31 марта 2015, Вторник, 20:19
«Русский крест» на брянской сцене стал не только театральным событием
Стихи и музыка, мимика и жесты, свет и полутьма, дыхание зала и его аплодисменты – «Русский крест» по поэме Николая Мельникова снова на брянской сцене. Зал «Дружбы» был полон, зрителей ждала встреча не только с творением земляка, написанным в девяностые годы, но и с известными гостями.
Собственно, встреча началась за час до спектакля − для журналистов и тех, кто пожелал пообщаться с известным гостем из столицы. Им был писатель Юрий Поляков, главный редактор «Литературной газеты». Первый вопрос, конечно, касался Украины. По словам Полякова, никто в последние годы не занимался укреплением связей между российской и украинской интеллигенцией:
− «Литературная газета» публиковала рецензии на книги украинских писателей, но мы поддержки не получали. Надо сейчас все выстраивать заново, а для этого надо восстанавливать связи. Все друг друга знаем, все начинали вместе. Но боюсь, что те наши структуры, которые занимаются укреплением связей, выводов не сделали. Год литературы в России начался с литературного вечера в МХТ Горького, и на нем не прозвучало ни одной строчки на татарском, башкирском или якутском языке. То есть мы ту же ошибку повторяем на уровне собственной страны. Здесь есть серьезное непонимание ситуации, идущее от федерального агентства по печати. Нужна очень серьезная перестройка. На человеческом уровне мы сохранили отношения. Если эти отношения надо трансформировать в политику движения, то мы готовы.
Заместитель губернатора Ирина Кузьмина уверена, что царящей сегодня на Украине идеологией заражались прежде всего дети. Впрочем, и российским детям показывали красивую и сытую Европу, а чиновники от образования умышленно много лет искажали ценности, которые должны прививаться новому поколению. Но не все потеряно, даже с Украиной не все связи оборваны. По словам Юрия Полякова, там тоже есть желание сохранить добрые отношения с Россией:
− В Харьковском драмтеатре сейчас мою пьесу репетируют, что я расцениваю как гражданский подвиг. Но странные вещи происходили. Некоторые герои на телевидении как пророки выступают до сих пор. Те, которые еще в девяностые годы говорили, что школа не должна воспитывать. А это заблуждение. От вывиха надо избавиться, но потихоньку государственные вывихи не выправляются. Школа обязана воспитывать прежде всего гражданина и патриота.
Спектакль «Русский крест» возобновили усилиями брянского отделения Изборского клуба. Его представитель Олег Розанов пояснил замысел:
− Россия столкнулась с вызовом − против нас объединенный Запад, мобилизованный, экономически успешный. Россия в одиночестве противостоит разрушительному урагану, который обрушился на человечество. Расчеловечивание вступило в решающую фазу. Россия противостоит разрушению не только потому, что у нас мощная армия. Наша страна сохранила себя как центр духовных ценностей, и именно это вызывает главную ненависть и вызывает ту энергию, которая обрушивается на нас.
Николай Мельников ушел из жизни еще молодым, но поэт и актер многое успел сделать. Поэма «Русский крест» писалась в то время, когда страна переживала очередную смуту.
− Я дружил с Николаем Мельниковым, − рассказал Олег Розанов. − У нас было духовное единство. Его высоконравственная поэма говорит о преображении человека, о возвращении к корням, православной вере. Сейчас мы ищем точки опоры, и одна из них – поэма «Русский крест». Это придает уверенность, силы.
Ирина Кузьмина нашла в стихах Николая Мельникова много есенинского. По словам директора департамента культуры Брянской области Натальи Сомовой, ее впечатлило необычное исполнение поэмы: больше 50 школьников наизусть читали проникновенные стихи:
− Значит, жив сам поэт. Целый пласт ассоциаций поднимает его поэма. Подросло новое поколение, для которых Пушкин и Мельников находятся в одном измерении.
О детях говорили много. Юрий Поляков сообщил, что «Литературная газета» отслеживает и рецензирует хорошие детские книжки, сами писатели тоже выступают в печати.
− Но продуманной политики возрождения детской литературы нет, − сокрушался главный редактор. − Все скукожилось, и возродить это можно только системой. Секция детских писателей когда-то была самой многочисленной в союзе писателей. А сейчас просто переводят зарубежную литературу, в которой Россия выглядит сознательно либеральной. Читая о войне со шведами, дети узнают, что Петр I был «агрессором». Открывают историю Великой Отечественной войны, а там Россия сбоку бегала, и выиграли войну якобы другие страны. Печально уже то, что государственное детское издательство выставляют на торги. Начинаешь задумываться о том, что в сосредоточении нет системы. Можно сосредоточиться в модернизации Вооруженных сил, но если эти силы попадут в руки детей, которые выросли на британских энциклопедиях, то ничего хорошего не получится.
Не пора ли в этих условиях и власть применить, спрашивали журналисты. Ирина Кузьмина согласилась:
− Задача чиновников, наверное, как раз в том и состоит, чтобы использовать ресурс во благо. Правильно или нет, но в каких-то ситуациях это надо делать. Для чего мы создали консультативный совет? Чтобы предложения были обобщены и родилась концепция. Мы должны знать, куда двигаться, должны воспитывать патриотизм, бороться за нравственность. Мы обязали пересмотреть фонды библиотек и решили очистить их от книг Улицкой и иже с ней. Потому что долгое время добрые дяди Сэмы привозили то, что развращало наших детей, выделяли деньги на издание подобных книг.
Олег Розанов полушутливо предупредил:
− Это смелое заявление. Слова об Улицкой либеральная пресса будет отслеживать.
− Пусть почитают ее книги. Я с ней не согласна, − твердо сказала Ирина Кузьмина
Юрий Поляков добавил, что его газета писала об этом много раз, но беда в том, что книжки, имеющие лишь далекое отношение к литературе, а к русской – никакого, издают и на деньги российского агентства по печати:
− Когда мы попытались получить списки тех, кто получает от агентства гранты, кого оно поддерживает, нам не дали. Думаю, было бы возмущение серьезное, если бы мы опубликовали.
Юрий Поляков покаялся в том, что настоял на том, чтобы телеканал «Культура» подготовил передачу о поэзии:
− Лучше бы они ее не делали. Нагоняют в передачу русофобствующих графоманов. Но пустите тогда и патриотов. Сейчас ведь взрыв патриотической поэзии, а наша поэзия была всегда патриотична по своему содержанию. Но посмотрите, какие книги пропагандируют. Там нет Николая Мельникова или Мельникова-Печерского. Или наша белоленточная, или западная. Хотя телевидение не частное, а государственное.
Юрии Поляков сказал, что давно мечтал побывать на Брянской земле. Съездил в музей Тютчева − одного из самых любимых его поэтов и исторических мыслителей.
Протоиерей Павел Чекалин поблагодарил Изборский клуб и актеров за творческий труд. Перед режиссером Риммой Сенчуковой, Заслуженным артистом России Михаилом Лаврушиным и актрисой Валентиной Кожевниковой была очень сложная задача – удержать зрительское внимание словом. Все прочее сценическое пространство должна была заполнить музыка, и оркестр народных инструментов Владимира Осипова поразил одухотворенным исполнением проникновенных либо мятежных − в основной канве спектакля − мелодий.
Поэму протоирей Павел назвал притчей о каждом из нас:
− И хорошо, если мы увидим и себя в ее героях. Важно увидеть любовь Отца Небесного ко всем нам, Бога, почувствовать возможность исправиться, так как Господь дает нам не только понести крест, но и помогать другим людям.
Митрополит Александр в своем приветствии назвал Николая Мельникова истинным патриотом: «По прочтении поэмы все мы чувствуем одно – боль за Отечество и глубокую действенную любовь. Ту любовь, которая созидает, как бы ни были тяжки разрушения. Любовь, дающую надежду и пробуждающую веру. Образ падшей и умирающей русской деревни – это не только сегодняшние реалии, это образ грешной души, жаждущей спасения, но погрязшей в скверне и унынии, в беспросветности бытия. Годы безбожия советского времени сравняли с землей многие храмы и монастыри, искалечили человеческие души. Главный герой поэмы Иван, пьющий и безбожный, вдруг находит Бога, и не просто абстрактно − где-то на небесах, а у себя в душе, под своей рубахой, в своем сердце. И вот эта встреча заставляет человека взять свой крест покорно, безропотно и смиренно − не по принуждению, а из любви к Господу, претерпевшему страдания за наши грехи. И мученическая смерть Ивана, и воздвигнутый всем миром храм – это ступени вверх по той лестнице, которая ведет к спасению всей Руси, всего народа, каждого из нас. «Для молитвы неба хватит, потому что в небе Бог», − так заканчивается поэма, и эти строки не могут не найти отклика в сердце человека».
Юрий Поляков сказал, что во время сценического действа невольно вспомнил слова Александра Твардовского: «Вот стихи, а все понятно, Все на русском языке…»
− К сожалению, нас пытались приучать к стихам, где ничего непонятно, не наш язык, не наши мысли и не наша вера. Очень важно, что наше слово, высокое слово духовное, овеянное нашей православной традицией, возвращается на сцену, ведет за собой. Хочется, чтобы поэма, стихи других русских поэтов сошли, шагнули со сцены областных филармоний на столичные сцены подмостки, на экраны нашего телевидения, где так не хватает высокого слова.
Олег Розанов сказал после спектакля о великой миссии Российского государства:
− Она заключается в том, что Россия всегда пытается воздвигнуть храм небесный на земле, храм справедливости. И на этом пути на нашу страну обрушиваются тяжелые невзгоды, потому что черные силы пытаются не позволить осуществить волю Божью. Сегодня нашу страну пытаются стереть в очередной раз из истории. Потому поэма Мельникова, написанная в девяностые годы, сейчас еще актуальнее. Мы видим преображение человека, лишенного всего, лишенного смысла. Но он преображается, строя храм для людей, для Бога. Наша страна всегда была великой и могучей, потому что мы всю историю строили храмы. И мы выстоим и станем еще сильнее, если воздвигнем храм в душе и восстановим храмы, в годы нашего национального забвения разрушенные.
Ирина Кузьмина представила художника Игоря Сушенка, кисти которого принадлежит портрет Николая Мельникова:
− Я слушала и думала, что все в жизни не случайно. А что Мельников сам хотел сказать нам? Может быть, то же самое: давайте будем строить храмы. Но в его родном селе многие годы стоит не построенный храм. Пять венцов − как укор всем нам.
Но первый долг уже отдали – на спектакле жертвовали средства и на собор Свенского монастыря, и на храм в селе Лысые. Валентина, сестра Николая Мельникова, поблагодарила всех за то, что спектакль возродили:
− Низкий поклон всем. Мы приехали с младшей сестрой. Мы плакали, мы общались с братом, а не слушали. Наша семья была очень дружной. Если бы сейчас так воспитывали детей, если бы были такие семьи, в России не случилось бы ни разрухи, ни ненависти, ни зависти. Восемь лет идет строительство храма в нашем селе, и я, как Иван Росток, по рублю собираю пожертвования. Мне сказали как-то: «Тебе не стыдно?» Я сказала: «Нет». И никогда не было стыдно. Когда брат приезжал, мы садились вместе и пели втроем…
И Валентина затянула:
Ой да ты калинушка, размалинушка,
Ой да ты не стой не стой на горе крутой…
Сестра присоединилась. Сильный голос худеньких женщин поразил всех, став заключительной сценой удивительной встречи.
Фото: «Брянские новости»
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle