28 мая 2016, Суббота, 06:26
«Песняры» в Брянске
«Перепелочка». Кому не знаком безыскусный, щемяще-грустный мотив этой белорусской народной песни? Но вот он льется со сцены — узнаваемый и волнующе-новый одновременно. Сначала его выводит одинокая флейта, потом ей мягко вторит ансамбль мужских голосов — пока это пастораль, ничем не омраченные картины прекрасной белорусской земли. Но тревога уже поселилась в какой-то высокой ноте. Она нарастает, мелодичный народный напев теряется в грозных, порой диссонансных музыкальных пассажах, солисты пока молчат. Драматизм кульминации, раскрывающий всю сложность и противоречивость жизни, человеческой судьбы, показывает музыкантов в момент их предельной самоотдачи. Тема тревоги постепенно ослабевает, как круги на воде, и вот уже солисты снова делают шаг из полумрака к микрофонам…
Такое же ощущение открытия, своей причастности к миру вокруг нас переживаешь, когда слушаешь на концерте «Песняров» песню А. Пахмутовой и Н. Добронравова «Беловежская пуща» в исполнении молодого солиста ансамбля Юрия Денисова. Неожиданная оркестровка пьесы (она почти зримо погружает слушателя в утро пробуждающейся лесной чащи), бережный по отношению к солисту фон мужских голосов, сильные в ансамблевом отношении точки кульминаций — все это поднимает песню до уровня настоящего произведения искусства.
А чего стоят динамичные, полные искрящегося народного лукавства белорусские песни «Добрый вечер, девчоночка!» и «Зеболела ты, моя головонька»!
В перерыве между концертами я обратилась к В. Мулявину, заслуженному артисту Белорусской ССР, автору музыкальной композиции «Перепелочка» и многих песен, среди которых «Александрина» или, скажем, «Завушницы» («Сережки») стали песенной классикой.
− Владимир Георгиевич, «все течет, все изменяется». Естественно, «Песняры» уже не те, что были хотя бы в свою первую встречу с брянским зрителем. При неизменной фольклорной основе вы постоянно ищете, экспериментируете. Куда вы идете?
− «Не повторяться» − вот наш девиз. Больше всего мы боимся плагиата и самоплагиата — этот соблазнительный путь порой сбивает с верной дороги многие интересные поначалу коллективы. Горько это «повторение пройденного» при наличии неисчерпаемых запасов самобытнейшего народного творчества — приди, прислушайся, возьми то, что сердце задело. Как-то с композитором Игорем Лученком (он наш верный соавтор) мы отправились в фольклорную экспедицию по Полесью — привезли с собой километры исписанной магнитной пленки… В июне мы повезем в Москву свою первую крупную работу: не знаем пока, чем обернется наша попытка сделать своеобразную оперу-притчу из поэмы Янки Купалы «Песни об доле». Кстати сказать, одна из ведущих партий в ней — женская. Исполнит ее новый, двенадцатый член ансамбля «Песняры» Людмила Медведко.
И. Корконосенко
Брянский рабочий. – 1976. – 29 май (№127). С. 4.
Фото и текст: Брянский Вестник, www.pesnyary.ru
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle