10 июля 2018, Вторник, 12:06
В Брянске проверят качество бензина и начнут борьбу с недоливом на АЗС
В Брянске проверят качество бензина и начнут борьбу с недоливом на заправочных станциях. Но для этого надо дождаться решений правительства России.
Несколько дней назад «Федерация автовладельцев России» сообщила о массовом недоливе топлива на российских АЗС. Правда, «Независимый топливный союз» усомнился в этих выводах. Тем не менее были вынуждены реагировать власти. Росстандарт и Минпромторг до конца года направит правительству предложения борьбы с недоливом бензина на АЗС, сообщил ТАСС руководитель ведомства Алексей Абрамов. Росстандарт подготовил предложения для борьбы с недоливом. По словам Абакумова, сейчас нет эффективной методики контроля недолива, «и это позволяет мошенникам пользоваться этой ситуацией».
Сейчас борьбе с мошенниками помогают ограничения существующего законодательства, препятствующие проверкам.
Сами заправочные колонки Росстандарт предлагает признать измерительной системой. За недолив планируется ввести оборотные штрафы. Сейчас АЗС наказывают таким образом только за некачественное топливо: уличенные в его продаже платят от 1 до 3 процентов от выручки, полученной за год.
Среди других мер – внеплановые проверки АЗС и новая контрольная аппаратура, включая проточные датчики. Летом начнутся проверки, которые позволят выявить фальсифицированное топливо. Кроме того, пройдут проверку на профессионализм и оснащенность лаборатории, аккредитованные на исследования бензина.
О странностях топливного рынка было известно давно. Они начались сразу после законодательных ограничений. Например, в 2009 году управление Ростехрегулирования по Брянской области произвело только 40 отборов проб бензина и дизельного топлива с АЗС и оптовых баз. Тогда начальник управления Галины Укофы сообщила «Брянским новостям», что если в 2008 году около 15 процентов отобранных нефтепродуктов было признано некачественным, то через год – только 8. Получается, «самопала» стало вдвое меньше? Но Галина Укофы выразила сомнения в этом:
– Думаю, все дело в том, что проверки перестали быть внезапными. Теперь за три дня мы должны предупредить АЗС, что придем. Какая же тут внезапность? Это все равно что проверка в гипермаркете. Перед появлением контролеров навели порядок на полках, а после их ухода все идет по-старому.
Законодательная база сейчас такова, что продавцам плохого топлива нечего и бояться. Как правило, после проверок они получали только предписания. Это единственная мера по той причине, что административные штрафы, которые являются несравнимо более сильным рычагом по сравнению с предписанием, не были предусмотрены в КОАП. С 1 апреля 2010 году года кодекс дополнили статьями, которые предусматривают и штрафы, но они были очень скромные, если брать оборот даже одной АЗС – от 20 до 50 тысяч рублей. При этом закон не говорил конкретно о бензине или других продуктах, а заправочные станции приравняли к предприятиям розничной торговли, хотя по сути это не так. Поначалу законодатель хотел выделить нефтепродукты в отдельную статью КоАП, предусмотрев более высокие штрафы, но по этому пути не пошли, а потому все товары в итоге рассматриваются одинаково. Были случаи, когда управление Ростехрегулирования накладывало штрафы через суд. Но при рассмотрении дел в отношении юридических лиц, представители оптовиков сопоставляли себя с АЗС.
Число автомобилей за последние годы выросло в несколько раз, соответственно намного больше продают и топлива. Однако брянское управление не располагает своей лабораторией. Процедура защиты наших интересов автомобилисток сегодня настолько сложна и долга, что она и не может существенно повлиять на владельцев АЗС. Сначала лаборатория должна аккредитоваться, потом выиграть конкурс на проведение испытаний и экспертиз для нужд госконтроля. С представителями этих лабораторий управление и отбирало пробы. Кроме того, из практики проверок ушла внезапность – принцип существовал лишь до мая 2009 года. За три дня до начала работы контролеры должны направить копию распоряжения о проверке. То же касается пищевых продуктов.
Результаты анализа нефтепродуктов поступают в Брянск обычно в течение десяти дней. Понятно, что за это время можно продать еще целую реку бензина или солярки.
Более десяти лет назад топливо проверяло управление по борьбе с экономическими преступлениями УВД. Едва ли не последняя их операция называлась «ГСМ». Она позволила выявить три преступления и 53 административных правонарушения, связанных с оборотом нефтепродуктов. Почти полтонны масел были изъяты у продавцов, 27 из которых были оштрафованы.
Сами пробы тогда изучали эксперты-криминалисты. И они пришли к выводу, что четверть образцов не соответствовала требованиям ГОСТа. По заверению правоохранителей, тогда шестьдесят процентов АЗС недоливали в сорокалитровый бак примерно стакан бензина. А на одной из станций в Бежицком районе водители теряли в пять раз больше. Однако за это время на многих АЗС поменяли колонки, и если теперь недолив случается, то закладывается он уже на стадии компьютерных программ. Так же, как в электронных лотереях.
Сейчас каждый водитель бензовоза тоже знает, на чем заработать. Для того, чтобы защитить автомобилистов, чиновникам и депутатам придется засучить рукава. Насколько умные законы и правила они примут, покажет время. Однако для того, чтобы исключить повторение ошибок, нужно в качестве соавторов законов пригласить авторитетные общественные организации, защищающие права автомобилистов.
Фото: «Брянские новости»
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle