19 августа 2016, Пятница, 07:20
Театр не одного зрителя
![Театр не одного зрителя](https://www.bragazeta.ru/wp-content/uploads/2016/08/post-573.jpg)
В современной России неформальные договоренности между элитами всегда выступали главным инструментом осуществления лоббистской деятельности. Однако в последнее время становится все более очевидно, что если эти «джентельменские соглашения» не «подкреплены» активной публичной работой, то риск их одностороннего пересмотра возрастает многократно.
В Государственной думе профессиональных политиков всегда было немного. Львиная доля российского депутатского корпуса всегда представляла собой «артель» профессиональных лоббистов. Выиграв выборы, депутат, вместе с кабинетом на Охотном ряду также получал доступ к парламентским «рычагам власти», использование которых выводило его лоббистские возможности на новый уровень. Теперь многие вопросы можно было решать, просто сняв трубку телефона правительственной связи и «позвонить куда надо».
Наглядной иллюстрацией «лоббистского характера» российской парламентской деятельности служит тот факт, что многие члены депутатского корпуса никогда не имели четко выраженных политических взглядов и предпочтений. Еще вчера они могли быть яблочниками или коммунистами, а сегодня уже являются членами Единой России или Общероссийского народного фронта.
Кстати, такая ситуация является одним из ключевых отличий российских парламентариев от западных коллег, для которых разрыв с партией зачастую означает «начало конца» их политической карьеры. А открытая смена убеждений и вовсе грозит перманентным превращением в «политический труп».
Однако в сегодняшней России ценность лоббистских возможностей, которые дает пребывание в думском кресле, неуклонно снижается. Как и значение неформальных договоренностей в целом, если рассматривать их в качестве единственного лоббистского инструмента.
Любая договоренность между конкретным политиком и властью как таковой априори является неравноправной. Последовательные «посадки» сразу трех губернаторов – Александра Хорошавина (Сахалинская область, март 2015), Вячеслава Гайзера (Коми, сентябрь 2015) и Никиты Белых (Кировская области, июль 2016) говорят о многом. Столь спрессованных по времени «чисток» губернаторского корпуса без оглядки на лояльность и партийную принадлежность в современной России не было никогда.
Неформальные договоренности уже не носят «железобетонного» характера, находятся как-бы в подвешенном состоянии, несущем в себе риски незапланированного пересмотра. В результате, все большее количество российских политиков стремиться «подкрепить» свои «джентельменские соглашения» активной «работой на местах». По сути, идет процесс сращивания механизмов лоббирования через непубличные и публичные каналы – одно без другого уже не работает.
Наглядным примером того, что значение неформальных договоренностей как универсального лоббистского инструмента постепенно ослабевает, является потеря интереса к парламентской деятельности со стороны самой «платежеспособной» части депутатского корпуса – бизнесменов.
Даже краткий анализ предвыборных списков партий говорит о то, что в следующей Думе представителей бизнеса будет как никогда мало. На их место придут общественники, карьерные чиновники и бюджетники, которые будут отрабатывать задачи, поставленные Администрацией президента.
Причина нежелания бизнесменов «идти в депутаты» заключается в том, что многие из них потеряли (и небезосновательно) веру в то, что за счет своего нахождения в Думе они смогут хоть как-то влиять на политические процессы в стране. А для того, чтобы быть в курсе «зиг-загов» думской повестки, достаточно иметь в Думе своего доверенного представителя, который при случае будет сигнализировать о возможных изменениях неформальных договоренностей с властью.
Принимая решение об участии в думских выборах, «люди бизнеса» руководствуются в первую очередь тем, удастся ли им за время работы в нижней палате «окупить» средства, вложенные в получение мандата, а также компенсировать недополученную прибыль, связанную с отказом от прямого управления бизнесом. Собственно, единичные фамилии бизнесменов в предвыборных списках партий дают понять – в настоящий момент едва ли.
Взвесив все «за и против», российские бизнесмены (как впрочем и все другие участники политического процесса) стремятся работать на опережение с тем, чтобы подкрепить имеющиеся неформальные договоренности публичной активностью. Широко афишируемая общественная деятельность выступает в роли «второй крепостной стены», которая может помочь замку выстоять в случае, если противник вдруг сможет преодолеть первую.
В результате, как ни странно, российский лоббизм все больше начинает походить на американский и западноевропейский. Как глубоко может зайти процесс этих изменений мы не знаем, однако уже сам факт их реализации позволяет говорить о том, что без публичной активности сегодня рассчитывать на стабильность своего положения в системе просто нельзя.
Никита Бабкин
Генеральный директор Бюро Стратегические коммуникации
Член комитета РАСО по политическим технологиям
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle