11 октября 2016, Вторник, 05:08
На брянских таможенников в Курске начали наступление под приглядом УФСБ
В начале сентября многие российские издания оповестили о сенсационном успехе Курского управления ФСБ. По его материалам было возбуждено уголовное дело в отношении заместителя начальника Курской таможни Андрея Бодякина. Речь шла не о пошлинах и галактических аферах, а о каких-то премиях. Тем не менее тумана и шума было столько, что всем стало ясно: наконец-то попалась крупная рыбина.
«Они» не остановятся
Дело возбудил Курский следственный отдел на транспорте Московского межрегионального следственного управления на транспорте СК России. В распоряжении следователя были материалы проверки, поступившие из отдела по противодействию коррупции Курской таможни и управления ФСБ. Описывалось таможенная драма так.
С 20 мая 2016 года по 3 июня заместитель начальника Курской таможни по правоохранительной деятельности Андрей Бодякин в служебном кабинете потребовал от подчиненного – и.о. начальника оперативно-розыскного отдела М. Барвенова передать ему поощрительную премию, пояснив, что деньги нужны для покупки мебели и ремонта служебной квартиры. Барвенов передал 26400 рублей. Схожее заявление сделал в отношении Бодякина и начальник отделения дознания Курской таможни Олег Горлов, а потом еще два сотрудника.
Дело возбудили по части 1 статьи 286 УК РФ. И уже 7 сентября при производстве обыска в служебном кабинете Андрея Бодякина на него были надеты наручники, а через несколько часов его доставили в помещение Курского следственного отдела на транспорте как матерого рецидивиста. Следователь-криминалист Юрий Шиляков предложил ему написать явку с повинной, дать признательные показания и заключить досудебное соглашение о сотрудничестве. Сказал при этом, что «они» не остановятся на двух составах вменяемых преступлений.
– Поскольку я не совершал инкриминируемых мне преступлений, то сознаваться было не в чем, и я отказался от всех предложений, – рассказал Андрей Бодякин «Брянским новостям».
На это следователь сказал: «Зря».
А 8 сентября 2016 Бодякину предъявили обвинение в совершении преступлений, предусмотренных статьей 286 УК РФ. Тогда же стало известно о том, что в отношении него по заявлению начальника отдела административных расследований Курской таможни И. Чуйкова было возбуждено еще одно уголовное дело. «Это не последнее», – сказал следователь.
Действительно, 13 сентября 2016 года по заявлению начальника отдела административных расследований Глушковского таможенного поста Курской таможни И. Гаврильца было возбуждено еще одно – уже четвертое – уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК.
Курская аномальная зона
Бодякин заявил, что Барвенов, Горлов, Чуйков и Гаврилец его оговаривают по каким-то надуманным основаниям:
– Допускаю, что на них было оказано сильное психологическое давление со стороны должностных лиц УФСБ России по Курской области.
Что же заставило сделать такое допущение?
Странностей немало. Три с лишним месяца Барвенов, Чуйков, Гаврилец – а Горлов более двух месяцев – молчали о «преступлении» Бодякина и вдруг в одночасье написали заявления. Прозрели разом и бесповоротно. При этом будто запамятовали, что велел им делать закон. А он говорит, что о проявлениях коррупции нужно сразу докладывать в установленном порядке начальству и прокурору. Почему-то три месяца не докладывали.
Курская таможня в среде стражей границы считается легендарной. Должностные лица, занимающие здесь ключевые руководящие посты, не могут почему-то удержаться в своих должностях более полугода или хотя бы год. И вроде бы не хуже других, и вроде лицом и мундиром вышли. В чем же загадка?
Бодякин ранее работал в Брянской и Ивановской таможнях, где прекрасно себя зарекомендовал. Начальство в Москве тоже было довольно сотрудником, которому в августе исполнилось лишь 33 года. В Курск его назначали 21 апреля 2016 года. И уже в конце мая он уже якобы требовал от подчиненных премии. Не слишком ли неблагоразумно с его стороны?
Предшественник Бодякина О. Патрин также не проработал и года в должности заместителя начальника. Он был лишен допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, после того, как при обыске его жилья обнаружили копию или копии некого документа. Не без помощи должностных лиц УФСБ.
До Патрина по году отработали другие руководители – Патрашилин и Семенов. С ними не были продлены контракты по различным основаниям. Подобная участь ожидала и других неугодных руководителей правоохранительного блока Курской таможни. В связи с лишением допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, были уволены начальник отдела по борьбе с контрабандой наркотиков Давыдов, начальник оперативно-розыскного отдела Ковтун (позднее приказ об увольнении был отменен после его обжалования в транспортную прокуратуру), заместитель начальника таможенного поста МАПП «Крупец» Сац.
Надолго в Курской таможне не задерживаются и сами начальники. На протяжении последних пяти лет здесь руководят всевозможные «и.о.», «врио» и т.п. Нынешний начальник таможни с марта 2016 года находится на больничном, а предыдущий был уволен из таможенных органов по причине того, что был замешан в превышении должностных полномочий. В отношении него также было возбужденно уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 286 УК. И опять же из-за премий.
Похоже, сценарий отработан до мелочей. Примечательно, что в Курск перевели на службы «чужаков», и прежде всего брянцев. Это обычная практика – такая ротация которая позволяет бороться с коррупцией, препятствует кумовству. Но все ли в том заинтересованы?
Сообщения о том, что на Курской таможне периодически отлавливают контрабанду, приходят не так уж редко. Но какую часть ее отлавливают? И не помогают ли контрабандистам с российской стороны? Этими вопросами задавались не только новые сотрудники Курской таможни.
То, что ее начальник так долго не у дел, вызвало немало пересудов. Сотрудники в разговорах между собой вне стен служебных кабинетов пытались понять, почему первого заместителя начальника таможни отправили временно служить в Брянск. И почему некоторые очень хотят его возвращения.
Не один сотрудник говорил, что в Курской таможне они опасаются доносительства, с помощью которого легко выдавить любого неугодного. Может, это выдумки? Напраслину возводят на слуг государевых, говоря, что есть в таможне люди, которые в любое время могут обратиться с соответствующими заявлениями в правоохранительные органы? Неужели и впрямь есть оперативные сотрудники, которые, прикрываясь красивым лозунгом борьбы с коррупцией, готовы упечь за решетку невиновного человека?
Ага, попался!
Андрей Бодякин, который сейчас находится под подпиской о невыезде, говорит, что его не покидают мысли о том, кто же такие «они», о которых говорил следователь. И сколько таких уголовных дел теперь будет?
– Я понял, что стал новой политической мишенью для той самой невидимой для всех силы, о которой следователь точно и лаконично сказал: «Они». До сих пор я искренне верил в то, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью в нашем государстве, а исполнительные органы государственной власти обязаны осуществлять их охрану и защиту. Но после возбуждения в отношении меня уголовных дел, после 48 часов в изоляторе временного содержания, после наручников и того самого разговора со следователем закрались сомнения.
Примечательно, что расследование большинства, а может быть, даже всех уголовных дел, ранее возбужденных в отношении должностных лиц Курской таможни, вел именно Юрий Шиляков. Будто особо доверенное лицо.
Этот следователь очень хотел посадить Андрея Бодякина еще до суда. Он вышел с ходатайством о том, чтобы его отправили под домашний арест, однако судья понял, что такое решение будет выглядеть нелепым, поскольку дело не стоит выеденного яйца. Обычно следователи доказывают необходимость ареста тем, что обвиняемый может скрыться или оказать давление на свидетелей. В крайнем случае пишут, что у «злочинца» есть заграничный паспорт и он непременно удерет на заокеанский курорт. Но даже таких доводов у Шилякова не было, и он обосновал свое прошение лишь тем, что есть два обвинения в совершении двух эпизодов преступлений средней тяжести. То есть на основании двух голословных обвинений, по мнению следователя, любого человека в России можно арестовать.
Чтобы понять, насколько абсурдны такие доводы, просто представьте, что два соседа, которым вы запретили пьянствовать во дворе на глазах у детей, написали заявление о том, что вы на самом деле вымогали у них последние деньги, которые они припасли для непоследней бутылки сивухи. И все, вас можно сажать в каталажку.
После того как в домашнем аресте Бодякина суд отказал, следователь избрал ему подписку о невыезде и надлежащем поведении. Далее следователь, продолжая гнуть свою линию, подготовил ходатайство в суд об отстранении Бодякина от занимаемой им должности. При этом он не желает учитывать, что жена Бодякина, у которых растет малолетняя дочь, беременна и что он, по сути, лишит его заработка, оставляя семью в чужом городе без родственников и без поддержки. Но под приглядом. Пристальным приглядом охранки, которая желает все сама контролировать на границе. Ей ведь виднее, кто везет с Украины фуры контрабанды, а кто милый человек, с которым можно дружить.
Черные очки
Чем уж так досадил Андрей Бодякин следователю Юрию Шилякову и тем загадочным силам, которых назвал «они», понять непросто. Лишь надев черные очки, можно записать молодого сотрудника таможни, который до сих пор служил верой и правдой государству, в закоренелые коррупционеры. В действительности за годы работы в таможенных органах Андрей Бодякин богатств не накопил. Да, ездит на «Мерседес С200», но этой машине уже 14 лет, а стоит она 300-350 тысяч рублей. Есть у него двухкомнатная квартира, которую приобрел в Брянске в 2013 году по договору ипотечного кредитования. Ее стоимость – 1935000 рублей будет выплачивать 20 лет. Но все это, видимо, не убеждает ни следователя, ни тех, кто за ним стоит.
– Конечно, я очень сильно переживаю за семью и за свою судьбу, – говорит Андрей Бодякин. – В какой-то миг из добропорядочного человека меня превратили в преступника. Все годы государственной службы я верой и правдой служил Родине, занимая различные должности в системе правоохранительных органов Российской Федерации. Но, видимо, в один из дней очень сильно кому-то насолил, перешел дорогу, в связи с чем в отношении меня и были возбуждены уголовные дела, которые полностью сфальсифицированы. Предъявленное обвинение основано только на показаниях самих потерпевших, на которых, думаю, было оказано сильное давление со стороны должностных лиц УФСБ России по Курской области. Я не удивлюсь, если в ходе предварительного следствия в деле объявятся «свидетели» со стороны обвинения, которые будут введены в дело искусственно и которые также дадут лжесвидетельские показания.
Сумеет ли Федеральная таможенная служба защитить своего сотрудника, которого отправила на работу в зону аномалии? Усмотрит ли нарушения при возбуждении уголовного дела прокуратура? На это надеется не только сам Андрей Бодякин, но и те, кто еще служит в Курской таможне, кто видит, как летят здесь головы. Не за то, что пропускают чичиковских баранов через границу, а за то, что как раз пытаются противостоять беззаконию.
Фото: «Брянские новости». Список жертв из числа руководителей Курской таможни висит в кабинете следователя
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle