6 ноября 2018, Вторник, 08:10
Дятьковский глава Павел Валяев рассказал о том, что ждет город и район
Город Дятьково умеет удивлять. Пока хрустальное производство пытаются возродить и часто спорят об этом, создано новое предприятие, выполняющее заказы оборонщиков и удивляющее изделиями, которые научились производить местные мастера. Несколько лет назад в городе случились дорожные бунты, но теперь на многих улицах пролегли новые дороги, да и число самих улиц растет на глазах. Там, где был невзрачный ручей, появился симпатичный водный канал со сквером. Город хорошеет, что гости сразу замечают. При всем том, признается глава администрации Дятьковского района Павел Валяев, хлопот хватает, как и критики населения. Но именно на мнение людей и старается опираться власть, заявил глава «Брянской учительской газете».
– Павел Валерьевич, над благоустройством города у вас думают только чиновники, архитекторы?
– У нас есть положение о благоустройстве, но все же мы опираемся прежде всего на мнение людей. Осенью, зимой, весной встречаемся с жителями, делаем анализ предложений населения, касающихся нашего общего дома. Город Дятьково не слишком большой, но и не слишком маленький. Только дороги растянулись на 350 километров. Огромное число улиц – 146. Недавно провели конкурс на название новой улицы. К концу года их будет уже под 200. Дело в том, что мы активно выделяли земли многодетным семьям. Появляются новые микрорайоны.
– Какие участки предложили?
– Землю получают даже в центре города. Тут есть элемент везения: кто раньше стал в очередь, тот и получил участок в центре. Но это не значит, что остальные хуже. Между Краснофлотской и двенадцатым микрорайоном отдаем 8 гектаров под строительство. Мы видим, что жители хотят улучшений, и это хорошее желание, которое нам помогает. Хотя, безусловно, множество сложностей. У нас пассионарные люди, они спокойно не дадут сидеть.
– В Дятькове заметно преобразились некоторые дворы. Где находите деньги?
– В последнее время мы активно участвуем в программе формирования комфортной городской среды. В прошлом году провели ремонт в 25 дворах, в том числе в Бытоши, Любохне и Ивоте. Причем в поселках упор делали на ремонт дворов и обновление асфальта. В Дятькове удалось многое сделать в новом микрорайоне. Во время торгов было много претендентов, заинтересантов, как мы говорим. За счет этого получилась приличная экономия средств, и мы провели вторые торги, вложив деньги опять же в этот двор. Теперь там есть площадка с мягким покрытием. Эти перемены очень приятны.
Кроме того, помогла программа предоставления жилья сиротам. Мы сдвинули большой пласт. Дети, которые были брошены, получили свою крышу, что очень радует. Сейчас еще один дом сдаем, в нем 21 квартиру получат сироты. Микрорайоны частных домов тоже понемногу преображаются. Сейчас там появились детские площадки, малые архитектурные формы Люди могут смотреть более радостно на то, что их окружает.
– Дятьковский характер отличается от характера других городов. Это заметно, как заметны высокий уровень грамотности населения и чувство достоинства. Что повлияло на этот характер?
– Я тоже думал, почему так. Наверное, отпечаток отложило то, что в советское время было много предприятий, где требовался интеллектуальный труд. Ранее работал завод электровакуумных приборов. Теперь на его площадях создано НПО «Александр», где производят уникальную продукцию – оптику для нашей оборонки: линзы, стекла, чистый кварц, селеновые стекла и так далее. Там металлообработка на таком уровне, что ребятам со средним образованием уже тяжеловато. Компания сама выращивает кристаллы, у нас их обрабатывают. Только в оборудование вложено около 200 миллионов рублей. Например, станок для шлифовки стоит 600 тысяч евро, но он позволяет обрабатывать линзы с допуском в сотую часть микрона. Это фантастика! Когда я посмотрел, как там работают, то не мог не удивиться. Мы должны гордиться такими достижениями, но ведь у нас в крови желание ругать все свое. Особенно этим отличаются люди, жизнь которых укладывается в несколько понятий: рынок, баня, дом.
– В каком состоянии остальная промышленность?
– Первые плохие ветра стали дуть в 2008 году. Предприятия, которые не перевооружились, прошли через процедуру банкротства. В самом тяжелом положении оказались три – бытошский «Кварцит», старской «Старгласс» и любохонский «Сантехлит». Бытошь прошла банкротство, завод переоснастили, и уже в декабре получим первую продукцию. Московская компания вложила 300 миллионов рублей. Будут производить наношарики – наполнители для дорожных красок. Этот материал Россия до сих покупает в Германии и Белоруссии, теперь будет свой. Около 150 человек получат работу. Надеюсь, вздохнут наши бытошане. Этот поселок ведь – замечательный. Одно огромное озеро чего стоит.
Со Старью случилось что-то непонятное. Выпускали востребованную продукцию, были рынки сбыта, сырье, но стратегические ошибки собственника не позволили предприятию переварить кризис. С год назад наш предприниматель Валентин Селезнев, бывший конкурент старского завода завода, выкупил его на торгах. Пока у него есть сложности с электричеством, газом, но к концу года он должен решить все вопросы, а с марта, надеемся, снова задымят трубы. Завод будет выпускать рассекатели для фар, взрывобезопасные плафоны и другие изделия из стекла.
– Летом прошлого года появились известия о том, что любохонский завод растащили. Восстановить его уже не удастся?
– Нет, «Сантехлит» уничтожен. Там произошло невообразимое. Последний арбитражный управляющий 9 июня 2017 года снял охрану со всех проходных, и туда хлынули мародеры. Добытчики металлолома и других материалов приехали даже из соседних областей. Я прибыл на завод на следующий день. Картина была страшной. На территорию можно было зайти только с вооруженной полицией. Потом понял, для чего это было сделано. Чтобы скрыть более масштабное воровство. Один управляющий сейчас в розыске, на второго заведено уголовное дело. Завод потеряли. Домны разобраны, фундаменты уничтожены. Мы ждем окончания процедуры, чтобы предложить 24 гектара площади инвесторам. Там ведь есть все инженерные сети, канализационная насосная станция, скважины. Площадкой заинтересовалась компания, которая занимается минеральными удобрениями. Правда, препятствием может стать санитарно-защитная зона. Но в любом случае бывшим заводом инвесторы заинтересуются, я в этом не сомневаюсь.
– Многие интеллектуалы, которые многое сделали в прежнее время для развития местной промышленности, уже отошли от дел. Можно рассчитывать, что на смену придет такое же образованное поколение?
– Радует то, что почти 6200 детей сейчас учатся. У нас 14 школ и 15 детских садов. Школы, к счастью, хорошо пополняются первоклассниками каждый год. В детсадах 3400 ребятишек. Очень интересная деталь: в этом году 75 выпускников решили сдавать физику. Эта тенденция стала заметной. Экономистов и юристов вузы уже наштамповали, происходит поворот в умах.
У нас есть одна малокомплектная школа, в которой только девять деток. Оторванность этого населенного пункта осложняет положение. В целом же у нас доставка детей налажена хорошо. Мы, кстати, подвозим школьников даже с отдаленных микрорайонов Дятькова. Родители ведь беспокоятся: как ребенок доберется до школы? Потому решили подвозить детей. Автобусов хватает. Получили месяца полтора назад еще несколько. Я считаю, что образование у нас не на плохом уровне. Хотелось бы большее внимание уделять материально-технической базе.
– В новых школах город нуждается?
– Хотелось бы возвести хотя бы пристройку. В трех школах Дятькова сейчас две смены, а в одной – уже две с половиной. С детскими садами все проще – очередей уже нет.
– Учителей достаточно?
– Не скажу, что есть дефицит педагогов. Да, возникли сложности с физиками и химиками, но потихоньку решаем и этот вопрос. ЕГЭ и поступления ребят в вузы показывают, что образование у нас на высоком уровне. Второй год для детей работает техническая студия, которая позволяет школьникам старших классов обучаться у преподавателей вузов математике и физике. А беспокоит то, что кровлю большинства школ надо уже менять. Здания старые, крыши протекают. Я обращался к заместителю губернатора с предложением разработать программу ремонта. Думаю, нас поддержат. В Бытоши мы нашли возможность заменить кровлю. Если по 2–3 школы в год будем ремонтировать, то за 5 лет с задачей справимся.
– В городе не так давно произошла неприятная история – драка молодежи, которой пытались придать характер межнациональной вражды. Власть тогда получила опору в лице школы? Ведь было особенно важно объединить усилия.
– Такой контакт – необходимое условие нормального общества, а я убежден, что оно у нас нормальное. Иначе сложно было бы разговаривать с молодежью. Основной груз забот лег тогда как раз на школу. Много было встреч, диспутов, круглых столов, в том числе обсуждался национальный вопрос. Педагоги отнеслись к своей задаче очень серьезно. На этом примере можно даже расписать весь алгоритм решения подобных вопросов. Власть выступила как катализатор. Обычным усилением мер мы ничего не добились бы, и наши педагоги очень помогли. Среди них есть ведь неформальные лидеры. Для иного парня тренер авторитетнее отца. Мы с руководителем армянской диаспоры ездили в больницу, общались с пострадавшими ребятами. Понятно, что на этой беде кто-то пытался погреть руки, но не эти маргиналы определяют настрой общества.
– В Брянске и других городах заметен дефицит медиков. Как вы привлекаете молодых специалистов?
– Мы в 2010 году приняли муниципальную программу и стали в год покупать для молодых врачей по 1–2 квартиры. Чем привлечь специалистов? Прежде всего жильем. В этом году губернатор провел совещание, на котором сообщил, что на квартиры медикам будет выделена серьезная сумма – 500 миллионов рублей. Мы приобретем 4 квартиры за областные деньги и одну – за муниципальные. То есть кардинально решим вопрос. В будущем году программа тоже будет выполняться. Очень правильным было решение покупать жилье только на первичном рынке. Мы уже договорились с подрядчиком, который закладывает дом, чтобы приобрести у него квартиры для сирот и медиков.
– Павел Валерьевич, за годы работы главой вы сделали для себя какие-то управленческие открытия?
– У меня стиль руководства довольно демократичный. Я стараюсь если не заставить работать, то раскрыть потенциал человека. Иногда, правда, это не срабатывает. Что касается открытий, то оно одно: всем нам нужны встряски. В разные единицы времени, но нужны. Суть управления везде одинакова – хоть «Газпром», хоть завод, хоть город. Я уверен: в любых администрациях работают люди порядочные, и надо помочь человеку раскрыть его возможности. Многие используют авторитарный метод управления. Я считаю, что он не дает хороших результатов, он оправдан в отношении людей с погонами. У меня нет сложностей или непонимания в коллективе. Если попрошу поработать 31 декабря и 1 января, то сотрудники выйдут. С управленцами всех поселений у нас 171 человек. Они знают, что и им пойду навстречу, если это понадобится. К сожалению, не всегда удается подобрать сотрудника с подходящей квалификацией, так как зарплаты низкие. Вот сейчас ищем юриста в администрацию, но можем предложить ему лишь 12 тысяч рублей «чистыми». Глава обязан сохранять коллективы. Думаю авторитарный стиль – это процентов десять, в остальном должен быть демократический подход.
Фото: «Брянские новости» и правительство Брянской области
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle