9 февраля 2018, Пятница, 19:41
Новый фильм рассказал о брянских студентах брежневского призыва
О любви, дружбе, верности долгу, трудности выбора рассказала мосфильмовская кинолента «Мой лучший друг», съёмки которой частью проходили в Брянске. О том, как он снимался, пишет «Брянская учительская газета».
В массовке киноленты режиссёра Элины Суни «Мой лучший друг» снялись более 70 студентов и преподавателей Брянского государственного технического университета, в эпизодах — артисты Брянского театра драмы имени А.К. Толстого. Они и были первыми зрителями недавно состоявшейся в кинотеатре «Победа» в Бежицком районе премьеры этого фильма.
Съёмки проходили в 2016-м, в Год кино, в Брянске, Москве и Казахстане.
Привязка ряда эпизодов фильма к Брянску вовсе не случайна. Режиссёр Элина Суни, известная как постановщик фильмов, заслуживших признание зрителей и критиков («Вероника не придёт», «Чужие тайны», «Человек в футляре, человек в пальто и человек во фраке», сериала «Чокнутая»), в беседе со мной восторгалась «невероятной красотой» брянских природных пейзажей и «объектов» (съёмки проходили в июне), той поддержкой, которую оказали съёмочной группе правительство Брянской области, руководители БМЗ и БГТУ. Но не пейзажи были первопричинами выбора режиссёром Брянска в качестве подходящей «натуры». Фильм снимался по мотивам повести Якова Арсёнова, сочинённой им на основе дневниковых записей периода обучения в брянском вузе. Можно предположить, что сам Яков Арсёнов предложил снять ряд эпизодов именно в Брянске, чтобы придать большую достоверность происходящему и из желания ностальгического свойства запечатлеть те места, где учился, где проходила студенческая юность. Яков, уроженец посёлка Навля, оканчивал институт — тогдашний БИТМ в 70-е годы. Вышедшая в 1994 году его книга о студенческих годах получила название «76-ТЗ» по наименованию его учебной группы. Как вспоминает Арсёнов, он мечтал экранизировать свою «дневниковую» повесть, которая, как можно заметить, не лишена своеобразия и художественных достоинств. Она написана хорошим литературным языком, легко читается. Места проживания и отдыха студентов, множество ситуаций, в которые они попадали, взаимоотношения в коллективе описаны не без юмора и самоиронии.
Одногруппники — выпускники Марина, Татьяна, Мурад, сам Яков через годы с горечью узнают, что их друг Сергей Бондарь, старший мастер теплосиловой лаборатории на участке газопровода в Средней Азии, погиб на рабочем месте… Беда случилась не потому, что специалист имел слабую профессиональную подготовку и не был знаком с техникой безопасности. «По качеству обучения, — вспоминает Яков Арсёнов, — БИТМ не уступал МВТУ имени Баумана и питерскому политеху. И готовил на совесть инженерно-технические кадры, разбирающиеся в дизелях, турбинах, литье, устройстве вагонов, локомотивов, в городском электрическом транспорте…» Бондарь погиб в результате эксперимента, проверяя возможности списанных авиационных двигателей, позволяющие максимально экономно расходовать ресурсы при работе турбины.
Особенности натуры, на которой снимались брянские эпизоды, оказались легкоузнаваемыми, и для местных зрителей, пришедших на закрытый премьерный кинопоказ в кинотеатре «Победа», было особой радостью видеть на экране здание вокзала Брянск I, коридоры и аудитории БГТУ, общежития, территорию БМЗ. Героиня Айнур, приехавшая из далёкого тогда ещё советского Казахстана, пытается найти институт, в котором учились когда-то её возлюбленный Сергей Бондарь и его друг Андрей Артамонов. Публика в зале не может сдержать улыбок, когда на экране появляется актёр БТД народный артист РФ Иосиф Камышев в роли вокзального носильщика, пытающегося понять, какой ещё «битум» нужен этой странной азиатке, сошедшей на перроне станции Брянск I… Но находится земляк Айнур, дворник, который, кажется, понимает, чего хочет казашка. «Ты ищешь БИТМ — институт?» Та радостно кивает головой…
Впрочем, и добровольный проводник Айнур, сопровождающий её до подъезда института транспортного машиностроения, всё же ошибается, считая, что девушка приехала в Брянск, чтобы поступить в технический вуз. Для Айнур же совершено неважно, что он так считает. Для неё главное — узнать адрес или место работы Андрея Артамонова и, встретившись, убедить его приехать в Казахстан. В институте, конечно, помнят этого выпускника, неординарного, талантливого, удивившего всех своей курсовой работой — проектом, который всё же посчитали недоработанным. Андрей тогда очень расстроился и по-мальчишески даже попытался уничтожить, как сейчас сказали бы, бумажные носители проекта. Впоследствии, став уже главным конструктором дизельного завода (на экране заводская атмосфера воссоздана благодаря съёмкам в цехах БМЗ), он о проекте забыл. Но, как оказалось, о нём помнил однокурсник и товарищ Сергей Бондарь. Попытка завершить проект и добиться искомого закончилась для него трагедией… Для Айнур его гибель стала тяжёлым ударом. И она поняла: чтобы жить дальше, ей нужно сделать всё, чтобы смерть возлюбленного оказалась не напрасной. Проект должен завершить тот, кто его первоначально придумал. И она со слов Сергея знала, кто это: Андрей Артамонов. Но её уговоры отправиться в Казахстан, к той самой теплосиловой лаборатории газопровода, где работал Бондарь, чтобы продолжить его дело, Артамонов воспринимает поначалу равнодушно, даже с раздражением. Его хорошо понимает Марина, которая влюблена в Андрея ещё с институтских лет. Она строит планы совместной с ним жизни, которая представляется совсем безоблачной в свете поступившего Артамонову предложения перебраться в Москву на работу в министерстве…
«Твой друг погиб!.. — взывает к его лучшим чувствам Айнур в прекрасном исполнении артистки Маргариты Кутовой. — Ангелы оставят тебя, как ты оставил своего друга!» Эти резкие слова всколыхнули память и словно вернули Андрея во времена студенческого братства. Учебные будни, пирушки под песни Энгельберта Хампердинка, защита курсовой, первая любовь довольно «близко к тексту» переданы в фильме.
Память чётко «расставляет» друзей по степени близости, общности интересов, и Андрей отчётливо понимает, что Сергей Бондарь с косматой рыжей шевелюрой и такими же «непричёсанными» суждениями и поступками по большому счёту и другом-то ему не был. Так, приятель и участник совместных мероприятий, от учебных до застольных. Но Бондарь-то, судя по реакции Айнур, своим другом и, может быть, лучшим, Андрея считал. И вот даже заброшенный его студенческий проект решил довести до конца, к несчастью для себя…
Уже на казахской земле в ответ на его уговоры повторить эксперимент Бондаря начальник компрессорной станции Лыков в непревзойденном исполнении народного артиста РФ Владимира Ильина раздражённо восклицает: «Что вам дался ваш Бондарь, чтобы так неистово бороться за его идеи?»
— Он мой друг, — отвечает Андрей. Лыков тоже стоит перед выбором. Позволить повторить эксперимент (который уже тяжёлым камнем на душе Лыкова)? Причём повторить без разрешения республиканского министерства и навлечь на себя в случае неудачи начальственный гнев и, может быть, что-то пострашнее этого. Или запретить, как советуют ему некоторые «осторожные» подчинённые и представители вышестоящего руководства. Его метания запечатлены в эпизоде, снятом в одном из старых цехов Брянского машзавода, послужившем в фильме натурой для компрессорной станции где-то в Казахстане. Ильин, кстати, «поклонился Брянску, у которого такая славная героическая судьба», и людям, «которые здесь живут».
«Для кого-то это фильм о любви, для кого-то о величии труда… — отозвалась о своём фильме Элина Суни. — Сейчас о людях труда практически не снимают. А мы снимаем, и очень красиво, ведь и в цехах есть своя поэзия». Режиссёр — ученица кинодеятеля Александра Митты, похоже, не сторонница ломать традиционные рамки, в которых творили её выдающиеся предшественники. Оттого, наверное, фильм получился тёплым, человечным, понятным большинству. Как и каждый из персонажей, поставленных перед выбором: спасовать или поменять жизнь, рискнуть, бросить судьбе вызов… «Я хотела показать трёх героев «на пути к себе», — пояснила режиссёр. И, кажется, это получилось. Меняется в фильме Лыков, ставящий с лёгкой иронией точку в своих раздумьях: «Подвиг надо совершить», убеждённый в смысле и ценности любой профессии, если она по душе. «Свою работу надо любить, какой бы она ни была. А иначе это…» Герой вворачивает крепкое словцо, синонимичное слову «разврат».
На премьере фильма в «Победе» не было равнодушных. Каждому чем-то оказалась близка рассказанная киноистория, сюжет которой, по словам Якова Арсёнова, приехавшего на встречу со зрителями вместе режиссёром Элиной Суни, «сразу вышел за пределы книги». Яков, назвавший себя вечным студентом БИТМа, упомянул, что сам работал в Казахстане на газопроводе в качестве инженера. Режиссёр поблагодарила зрителей за добрые отзывы о фильме. А их прозвучало в этот день немало. Молодой парень по имени Сергей работал на БМЗ и в период съёмки поучаствовал в массовке. Делать фильм — дело непростое, как отметил он. «У станка работать легче, чем снимать. Буду в Казахстане, а это моя родина, — сказал Сергей, — уговорю всех знакомых посмотреть фильм».
Зрительница средних лет оказалась на премьере почти случайно. «Лет 15 я не была в кино, — призналась она, — но вот сегодня посмотрела фильм и очень довольна. Лента повествует о настоящем, добром, хорошем…»
Зрители, в особенности молодые, не без гордости отметили, что в титрах фильма «увековечено» участие в нём студентов БГТУ и работников БМЗ, актёров Брянского драмтеатра Иосифа Камышева и Валентины Егоровой, которые, кстати, тоже пришли на премьеру. Фильм «Мой лучший друг», по общему мнению, стал заметным явлением отечественного кино.
Фото: «Брянская учительская газета»
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle