7 августа 2018, Вторник, 18:36
Прощай, Брянск: город покидают стар и млад
«Миграционный прирост населения» – так назвал свою справку Бряскстат. Заголовок звучит издевательски: дело в том, что перед цифрой 2478 стоит минус. То есть миграционная убыль, а не прирост. Но у статистики и минусы бывают плюсами.
Брянская область вырождается. Как и вся Россия. Не первый год и не первое десятилетие. По сути, уже начинается второе столетие вырождения страны.
Известный публицист Николай Стариков обратился к прогнозу гениального русского ученого Дмитрия Менделеева:
«В границах современной России численность населения по состоянию на 1897 год была примерно 67 миллионов человек. То есть, согласно прогнозируемому приросту по Менделееву, к переписи 2010 года численность населения в современных границах должна была составить 689 миллионов человек. Да даже если мы уменьшим данные такого прогноза вдвое – все равно численность населения будет больше 300 миллионов! Должна была бы быть, оговорюсь…»
К восьмидесятым годам прошлого века численность брянцев приближалось к полутора миллионам человек. К 1 января 2018 года осталось 1210982. Население уменьшается в том числе за счет того, что брянцы уезжают. Не только в российские города.
Елена недавно пошла на пенсию. Она собирает вещи, чтобы перебраться в Италию:
– Я в Брянске никого не нашла, а там у меня есть мужчина. Пенсия у меня здесь 13500 рублей. Что я на них буду делать?
Что она будет делать на эти деньги в Италии, Елена не думает. Вернее, они рассчитывает на то, что ее будет содержать «мужчина».
Но Елена не будет единственным эмигрантом. Ее дочери девятнадцать лет. Она сдала заочно экзамены и поступила в колледж в Канаде. Туда и уехала. Очевидно, выйдет замуж и там же останется. Навсегда.
– Она там уже год, – рассказала Елена. – Ей нравится. Подрабатывает. За три часа получает 60 долларов. Я просила приехать, а она говорит: «Нет, лучше ты ко мне».
Патриотизм? Ностальгия? Что это?
На вопросы подруг о том, не будет ли тосковать по Брянску, Елена начинает размышлять:
– Сколько той жизни осталось… Надо пожить. Сюда я всегда вернуться смогу.
При этом она точно определяет причину того, почему ее одолела тяга к перемене мест:
– Если бы у меня была семья здесь… А так… Когда дочь уехала, я полгода ревела. Страшно было домой возвращаться и сидеть в четырех стенах.
Две трети семей распадается – такова статистика. С этого все и начинается. Даже нехватка денег в семье переносится легче, чем в одиночестве. Далее – мечты вперемешку с унынием, потом – отъезд. Без гарантии счастья. Дело в том, что Елена уже уезжала, жила у «мужчины» даже по полгода и потом возвращалась. Рассказывала о том, как здорово жилось, но возвращалась. Себя обмануть так и не удалось.
Но с тоской или без Брянск покидают многие, и среди этих многих большинство – молодежь.
Эти отъезды, эта убыль должны быть ежедневной головной болью всей российской власти. Ежечасной. Главной мыслью и тревогой.
Фото: «Брянские новости»
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle