13 сентября 2018, Четверг, 04:01
Про Черноту: скульптора Ромашевского возмутила возня около его творения
«Про Черноту» – так озаглавил свой ответ «экологу» Александру Чернову автор памятника Кириллу и Мефодию, установленному недавно в Брянске, Александр Ромашевский, который обратился в «Брянские новости».
Зачем вообще понадобилось «специалисту во всех сферах» Чернову лезть в то, что вряд ли ему доступно, Ромашевский не знает. До сих пор «эколог», которого после скандала с фермером в сети стали гордо именовать Дрыном, разбирался в навозе и укусах собак, но на этот раз ушел в искусство. Причем после прочтения его текста можно сделать предположение, что он изложил какие-то суждения Ромашевского, но для скульптора его писания стали неприятным сюрпризом. Автор памятника решил рассказать, что же на самом деле произошло.
Прочитал на днях опус Александра Чернова по поводу установки памятника Кириллу и Мефодию в Брянске. Надо отдать должное мастерству Чернова, который продемонстрировал, как можно небольшую недоделку в облицовке памятника довести до эпических высот. Вопрос, который в принципе решается в течение пары дней, был поставлен в новую плоскость: а надо ли вообще было устанавливать памятник в Брянске?
Поскольку я не согласен со многими посылами этого опуса, пришлось отложить творчество и взяться за перо.
На самом деле, пока в Переславле–Залесском только задумались построить «Православный Ватикан», в Брянске произошло такое событие – открытие памятника святым Кириллу и Мефодию. Еще раньше памятники Кириллу и Мефодию были установлены в Москве, Твери, Коломне, Ханте-Мансийске, Дмитрове и других городах. В Мурманске вообще отличились. Там памятник был установлен еще в 1990 году.
Что касается появления такого памятника в Брянске, то на это есть несколько причин. Но сначала о ценности установки памятников в нашем городе.
От дореволюционного периода Брянску в плане монументального искусства досталось немного. В основном это связанно с темой братьев Могилевцевых. Памятник Павлу Могилевцеву, фонтан «Самсон» да особняк со скульптурами львов. Из всего перечисленного до нашего времени дожили только львы.
Послереволюционный период традиционно наполнен ленинской и военной тематикой. Из памятников на другие темы – только бюст Толстого, памятник Тютчеву да пара камерных Пушкиных. При этом распределение монументального искусства по районам города неоднородно: в Бежицком, Фокинском и Володарском районах – всего по два-три объекта. При таком положении вещей установка каждой новой скульптуры в городе событие.
И это первая причина, по которой надо было поставить новый памятник.
При всей тысячелетней истории Брянска у нас нет ничего от этого тысячелетия. Я считаю, что нашему городу просто необходимы памятники с героями дореволюционного периода, «костюмные» скульптуры, которые придавали бы городу исторический колорит. Год назад уже предлагал такое искусственное «старение» города скульптурными группами исторической тематики в проекте реставрации лестницы на бульваре Гагарина. В этом плане изображение Кирилла и Мефодия в их старинных церковных облачениях очень кстати для Брянска. И это вторая причина, по которой надо было поставить новый памятник.
Не знаю, как в других городах, но в Брянске при обсуждении персоны для установки нового памятника почему-то всегда возникает вопрос: а имеет ли эта персона прямое отношение к Брянску? Никогда не соглашусь с таким ограниченным мнением.
Третья и основная причина – в личностях самих святых. Кирилл и Мефодий к Брянску, как и ко всем городам России, где им установлены памятники, прямого отношения не имеют. Но зато имеют отношение ко всей славянской культуре как создатели старославянской азбуки и церковно-славянского языка, христианские проповедники. К тому же это тот редкий случай, когда Святые одинаково почитаемы как на Востоке, так и на Западе.
При этом идею установки памятников известным брянским деятелям никто не отменял, и самый необходимый на сегодня для Брянска фигуративный памятник – братьям Могилевцевым.
По поводу планирования городского пространства и вписывания в него новых памятников по уму, скажу, что с этим в Брянске все в порядке. Возьмем три последних из установленных: Тютчеву, жертвам чернобыльской катастрофы, Гагарину. Все идеально расположены. Вопросов нет.
Так же все было продумано и с установкой памятника Кириллу и Мефодию. Площадь носит название Славянская. На ней достаточно пространства, и на ней до сих не было объектов, которые бы связывали ее с названием. Где, как не здесь, поместить памятник славянским святым? Остановились на территории перед киноконцертным залом «Дружба», на месте рядом с часовней. В процессе обсуждения выяснилось, что в генплане города в этом месте заложена транспортная развязка. Именно потому, что я всегда стремлюсь делать памятники не только на многие лета, но и на века, перемещение памятника в дальнейшем с этого места из-за возможного строительства развязки меня не устроило. Решили перенести на то место, где они находится сейчас. При этом часовню при строительстве развязки планируется перенести за памятник на заранее отведенное место. Сейчас там круглая клумба. Ни о каком сносе часовни речи нет. Что тут может напоминать историю с взорванным после войны Кафедральным собором? Только стремление автора опуса навести тень на плетень.
Инициатором и заказчиком памятника выступила Брянская епархия. При выборе исполнителя рассматривались несколько российских скульпторов. И я благодарен епархии за то, что они доверили именно мне. Как человек православной веры, я был рад создавать первый в Брянске значительный православный памятник.
В процессе работы над памятником с епархией у меня сложились хорошие отношения, хотя и возникали разногласия по творческим вопросам. Архитектурную часть, в том числе исполнение постамента, заказчик взял под свою ответственность.
Работать над заказом было интересно. Моей целью было превзойти уже созданные памятники на эту тему. Результатами моей работы над фигурами святых заказчик остался доволен. Было высказано мнение, что памятник получился лучше московского.
Выступавшие на открытии, в том числе и заместитель губернатора Александр Коробко, положительно высказывались в адрес епархии как инициатора установки памятника, высоко оценили само произведение. Много приятных слов и откровенно восторженных отзывов было высказано и до сих пор высказывается мне и от простых горожан. Думаю, что сам Чернов понимает, что в городе появилось новое высокохудожественное произведение, но, преследуя свои цели, публично об этом не выскажется.
В заключение скажу следующее. Поскольку деньги на создание этого памятника были не бюджетные, а собирались всем миром, хочу выразить благодарность всем тем, кто внес средства, и особенно председателю областной думы Владимиру Попкову, без участия которого не были бы осуществлении многие начинания в нашей области.
Безусловно, памятник обогатил городскую палитру Брянска, а недоделка в облицовке (к слову сказать, во время открытия с постаментом было все в порядке, она возникла позже) я надеюсь, будет устранена в ближайшее время.
Александр Ромашевский,
Заслуженный художник России
Фото: «Брянские новости» и Александр Ромашевский
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle