16 августа 2017, Среда, 03:45
Брянцы получили сигнал от председателя ЦИК
В России сейчас проходят несколько крупных избирательных кампаний. Предстоит выказать свое волеизъявление и брянцам, которые выберут депутатов областной думы и парламентария по 77 округу в Государственную Думу.
За месяц до дня голосования о политической ситуации изданию РБК рассказала Элла Памфилова, председатель ЦИК.
− В ряде регионов сохраняется почва для незаконного администрирования: не до конца изжиты изощренные практики фальсификаций, основанные в большей степени на интересах местных «элит», чем на задачах, декларируемых государством; есть законодательные «щели», позволяющие создавать преференции для «нужных» кандидатов, − отметила чиновница.
— Вы говорили, что вас не волнует уровень явки на губернаторских выборах — лишь бы она была реальной. А как вы относитесь к заявлениям о том, что в некоторых регионах перед сентябрьскими выборами происходит намеренное снижение явки, так называемая сушка?
— Не совсем так. Явка меня тоже волнует, но гораздо больше меня волнует то, чтобы эту явку не «натягивали» искусственно — принуждением, вбросами или фальсификациями. Людей надо убеждать, а не принуждать. И самое главное — избирательные комиссии должны адекватно и точно представлять в отчетах реальную явку, какая бы она ни была. С удивлением читаю в прессе домыслы о якобы «установке Кремля» в виде 70/70 (явка/результат. — РБК) на предстоящих президентских выборах. Мне об этом никто не говорил, да и попробовал бы кто-то из высокопоставленных чиновников даже намекнуть на нечто подобное! И за моей спиной это тоже не пройдет: опыта уже поднабралась, чтобы вовремя бить по рукам желающим оказывать начальству медвежьи услуги.
— Вы назвали ложью слова екатеринбургского мэра Евгения Ройзмана о непроходимости муниципального фильтра. Согласны ли вы с тем, что в некоторых регионах фильтр непроходим без поддержки «Единой России»?
— Конечно, вызывает сожаление неучастие Евгения Ройзмана в предстоящих выборах, но он сам преждевременно сошел с дистанции, несмотря на определенный шанс пройти сквозь фильтр. Его обобщающее утверждение о том, что фильтр в принципе невозможно преодолеть, не соответствует фактам. В 16 регионах, где будут проходить прямые выборы первых лиц, из 105 выдвинувшихся кандидатов от 24 партий 75 кандидатов от 14 партий были зарегистрированы, а это свыше 70 процентов. Априори заявлять, что Ройзману все перекрыли, было некорректно.
— Вы говорили, фильтр оставить все же нужно для отсеивания «проходимцев и фейковых партий». У ПАРНАС, Партии прогресса и «Яблока» тоже есть свой электорат, но ресурсов на прохождение фильтра нет и в обозримом будущем не предвидится. Получается, их можно считать проходимцами с фейковыми партиями?
— Не фильтр оставить, а предусмотреть определенные критерии, чтобы не доводить выдвижение до абсурда. Под фейковыми партиями я, конечно, подразумеваю совсем не те, которые вы перечислили. От «Яблока» зарегистрировались кандидаты на выборы в заксобрания, от ПАРНАС — в губернаторы. А проходимцы — это, в частности, те, кто торгуют своими фамилиями, чтобы плодить двойников или зарабатывать на применении иных грязных технологий. И фейковые партии — это фантомы, мыльные пузыри-однодневки, подчас политические стервятники, занимающиеся или шантажом других партий, или их дискредитацией.
— Недавно появилась новость о том, что первый россиянин воспользовался новым порядком голосования — «без открепительных». Эксперты считают, что система с марками не исключит «карусели». Насколько вы считаете эту схему безопасной? Насколько вырастет явка благодаря отмене открепительных?
— У нас будет три категории голосующих. Первая — традиционная, самая многочисленная, «приписанная» к участкам по месту жительства. Вторая — «раскрепощенная», избавленная от необходимости брать открепительные по месту жительства, чтобы проголосовать там, где они будут находиться в день выборов. Предполагаем, что она может быть весьма многочисленной, поскольку в стране много людей, живущих или работающих совсем не там, где постоянно прописаны. И третья — с марками, самая малочисленная. Это те, у кого изменятся обстоятельства в последние четыре дня до выборов: они не смогут проголосовать у себя на участке, но смогут там получить с высокой степенью защиты специальное заявление с маркой, обладающей уникальным номером, и проголосовать на другом участке.
Все участки, где сможет голосовать эта малочисленная группа, заранее будут обнародованы ЦИКом, чтобы наблюдатели «накрыли» их своим присутствием в первую очередь и с особой тщательностью могли проконтролировать весь процесс. Поэтому я с недоумением воспринимаю попытки связать марки с «каруселями». Пожалуйста, приходите, контролируйте, чтобы удостовериться в том, что процесс идет без нарушений. Тем более что у аккредитованных СМИ тоже есть полная возможность наблюдения от и до.
— О своих планах участвовать в президентских выборах уже говорил Владимир Жириновский, в КПРФ все идет к тому, что выдвинется Геннадий Зюганов, а от «Яблока» о выдвижении уже заявил Григорий Явлинский. Вам не кажется, что участие этих традиционных кандидатов, не особенно популярных среди молодежи, негативно скажется на явке?
— Зато это хорошо в целом для выборов, и особенно для избирателей, которые, несомненно, есть у этих уважаемых политиков.
— А что тогда могло бы подогреть интерес к выборам? Неожиданный и неочевидный кандидат нужен?
— Интерес подогревает определенная интрига, неожиданные кандидаты, интересные программы, которые цепляют людей за живое, реальная конкуренция идей. Но подогреть, как вы выразились, интерес к выборам, в том числе и со стороны молодежи, могут самые разные и неожиданные факторы — посмотрим…
— Как вы оцениваете ход кампании Алексея Навального? Уже сейчас его узнаваемость выше, чем у многих федеральных политиков. Вы говорили, что он будет зарегистрирован, только если произойдет чудо. Что вы подразумеваете под чудом и как бы вы в таком случае оценили его шансы на выборах и влияние на явку?
— Чудо первое: представим, что он написал кассационную жалобу по своим уголовным делам, соответствующая судебная инстанция вдруг отменяет действующие приговоры, и все его судимости снимаются. В этом случае он мог бы пойти на выборы. Но, по-моему, он жалобу так и не написал.
Чудо второе: срочно вносятся некие изменения в федеральные законы о выборах, которые позволили бы ему участвовать в выборах при наличии судимостей. Но поскольку вероятность подобных гипотетических чудес ничтожно мала, я не вижу способа, позволяющего его зарегистрировать.
Да и о какой кампании Навального идет речь? Нет никакой кампании — есть целенаправленные политические действия, раскручиваемые на сомнительном посыле о том, что это «президентская кампания». При этом ежедневно в головы молодым ребятам, особенно тем, кто привык «мыслить» эсэмэсками и хэштегами, «вбиваются» несколько повторяющихся мантр на тему: «Если нас будет много, то мы продавим. Что такое ЦИК? Ничто! Заставят — зарегистрируют».
— Давайте представим: закон изменили, судимость отменили. Если Навальный пойдет на выборы, каким будет результат, повысит или понизит это явку?
— Это вопрос для политологов. У меня нет никакого желания гадать на кофейной гуще. Могу лишь предположить, что и он, и те, кто «подводит» под него серьезные ресурсы, нацелены на 2024 год, и для них регистрация Навального сейчас была бы крайне невыгодна.
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle