30 октября 2017, Понедельник, 10:46
Брянское правительство ударило по дельцам из сферы госзакупок
Правительство Брянской области рассмотрело вопрос о принятии типового положения о закупках в соответствии с федеральным законом. Речь идет о применении унифицированных механизмов закупочных процедур всеми заказчиками, работающими по №223-ФЗ.
На первом этапе предполагается распространить действие типового положения только на государственные автономные учреждения, всего их в Брянской области 74.
Самая большая их численность – в здравоохранении: 31 учреждение, включая такие, как Брянская областная больница № 1, Брянский областной онкологический диспансер, Брянская городская больница № 1 и т. д., а также департаменте образования и науки – 14, департаменте культуры – 7, департаменте семьи, социальной и демографической политики – 6.
О каких суммах идет речь? За первые 9 месяцев текущего года все 74 учреждения разместили закупок на сумму свыше 2 милилардов рублей, заключено договоров примерно на 1,6 миллиарда рублей.
В первой десятке сразу 9 учреждений здравоохранения. Брянская областная больница № 1 заключила договоров с поставщиками на сумму 386 млн. рублей, добившись экономии в ходе торгов на 8,2 процента. Брянский областной онкологический диспансер закупил оборудование и препараты на 264 млн. рублей, сэкономив 8,7 процента, Брянская городская больница №1 на 162 млн. рублей, удешевили при этом стоимость на 12,9 процента.
При этом в том же здравоохранении есть и «крохотные» заказчики. Так, Брянская городская стоматологическая поликлиника №3 заключила договоров на 2,9 млн. рублей, а Брянская городская поликлиника №1 – на 2,6 миллиона.
Среди автономных учреждений, не относящихся к здравоохранению, также заметна существенная разница. Брянский техникум машиностроения и электроники заключил договоров на 39,7 млн. рублей, а например, спортивно-оздоровительный комплекс «Брянск» – всего 1 договор на 250 тыс. рублей.
Именно поэтому на совещании говорилось о том, что нужно учесть отраслевые различия заказчиков, а также объемы размещения закупок.
Безусловно, принятия типового положения диктует время. Многие заказчики, работающие по 223-ФЗ, пользуясь возможностью, установили максимально благоприятные для себя условия.
Например, еще полтора года назад большинство автономных учреждений здравоохранения могли осуществлять закупку товаров с помощью такой процедуры, как запрос котировок на сумму до пяти миллионов рублей, при этом количество таких закупок, как правило, не лимитировалось.
Для сравнения: бюджетные учреждения здравоохранения, а среди них много и крупных, могут осуществлять такие закупки на сумму, не превышающую 500 тыс. рублей, а их доля не может превышать 10 процентов совокупного годового объема размещения.
Так же неоднозначно выглядела ситуация и с закупкой по прямым контрактам – без торгов. Одни могли осуществлять такие закупки на сумму, не превышающую 500 тыс. рублей, другие ограничили себя 1 или 2 миллионами. При этом бюджетные учреждения законодательно ограничены в этом вопросе и не могут осуществлять такие закупки на суммы более 100 тысяч рублей единовременно.
И все это в одной сфере – здравоохранении.
– Департамент здравоохранения Брянской области первым из органов исполнительной власти осознал всю серьезность сложившейся ситуации, – пояснил «Брянским новостям» помощник губернатора Владимир Шкуркин. – В феврале – марте 2016 года при департаменте была создана рабочая группа, которая начала разрабатывать типовое положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд государственных автономных учреждений здравоохранения. Все медицинские организации вносили свои предложения. С августа по декабрь 2016 года автономные учреждения на наблюдательных советах приняли новые редакции положения, взяв за основу документ, разработанный рабочей группой.
Новые положения регламентировали процедуры проведения совместных (консолидированных) закупок, ограничили прямые контракты суммой в 100 тыс. рублей, но не более 10 процентов от совокупного годового объема. Запросы котировок стало возможным проводить на суммы, не превышающие 1,5 млн. рублей, их предельное количество было ограничено 25 процентами от совокупного годового объема размещения.
– Естественно, что не все восторженно восприняли изменения, – говорит Владимир Шкуркин. – Некоторые автономщики, привыкшие работать по старым лекалам, до сих пор пытаются внести изменения в уже принятые положения. Например, одно учреждение внесло следующее изменение в свой документ, которое кардинально изменило его суть: фразу «не должен превышать 10 процентов от совокупного годового объема размещения» заменили на «не должен превышать 10 процентов от дохода по плану финансово хозяйственной деятельности учреждения». Похоже, но суть изменена до неузнаваемости.
По пути принятия типовых положений для учреждений, работающих по №223-ФЗ, пошли и другие субъекты Российской Федерации. Широко известен приказ №700 от 21.08.2015 департамента здравоохранения г. Москвы, который утвердил типовое положение о закупках товаров, работ, услуг для медицинских организаций департамента здравоохранения города.
Управление государственных закупок Брянской области решило распространить опыт департамента здравоохранения на другие отрасли бюджетной сферы, причем не только на автономные учреждения, но и на бюджетные – в части закупок в рамках 223-ФЗ.
– Ситуация, безусловно, нуждается в упорядочивании, – уверен Владимир Шкуркин. – Сегодня, например, ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» может осуществлять прямые закупки (без торгов) на сумму до 300 тыс. рублей, при этом предельная сумма таких договоров может достигать половины годового объема закупок заказчика. Спортивный клуб «Брянск» ограничен суммой в 500 тыс. рублей, а ГАУЗ «Брянский медико-социальный техникум имени академика Н.М. Амосова» – 700 тыс. рублей.
Новое типовое Положение пока не предполагается распространить на акционерные общества, учредителями которых являются структуры правительства области.
При этом совокупный годовой объем размещения таких заказчиков огромен. Например, АО «Брянскавтодор» в этом году заключил договоров более чем на 1,1 миллиарда рублей, а ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» – более чем на 230 миллионов рублей.
Характерно, но, например, в той же Москве типовое положение охватывает, в том числе и таких заказчиков.
– Интересно, что совместные торги, впервые проведенные автономными учреждениями здравоохранения в этом году, показали свою эффективность, – рассказал Владимир Шкуркин. – За первые три квартала 2017 года было проведено 42 совместные закупки с начальной максимальной ценой 74, 7 миллиона рублей. За счет торговых процедур экономия составила 18,5 миллиона рублей – 24,7 процента. Приобретались изделия медицинского назначения, лекарственные препараты. Средняя начальная цена одного лота составила 1,77 миллиона рублей.
Для сравнения: в 115 совместных закупках, осуществленных для нужд бюджетных учреждений здравоохранения области, достигнута экономия 11,9 миллиона рублей – 16,6 процента, что также является весьма хорошим показателем. Средняя начальная цена одного лота составила – 690,7 тыс. рублей. Осуществлялась закупка изделий медицинского назначения, лекарственных препаратов.
Как сообщили в правительстве Брянской области, системная работа в сфере закупок будет продолжена, несмотря на все препятствия со стороны недобросовестных дельцов, привыкших получать сверхприбыль.
Фото: «Брянские новости»
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle