Наверх

25 марта 2017, Суббота, 09:53

Снадобье бабки Ульяны

Снадобье бабки Ульяны

Из недавней истории Брянской земли

В брянской деревне Заря солнце  путается в траве, забившей единственную улицу, а самый веселый здесь – деревянный дьявол, невесть кем и невесть откуда привезенный и поставленный около хаты. Но его веселье зловещее, а подгнивающая макушка даже черту, похоже, уже не доставляет радости. Печать угасания угадывается во всем облике деревни. Некоторые домишки  брошены, в других живут старухи и один старик, бывший счетовод колхоза. Молодых мужиков трое, причем работает только один. Пришедший к бабке Ульяне колоть дрова из соседней Чернеи шестидесятилетний Ванька Лопух философию нынешнего деревенского пахаря объясняет с хмельным задором: 

– А на кой работать? Лучше выпить.

Ванька, упорно кличущий себя Лопухом, без бутылки ни за какую работу не возьмется, даже если пахать или колоть дрова приглашают родственники. Собственно, работник он хоть и веселый, но хилый, потому что никогда не просыхает. Приехавшая из Донецка племянница бабки Ульяны, орудовавшая пилой и топором, отправляет дорогого мужчину восвояси: толку с него нынче уже не будет. Ванька и тут не огорчается, потому что дома у него припрятана еще одна бутыль, а рубли ему не нужны. При всем том он еще может числиться трудягой, потому что многие молодые мужики в деревнях Рогнединского и других районов области превратились в сословие пиявок, которые даже в трезвом состоянии не знают за собой стыда.

В той же Чернее селян удивил брак Владимира. Тридцатипятилетний пахарь и сеятель  приглядел вдруг себе приехавшую с Украины женщину  с семью детьми. Поначалу чернейцы недоумевали, чего ради Володька добровольно надел на себя хомут, но скоро все прояснилось. Трех тысяч  рублей  детских пособий хватает на всех. Пробовал председатель сельхозкооператива приобщить молодоженов к уходу за коровами, но уже через неделю буренки голодным ревом оповестили, что труженики забыли про свои обязанности. Искать их не стали, в таких случаях все пути ведут к пьяному столу. Собственную коровенку молодожены тоже, видимо, пустят под нож. Жаловался глава семьи, что доиться плохо стала, да деревенские бабы не верят: у путного хозяина и козел доится, а у такого… Пока, правда, Володьке не удалось совсем уйти от  деревенских забот. Вот целый день блуждал за околицей вместе с деревенским стадом, которое пасут по очереди, потому что пастуха нет. Но и эта напасть миновала кормильца, теперь можно лежать на печи и ждать государственного пособия.

Кто не был в погибающей  деревне, тот и не поймет, что стало с русским мужиком. Он ли  веками воевал и мечтал о своей земле? Вот и земли вдоволь, а деревни уже нет, и вышла сила из кормильца, не тянутся руки ни к плугу, ни к косе. Виктор Зюкин, председатель сельхозкооператива «Десна», который объединил  почти десяток угасающих рогнединских сел, говорил, что праздношатающихся или  валяющихся под кустами работничков наберется по всей округе несколько десятков. И вот беда, даже молодые доярки ударились в пьянство. Ревут коровы – доить некому, гниет сено – косарей не сыщешь, осыпается колос – комбайнеры извелись. При всем том хозяйство Зюкина считалось едва ли не лучшим в  районе, сеяли гречиху, свою пасеку берегли.

– Пытались у нас двое, когда волю дали, землю  взять, да не учли, что на ней работать надо. Не пошло у них. Ну так Ленька Кольцов хоть пытался, а остальные пиявки с утра вон у магазинов топчутся. Где деньги берут? То теленка сопрут, то электромотор раскурочат. Там цветнины на бутылку, а мотор, который десять тысяч стоит, вези потом в Брянск на грузовике. Беда. Вон бульдозер недавно из строя вывели. 

Прослышав про свободное жилье, приехала в деревню пара из Калужской области, только напрасно понадеялся на них председатель. Занялись воровством, а потом куда-то исчезли. Не нужна и этим земля. А то приходит как-то к Зюкину земляк Дмитрий , дай ему справку, что в кооперативе работы нету. Председатель догадался: чтобы на бирже зарегистрироваться и пособие получать. Нет, сказал, работы у нас вдоволь, приходи, если пожелаешь. Не пожелал.

Дмитрий жил в Заре вместе в семидесятивосьмилетней бабушкой. Ему тридцать один год, и выглядит он весьма холеным молодым человеком без признаков беспробудного пьянства, хотя, признается, выпивает. Родители у него в большом городе Челябинске, да и он сам родился на Урале, но вырос в деревне, здесь же закончил и школу. Престарелой полуслепой бабке, конечно, уход нужен, но принести пару ведер воды и выкопать картошку – разве это настоящее дело для цветущего мужчины? Дима ответа не знает, он как-то смешался с деревенской травой, живет, растет понемногу, а куда – не ведает и ведать не хочет. А может, и не растет, может, одна мысль гнетет: только бы бабка еще протянула десяток лет. У нее пенсия почти в полторы тысячи, на такие-то деньжищи в Заре можно прожить, тут и не потратишься особо, потому что нет даже магазина. Да и вообще ничего нет – ни медпункта, ни даже конюшни. Случись, захворала какая старушка – беги в соседнюю и деревню и выпрашивай коня, чтобы довезти ее до больницы.

– Ну а что, Дим, – допытываюсь , – совсем нет желания поработать на земле?

– Нету. Сеять-убирать нечем. Выгоды нет. Никакой земли мне не надо. Бабушки не станет – пойдем в колхоз.

Не пойдет. Дмитрий  – загадка и разгадка нынешней русской деревни. Прадедов его томили крепостным правом, дедов изводили раскулачиванием и колхозным крепостничеством, на нем же вся сила их мужского рода иссякла. Дмитрий даже в женихи не рвется. Взор светлый, лицо улыбчивое, но безжеланное. Не юродивый ведь, а жизнь постная, травяная, выморочная. Волосы длинные, будто к постригу готовится, жилеточка затертая, брюки грязные, на ногах резиновые сапоги, хоть еще сухо. 

– Что же ты будешь делать, когда деревня вымрет?

– Если выдержу – останусь. Не спиться трудно, но можно.

Вряд ли непьяной мечтой грезит сосед Дмитрия Иван, которому тридцать пять годков. Оглохшая от болезни мать не разгибается на огороде, а Ванька где-то днями бродит, возвращаясь уже навеселе. Бывшая жена с детьми тянет лямку в соседней деревне, но до них ли отцу. Воля, полная воля, о какой деды и не мечтали! Свобода от всего на свете. Тогдашний глава Рогнединского района Александр Старостин гневался на таких мужиков:

– Не у всех же совесть пропала. Кто о семье заботится, тот едет на заработки в Москву или тут бани рубит на продажу. А с этих что взять? Ну так разве ж это только у нас? Государство бросило деревню. Было у нас в районе когда-то 150 фермеров, теперь только шестнадцать. Налогами задавили, а помощи никакой, на весь район из областного бюджета для фермеров дали только 20 тысяч рублей, из Москвы же ни копейки не дождались.

Район, где издревле выращивали лен, и нынче пытается выкарабкаться посредством этого растения. Смуглые заезжие мужчины сулили хорошую погоду и заманивали окрестных крестьян с их паями к себе. Крестьяне побаивались, но чувствовали, что иначе погибать придется: недород куда ни кинь. В районе было полторы тысячи школьников, сейчас совсем мало. У пьющих и тоскующих мужиков рецепта спасения нет, зато был он у  суровой бабки Ульяны из деревни Заря.

– На ферме они не хотят работать,  триста рублей им мало. А мы за трудодни работали, – отчитывает мужской род бабка. – Бывало, на быках два раза в лес съездишь, полтора трудодня поставят. В войну положили всех наших мужиков, самых здоровых и любимых, остались калеки. После войны не было ни хатыни. А все равно, как мы хотели работать! Бывало, дух радуется, когда на луг выйдем. Так и вы работайте, а не скулите!

Не было снисхождения у Ульяны Федоровны ни к Дмитрию, ни к Ивану, ни к прочим деревенским нахлебникам. Она в отличие от мужиков и в свои восемьдесят пять не сдавалась: «Слышала, у некоторых земли не хватает. У нас ее уйма, пускай к нам едут».

Фото: «Брянские новости» 


Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.

Комментарии для сайта Cackle
Удар ракетами ATACMS по Брянской области приблизил крах бандеровского режима

21 ноября 2024, Четверг, 09:53

Удар ракетами ATACMS по Брянской области приблизил крах бандеровского режима

Удар ракетами ATACMS по Брянской области приблизил крах бандеровского режима. Российские военные  научились противостоять угрозам

Сладострастие против атомной войны

21 ноября 2024, Четверг, 06:17

Сладострастие против атомной войны

Если мир проживет и уцелеет еще пару месяцев, то ядерной войны не будет. Ее противоядием будет сладострастие Трампа

История с районом Брянска, названным именем Гадёныша, получила отзвук в Крыму

18 ноября 2024, Понедельник, 06:17

История с районом Брянска, названным именем Гадёныша, получила отзвук в Крыму

Дурная история с районом Брянска, названным именем Гадёныша, получила отзвук в Крыму. Как оказалось, там лучше, чем где бы то ни было, понимают, что значат символы и имена

На брянском заводе 712 работникам начали платить по 100 тысяч рублей

9 ноября 2024, Суббота, 01:57

На брянском заводе 712 работникам начали платить по 100 тысяч рублей

На брянском заводе 712 работникам начали платить в среднем по 100 тысяч рублей. Скептики и нытики, разумеется, этому не поверят, но такой завод есть

У бандеровцев снизились возможности для атаки Брянской области

7 ноября 2024, Четверг, 07:57

У бандеровцев снизились возможности для атаки Брянской области

У киевского режима снизились возможности для атаки, хотя недавняя вылазка диверсантов доказывает, что беспечность недопустима