12 июня 2015, Пятница, 09:25
Брянский глава рассказал о махинациях с землей и дорогом асфальте
Глава Брянской области Александр Богомаз ответил на вопросы директора ГТРК «Брянск» Галины Тихомировой в программе «Откровенный разговор» телеканала «Россия–24». Предлагаем самые существенные высказывания главы.
– Александр Васильевич, на днях вы побывали в Ростове-на-Дону на первом всероссийском форуме продовольственной безопасности. Россия сможет накормить себя?
– Рывок в сельском хозяйстве за последние десять лет – значительный. Мы уже подходим к тому производству продуктов, который необходимы нашей стране. Если взять сельское хозяйство, то у нас по отдельным позициям есть уже и техника, которая ничем не уступает импортной. И она в два-три раза дешевле. Мы сегодня находимся на подъеме по всем направлениям.
– Участники форума заверяли, что за картофель мы можем быть спокойны. Равно как и за зерно, растительное масло, сахар. А в области?
– В первом квартале 2015 года в сельском хозяйстве мы произвели продукции на 29,9 процента больше по сравнению с 2014 годом. Брянская область по производству картофеля лидирует в России. Причем процентов 95 урожая выращивается по современным технологиям. И урожаи даже выше, чем в Европе. То же самое – производство зерна. У нас есть хозяйства, где получают 70 − 80 центнеров с гектара. Это выше, чем в Европе. Но есть хозяйства, которые получают пять центнеров. То есть процентов 20 хозяйств работают по современным технологиям, а 80 – это даже не советский период, это девяностые годы.
– Что вас больше всего впечатлило на выставке?
– Конечно же, это была выставочная площадка нашей компании «Мираторг». Я много ездил по загранице, когда учился сельскому хозяйству, но сегодня понимаешь, что мы уже ничем не уступаем и даже превосходим наших зарубежных коллег.
– Но ведь программа импортозамещения – это не только сфера агропромышленного комплекса, но и промышленность. Вы уже для себя обозначили точки роста: что мы возрождаем, что строим заново?
– Во-первых, у нас есть то, что мы должны сохранить. В первом квартале промышленность сделала прирост по отношению к первому кварталу 2014 года почти на 20 процентов. Приняли закон о промышленной политике. Правительство области активно помогает Брянскому машиностроительному заводу. Было подписано соглашение с министерством промышленности. БМЗ получил заказы даже на 30 процентов больше, чем было в прошлом году. Дмитрием Медведевым было подписано постановление, согласно которому наш камвольный комбинат стал единственным поставщиком тканей для армии и силовых структур. И налоговые послабления. Сегодня мы стараемся создать условия и, конечно, помогать тем, кто сам хочет работать.
– И выпускать конкурентоспособную продукцию.
– Причем импортозамещающую. Завод «Метаклэй» в Карачеве выпускает продукцию, которая идет на газопровод «Сила Сибири». В этом году производство будет увеличено более чем в два раза. Станкостроительный завод в Новозыбкове в первом квартале дал рост 139 процентов, а по продажам − 240.
– В последнее время особое много говорят о лесопромышленном комплексе…
– Бизнес существует для того, чтобы дать нашим людям заработную плату. Но когда, допустим, человек или организация занимаются лесом, а средняя зарплата на предприятии 5388 рублей, а все налоги – это 195 тысяч, то должно быть всем понятно, что этих налогов не хватить даже на одного врача. Вот такой бизнес нам в Брянской области не нужен. Я дал поручение: сегодня замы собирают информацию о 150 предприятиях, которые занимаются лесозаготовкой. Посмотрим, кто действительно работает во имя области и нашего народа, а кто просто варварски пилит лес и не платит ни казне, ни людям.
– Сколько человек в нашей области работает в теневой сфере?
– Постоянно интересуюсь. Я возглавил область, которая, в принципе, большое-большое предприятие. За несколько месяцев во всем разобраться сложно. То, о чем вы сказали, действительно, очень болезненная тема. Но мы будем работать. Когда мы были в Белоруссии, бизнесмен с Украины, который ведет там бизнес, сказал хорошие слова: «Когда я шел в Белоруссию, мне сказали, что там раздавят, отнимут все, посадят. Но я работаю пять лет и понял одно: того, кто работает честно, прозрачно, власть защищает». Это правило должно действовать и на территории нашей области, тогда все будет понятно.
– На земельных вопросах бюджет потерял многое?
– Сегодня пытаемся навести порядок. Я благодарен начальнику управления имущественных отношений, который разгребает эти конюшни. Действительно, есть примеры, когда земля продавалась и за 30 копеек гектар. А 60 гектаров было отдано под обманутых дольщиков, чтобы им дать квартиры. За 469 миллионов рублей. И нужно было еще 140 миллионов рублей. А можно было проблему решить семнадцатью гектарами земли.
– Готовы ли сокращать социальные расходы, как предлагают некоторые?
– Это будет неправильно. Мы должны сегодня искать, на чем можем экономить. Я взял помощника по госзакупкам. Разве не видели, что литр бензина покупают по 38-39 рублей? Обращается чиновник в нашу компанию, а ему говорят: «Слушай, по 39 рублей будем поставлять. Дешевле – нет». Мы это поставили на вид компании. Работаете на территории Брянской области – будьте добры поставлять бензин для бюджетных, социальных учреждений по тем ценам, которые сегодня на заправках.
– В некоторых регионах начали экономить именно на чиновниках.
– Есть губернатор, замгубернатора, директор департамента, начальники отделов, которым мы снизили зарплату еще в сентябре. Мы не повышали зарплату в прошлом году, а в этом снизили ее на десять процентов. Ни врачу, ни учителю, ни воспитателю детского сада никто зарплату не понижал. Если подчиненные получают 100 тысяч – получай 500. Но если у рядовых сотрудников доход 20 тысяч, то почему у тебя – 200?
– Можно ли искоренить коррупцию?
– Считаю, что все можно сделать, если есть желание. Нигде в мире никто коррупцию не победил, а вот минимизировать – это по силам. Сегодня мы отсудили многие земельные участки. Это то, что касается господина Полещенко. Но не везде удается восстановить справедливость. Другой раз так обставляют, что сделано по закону. Но нельзя допускать дальше, чтобы это повторялось
– Вы пригласили нового руководителя и тут же его уволили. Как это понимать?
– Когда начинаем считать расходы на капремонт дорог, когда мне объясняют, что квадратный метр дороги стоит две тысячи, а тонна асфальта самого дешевого – две с половиной тысячи, то возникают сомнения. На сколько тонна идет? Чиновники якобы экономят, что-то доказывают. А куда же идут остальные 1800 или 2000 рублей? Оказывается, это заработок организаций. Сегодня мы многое уже поменяли, пересчитали. И в этом году уже погасили 600 миллионов рублей задолженности за ремонт дорог из 800 миллионов «Автодора». При этом мы все равно отремонтируем дорог больше за счет того, что уменьшили стоимость ремонта в три раза и ужесточили контроль. Независимая лаборатория будет проверять качество асфальта. Мы должны в следующем году выйти на 300 километров капремонта дорог. Но мы должны не просто в одном районе привести в порядок 10 километров, во втором – 20. Нам нужно как-то завязать и производство, и сельское хозяйство. В этом году три, в следующем – еще три, и так далее. Как в Белоруссии. Нельзя средства распылять, не получая эффекта.
– Были у вас какие-то разочарования в качестве главы региона?
– Где бы я ни работал, хватало часа – двух, и даже когда свое производство начинал, все крутилось, как шестеренки. А здесь я прихожу в восемь, ухожу в десять, в одиннадцать, когда в двенадцать. И утром встанешь, думаешь: «Как это сделать?» Думаю, шестеренки должны закрутиться.
– Вы оказались морально готовы к этой работе? К этому такому крутому повороту в судьбе?
– Действительно, это крутой поворот в судьбе. Но каждому человеку, когда он рождается, дается характер. Конечно же, потом характер сама жизнь закаляет. Каждый из нас ставит какие-то цели. Так получалось, что у меня были подъемы и падения. В 2003 – в 2004 годах был первым замом главы администрации, потом – просто безработный. Потом меня люди избрали главой поселения Меленска, где родился и жил. Непросто мне удалось сделать то, чем я сегодня горжусь. Мы обустроили поселок. В Меленске 10 лет назад квартира стоила немного, а сегодня − 1,5 миллиона. И детский сад есть, и школа. Восхождение было непростым. Это дорого – когда ты заработал сам.
– Когда вы принимали те или иные решения в период становления, была такая мысль: «Как бы не подвести родителей?»
– Я всегда гордился и горжусь своими родителями. И отцом, и матерью. Не только родителями, но и своими дедушкой и бабушкой. Мне никогда не было стыдно. Обо мне всегда говорили: «Это сын Василия Титыча!» А, значит он хороший. Младший сын из школы пришел как–то и говорит: «Пап, ты знаешь, сегодня учительница весь урок посвятила твоему отцу – моему деду». – «Ну и как?» − «Она рассказывала, какой он был хороший». А я говорю: «Ром, а ты каким хочешь быть?» Он говорит: «Пап, я тоже хочу, чтобы моим детям меня хвалили». У меня два сына, я ими горжусь. Они говорят: «Пап, нам не стыдно, когда мы слышим твою фамилию». И они стараются не подвести меня, чтобы я мог ими гордится.
– И оттуда тяга к родовому гнезду?
– Дети, как и я, получили техническое образование, они с отличием окончили БИТМ, оба турбинисты. То, что они себя нашли в сельском хозяйстве, меня радует. За эти три года, что самостоятельно занимаются производством, они достигли более высоких показателей, чем были у меня. И мне как отцу это приятно. Они не пьют, не курят, занимаются спортом, работают на производстве. Но, наверное, самое приятное, что они с каждым здороваются. Важно, что бы мы всегда видели друг в друге человека.
– Вы умеете прощать, быть снисходительным?
– Я умею быть жестким, но и умею прощать.
– Вы бываете иногда несколько сентиментальны. Близко к сердцу принимаете чьи-то радости, чью-то беду.
– Задела одна история. Погибли родители юноши и девушки, а их разлучили в детском доме. Черствые чиновники разлучали, и сестра думала уже, что брата нет… А в этом году на новогоднем приеме у губернатора они нашли друг друга. Как оказалось, прожили тяжелую жизнь. Но они состоялись. Парень сегодня работает в банке в Москве, его сестра живет в Жуковском районе. Она окончила пединститут, у нее есть ребенок. Да, они сироты, но у них за спиной великое государство – Россия. То, что мы им квартиры выделили, было мне в радость. Каждый человек должен построить дом, посадить дерево и вырастить сына. Мы жилье дали, дерево посадите сами возле этого дома, ну, а детей растите.
– Сироты и впредь будут получать жилье?
– Конечно. Мы сегодня из тех денег, что сэкономили на зарплате бюджетников, чиновников, 70 млн. руб. направили сиротам и малообеспеченным. Еще нам нужно более 1000 мест, чтобы закрыть вопрос очереди в сады. Сегодня у 16 муниципальных образований проблемы уже нет. В этом году сады на более 650 мест сдадим. А в следующем решим задачу полностью.
– Мы отдаем долги ветеранам?
– И ветеранам мы долги отдаем – тоже все получат квартиры в этом году. Сегодня мы стали ценить то, что растеряли в 90-е годы. Нам нужно самих себя больше полюбить и уважать. Народ, который на протяжении всех веков сумел сохраниться, совершил столько ратных подвигов, не может сам себя не уважать.
– Когда вас пригласил к себе президент, чтобы озвучить свое решение, какие мысли роились в голове? Какое было душевное состояние?
– Во-первых, то, что я иду к президенту… Я догадывался, о чем будет идти речь, но наверняка не знал. Президент – хороший собеседник. А думал о том, что мне доверяют, о грузе ответственности, который ложится на плечи. Это, знаете, как медаль – с двух сторон.
– Нам надо набраться терпения, чтобы увидеть этот хороший результат?
– Он уже есть. Даже то, что мы за пять месяцев года не привлекли кредитных денег, говорит о том, что мы работаем в правильном направлении. Когда власть берет кредиты, она увеличивает нагрузку на каждого жителя Брянской области. Мало какая область в 2015 году не привлекла кредиты для того, сделать социальные выплаты. Будем экономить средства и на госзакупках.
Фото: Правительство Брянской области
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle