12 февраля 2017, Воскресенье, 11:18
В Брянске возродят вытрезвители, с которыми боролся помощник Шандыбина
Брянские общественники потребовали возродить медицинские вытрезвители. Брянцы сослались на примеры других областей. Однако взгляды на эти учреждения разнятся.
Вытрезвители есть в Белогороде, Нижнем Новгороде, теперь об этом задумались и в Москве. Далеко не все пьяницы знают, при каких обстоятельствах в Брянске закрыли эти учреждения. А между тем, с ними в 2001 году сразился бывший помощник бывшего депутата Госдумы Василия Шандыбина.
Во времена Советского Союза вытрезвители принадлежали МВД. Пьяниц отвозили в казенную ночлежку, потом выписывали штраф, а некоторые краснели еще и на товарищеских судах, которые действовали на предприятиях.
В Брянске в 2001 году помощник легендарного депутата Василия Шандыбина Александр Коломоец взглянул на мир глазами первооткрывателя после бурной ночи в медвытрезвителе Бежицкого РОВД. Иронично относиться к заповеднику здорового образа жизни можно лишь до той поры, пока в нем не побывали. Благополучие Александра Коломойца длилось до того злосчастного вечера, когда, приняв внутрь лекарства, которые снижают давление, он расслабленно возвращался домой. Невесть откуда возник проницательный инспектор ППС, который, поводив носом, предложил проследовать «куда надо». Далее – обычная процедура. Какая-то бабушка провела медицинское освидетельствование – «речь бессвязна, зрачки расширены», потом «раздет принудительно», а поскольку оказал сопротивление и требовал адвоката, связали руки и успокоили. Это была милицейская версия. По словам же Коломойца, связали его, как черепаху, как с черепахой же и обращались, подарив несколько ласковых прикосновений. А к утру он потерял сознание. Врачи «скорой», вызванные в вытрезвитель, предложили отвезти его домой, и капитан уже не возражал, но велел клиенту написать в протоколе, что претензий к учреждению не имеет. Однако клиент имел: утром в поликлинике врачи установили, что у помощника депутата сотрясение мозга.
В это время, разбуженный звонком жены потерявшегося в пути Коломойца, начал неистовствовать, пытаясь обнаружить хоть какие-то следы, Василий Шандыбин. Все милицейские полковники и сам генерал ринулись искать помощника по злачным местам, наконец обнаружили его в заповеднике трезвости.
Тогдашний начальник УВД Василий Фесунов был вынужден огорчить тезку Шандыбина правдой. Однако милицейская правда здорово разошлась со свидетельствами страдальца. И суть даже не в том, что полковники обиделись на Александра Коломойца, который якобы еще не заплатил за услуги «мойки», хотя квитанцию о комфортном времяпрепровождении ему выдали сразу же. Столкнувшись впервые в жизни с медвытрезвителями, бывший офицер ВМФ Коломоец задумался о шансах российских граждан, даже трезвенников, попасть в «мойку». Шансы особенно велики у тех, кто выглядит прилично и у кого карман пиджака оттопырен бумажником. Такому клиенту так и хочется оказать врачебную помощь. Но что общего имеет медицинское учреждение с бомжатниками, где нужно ходить по грязному полу босыми ногами, а спать предлагают без простыни под ярким светом? Углубившись в изучение вопроса, помощник депутата сделал несколько открытий. Выяснилось, что вытрезвитель, значась как медицинское учреждение, не имеет лицензии. Никаких следов государственной регистрации у него тоже нет. В налоговой инспекции пояснили, что этот летучий голландец стоит у них учете, как заведение, которое создано «при» Бежицком РОВД, хотя закон о милиции диктует вполне четкие правила создания структурных подразделений органов внутренних дел.
– Я тогда пришел к выводу, что «мойки» у нас вообще вне закона. Это же малина какая-то, где издеваются и дерут деньги якобы за медицинские услуги, – говорит Коломоец. – По сути, меня тогда задержали, а при задержании должен составляться и соответствующий протокол. Но то, что называют протоколом при помещении человека в вытрезвитель, была бумага, утвержденная пятнадцать лет назад. Задержанного в ней называли «нарушителем», но что я нарушил? И на каком основании у меня изъяли паспорт, ключи от квартиры, даже удостоверение к медали – государственной награде?
Но еще за три с половиной года до этой истории, выступая в Госдуме, заместитель министра внутренних дел сказал, что в России отсутствует законодательство, связанное «с оказанием специальной помощи гражданам, находящимся в состоянии опьянения». Тогда же министерство и предложило принять нужный закон, но депутаты, сплошь страдающие трезвостью, сочли затею излишней. Между тем заместитель Генерального прокурора М. Катышев, изучив статистику гибели людей в помещениях органов внутренних дел, пришел к выводу: «Больше всего граждан умерло в медвытрезвителях, ИВС, дежурных частях, комнатах административно задержанных…Так, Исаев А.В. был доставлен… в медицинский вытрезвитель № 2 САО г. Москвы в нетрезвом состоянии. На следующий день Исаева поместили в больницу, где он скончался от закрытой черепно-мозговой травмы. Однако никакой проверки фактически не проводилось».
За ночь в клоповнике клиент платил почти сотню рублей – это половина стоимости двухместного номера с душем в брянской гостинице. Первым делом, по словам Коломойца, утром в Бежицком вытрезвителе с охотничьим азартом интересовались, сколько накануне отловили невольников. Меньше двух десятков жертв не бывало. Вряд ли это учреждение было убыточным, а между тем, из бюджета города на все вытрезвители выделялось еще около двух миллионов рублей.
– И я понял, – сказал бывший помощник депутата, – что от системы вытрезвителей не откажутся. Потому что это деньги, это должности.
Тогдашний начальник Бежицкого РОВД Николай Барабанов не признал обвинений. Он сообщил, что суд уже отверг исковые требования Коломойца, который просил признать неправомерными действия сотрудников милиции, но явно поторопился. В прокуратуре сейчас думали, возбуждать ли уголовное дело.
В случае победы Александр Коломоец намерен был добиваться через суд и закрытия медвытрезвителей со всеми своими обидчиками. А депутаты Госдумы направили Генеральному прокурору запрос в связи с приключениями помощника депутата Шандыбина. Впрочем, Василию Ивановичу милиционеры из Брянска тогда намекнули, что помощники у него «не те», и даже будто бы предложили для опровержения навета самочинно провести ночь в заповеднике трезвости.
Постепенно вытрезвители ушли в прошлое, но сегодня их опыт вспомнили. Брянские общественники, которые сражаются за трезвость, говорят, что открытие вытрезвителей спасет немало жизней, и не только самих пьяниц. Очевидно, спор будет перенесен в казенные палаты.
Фото: «Брянские новости»
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle