13 мая 2015, Среда, 10:05
Вспомним Победителей поимённо: Гойлов Иосиф Михайлович
«Брянские новости» продолжают публиковать материалы, посвящённые воинам, сражавшимся за Великую Победу.
Для старшего сержанта полиции Михаила Гойлова, с самого детства примером был его дед – Иосиф Михайлович Гойлов – ветеран Великой Отечественной войны, боевой морской офицер, прослуживший всю войну на гвардейском крейсере «Красный Кавказ», в мирное время – командир легендарного крейсера «Аврора».
В семье Гойловых чтут память о родственнике и берегут всё, что связано с его именем. Поэтому его внук Михаил, хоть и родился через год после смерти деда, может рассказать о жизни дедушки и его службе во всех подробностях. Ещё мальчишкой он разбирал медали и ордена деда в старой, потёртой коробке, примерял на себя его боевые награды. А перед сном слушал не сказки, а рассказы мамы про деда-героя и хотел быть похожим на него.
К своей «Авроре» капитан I ранга Иосиф Гойлов шёл через войну и смерть близких друзей, через победы и поражения. Своим сыновьям рассказывал, как в детстве выменял у ребят открытку с изображением крейсера и всегда носил её с собой. Окончив десятилетку в 1937 году, Иосиф поступил в Черноморское высшее военно-морское училище в Севастополе. Окончил его в канун войны – в марте 1941-го и был распределён на Черноморский флот − командиром батареи главного калибра гвардейского крейсера «Красный Кавказ».
Войну «Красный Кавказ» встретил на севастопольском рейде. 19 июня 1941 года команда крейсера возвратилась с учений, а на рассвете 22 июня уже открыла огонь по самолётам, налетевшим на Севастополь. Начались почти непрерывные бои по защите Одессы и Севастополя.
Моряки крейсера наносили немалый урон фашистским войскам, осаждавшим Одессу. В сентябре 1941 года «Красный Кавказ» высадил десант в тылу противника в районе Григорьевки. Эта успешная операция была огромной помощью защитникам города. Через месяц, когда по приказу Ставки проходила эвакуация Приморской армии, крейсер в течение трёх суток прикрывал дальнобойной артиллерией отход наших войск. Затем, приняв на борт более двух тысяч бойцов и фонды одесского банка, последним ушёл из Одессы. На переходе «Красный Кавказ» вступил в охрану четырёх теплоходов, на борту которых находилось около 40 тысяч солдат Приморской армии. Пять жесточайших атак фашистской авиации отбили мощным огнём артиллеристы крейсера. Ни один бомбардировщик не прорвался к теплоходам. Все они без потерь прибыли в Севастополь.
Оказывая помощь защитникам Севастополя, «Красный Кавказ» вместе с другими кораблями бил главным калибром по фашистам, уничтожая их батареи, танки и живую силу. В тяжёлые дни второго штурма Севастополя в декабре 1941 года фашисты были уже уверены, что город будет в их руках. Но отряд кораблей во главе с крейсером «Красный Кавказ» под артиллерийским огнем и бомбежками прорвался в Севастополь. Команда «Красного Кавказа» высадила 79-ю бригаду морской пехоты, которая при поддержке огня кораблей с ходу вступила в бой. Фашисты были отброшены от города.
Декабрьской ночью 1941 года «Красный Кавказ», возглавлявший отряд кораблей Черноморского флота, подошел к Феодосии. На море был шторм. Берег закрыт метельной мглой. По приказу командования корабли легли на боевой курс. Прошло ещё несколько томительных минут, и настороженную тишину разорвали мощные залпы главного калибра. Следом за крейсером обрушили огневой шквал на занятый врагом берег и остальные корабли. Немцы тоже ощетинились огнём. Вокруг крейсера вставали высокие всплески от разрывов немецких снарядов. По берегу вёл огонь теперь не только главный калибр корабля, но и зенитный дивизион. По-видимому, гитлеровцы при свете ракет и пожаров сумели опознать характерный силуэт крейсера. Вражеская артиллерия и миномёты сосредоточили огонь на нём.
В бою была нарушена центральная связь с орудиями. Управлять огнём стало сложно. Капитан корабля отдал приказ бить прямой наводкой. С новой силой загрохотали орудия. Но и противник усилил огонь. Всё меньше оставалось моряков, не задетых осколками, но никто из них, в том числе и Иосиф Гойлов, не покинул свой боевой пост. Гвардии старший лейтенант Гойлов, будучи тяжело контуженным, продолжал отдавать команды. Он оставался на посту, пока были силы, и пока сам, оглушённый взрывами и отравленный пороховыми газами, не потерял сознание.
В наградном листе к ордену Красного знамени Иосифа Гойлова в графе «Изложение личного боевого подвига или заслуг» сказано:
«В десантной Феодосийской операции проявил мужество и отвагу. Несмотря на ураганный огонь противника, он хладнокровно, быстро и чётко выполнял свой долг, когда в Феодосии противник бомбардировал порт и корабль, бомба, разорвавшись рядом с кораблем, нанесла ему повреждение, а сам гвардии старший лейтенант Гойлов, будучи контуженным, продолжал выполнять свои обязанности на боевом посту, пока его не покинули силы…».
К десяти часам утра город был освобожден десантниками. К вечеру сюда подошли главные силы 44-й армии.
В течение первых полутора лет войны с 1941 по 1943 год крейсер «Красный Кавказ» совершил 64 боевых похода под обстрелом и бомбёжками врага.
В наградном листе к ордену Красного Знамени Иосифа Гойлова отмечено:
«Участвовал во всех боевых операциях, проводимых крейсером по обороне городов Одессы, Севастополя и Кавказа. Принимал участие в десантных операциях, а также по перевозке подкрепления личного состава, вооружения, боеприпасов и продовольствия. Руководил всеми высадочными средствами. Благодаря его распорядительности и энергии приёмка, высадка и выгрузка проходили быстро и организованно».
Во время морской операции в районе Поти в башне главного калибра прямым попаданием немецкого орудия разорвался снаряд. Командира батареи Гойлова подняло в воздух взрывной волной примерно на тридцать метров. Тяжело контуженный и с травмами от удара о борт корабля он продолжал командовать, понимая, что и от него тоже зависит исход сражения.
В 1946 году капитан первого ранга Иосиф Гойлов был назначен помощником командира гвардейского крейсера «Красный Кавказ», затем переведён помощником командира на правительственный корабль «Рион», в 1948 году служил в той же должности на краснознаменном линкоре «Севастополь». В пятидесятые годы Гойлов проходил службу в должности заместителя начальника артиллеристского факультета по учебно-строевой части Тихо¬океанского высшего военно-морского училища.
Детская мечта Иосифа Михайловича сбылась в 1962 году. Последние годы своей службы – с 1960 по 1963 год он являлся командиром крейсера «Аврора», который имел в то время статус учебного корабля и был приписан к Ленинградскому военно-морскому училищу.
Закончив свою военную службу, Гойлов не расстался с флотом. Он ещё двадцать лет работал на заводе штурманских приборов начальником военизированной охраны.
В семье Гойловых до сих пор хранят книги по артиллерийскому делу, морской офицерский кортик, датированный 1945 годом, другие памятные подарки и награды отца и деда.
Сын Иосифа Михайловича Михаил также стал кадровым морским офицером. Нёс свою службу на подводной лодке в Мурманске, дослужившись до капитана II ранга. Своего сына Михаила он воспитывал на примерах из жизни своего отца.
По материалам пресс-службы УМВД по Брянской области
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle