»?
– Раньше, когда снимать кино было дорого и технически сложно, существовало только студийное производство, сейчас мы живем в очень интересное время – технически кино может сделать каждый. Вопрос не в возможности, как таковой, а в качестве. Я даже в своей диссертации ввела такой термин «эффект соперничества». То есть раньше у зрителя при просмотре фильма возникал «эффект неподражаемости» – снять фильм самому невозможно! А сейчас — «эффект соперничества», когда зритель так или иначе может снять свое маленькое, но кино. Детские кинокружки – это прекрасно! Они формируют вкус, эстетику. Мне кажется, важно не только учить детей снимать кино, но и знакомить их с лучшими образцами мирового кинематографа, вместе с педагогом смотреть и разбирать фильмы. Я совершенно убеждена, что рано или поздно в школы введут обязательный предмет «история кино». Не понимаю, почему до сих пор этого не произошло! Кино не менее важное для развития личности искусство, чем литература или живопись.
Фото: Ольга Приваленко
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle