6 января 2015, Вторник, 20:20
Столица подсказала Брянску способ снижения цены проезда в маршрутках
Брянские власти отменили повышение стоимости проезда в маршрутках, однако попали в затруднительное положение, так как перевозчики, уже почти вкусившие 18-рублевого тарифа, от своего не отступятся. Один из выходов подсказали власти Москвы. Они намерены не просто умерить аппетиты маршрутчиков, но и снизить стоимость проезда на треть.
Речь идет о новой модели управления транспортом. В маршрутках Москвы пассажиры платят сейчас 35 рублей, тогда как в общественном транспорте − на 40 процентов дешевле. Из этого и исходят власти. Еще в конце октября мэр Москвы Сергей Собянин подписал постановление о транспортном обслуживании населения. Суть проста – уравнять государственные и коммерческие перевозки. Маршрутчики обязаны будут обслуживать пассажиров по тому же тарифу, который установлен для государственного транспорта. Кроме того, обязательны единые проездные билеты и соблюдение расписания. Даже льготники смогут воспользоваться своими правами в коммерческих автобусах.
Мэр Москвы опирается на законы, которыми могут и должны воспользоваться брянские власти. В управлении госрегулирования тарифов Брянской области «Брянским новостям» сообщили, что, соглашаясь с ценой проезда в 18 рублей, якобы заботились о тех перевозчиках, которые работают не «невыгодных» маршрутах. Чиновники утверждают, что эти трудяги едва сводят концы с концами. Но внятных расчетов управление не представило, а то обстоятельство, что на «невыгодных» маршрутах все же работают, заставляет усомниться в ничтожной прибыльности дела.
Кроме того, логика сотрудников управления ущербна. Глава области Александр Богомаз привел пример того, как поступили с муниципальными предприятиями Красногорского района. Чтобы спасти убыточные, их объединили с прибыльными. В итоге все живы, даже баня работает, хотя ее убытки велики. Тот же способ следует применить и в маршрутных перевозках. Понятно, что в пору махновщины, которая десять лет царила в области и позволяла делить жирные куски по бандитским правилам, самые выгодные маршруты оттяпали люди, так или иначе связанные с властью. Даже при 14-рублевом тарифе с одной маршрутки они получают в день по 3 – 5 тысяч рублей, при этом водители находятся на самопрокорме. Для таких дельцов власти должны ввести обременение в виде дотаций на те маршруты, которые считаются невыгодными, но нужны пассажирам. В этом случае повышать тариф не понадобится еще несколько лет, а возможно, как и в Москве, его удастся еще и снизить.
Понятно, что такое решение потребует не только твердости, но и экономического анализа. Для высчитывания действительной себестоимости перевозок и их прибыльности власти должны применить самый верный и точный способ – сутки напролет подсчитывать доходы и число пассажиров, которые перевозят маршрутки. Никакой сложности это не представляет: либо в салон сажают контролера, либо отправляют в рейс по разным маршрутам специальный автобус городской или областной власти. За несколько недель можно будет получить точную информацию о действительных доходах тех, кто сегодня горько плачется об убытках и требует повышения тарифов. Понятно, что чиновникам управления госрегулирования тарифов и их коллегам из городской администрации придется попотеть, но должны же они когда-нибудь оправдать существование своих служб. Одно дело теоретизировать об убытках и невыгодных маршрутах, опираясь на сомнительные расчеты, другое – показать действительную работу.
Понятно, что у Брянска пока нет такой же возможности, как у Москвы, развить городской транспорт до такой степени, чтобы он составил конкуренцию коммерческому и позволил уравнять тарифы, но сейчас никто не запрещает использовать другие рычаги. Вполне законные. Власти обязаны изучить перевозки, а не гадать на кофейной гуще, как это делал в интервью областному телеканалу заместитель губернатора Михаил Кобозев. В конце года он заявил, что цену проезда придется повышать в феврале, и даже предположил, что она может составить 16 рублей. Если Михаил Кобозев хочет своими гаданиями составить конкуренцию полпинским цыганкам, тогда он должен перейти в другую категорию – предсказателей. Если же называет себя экономистом, то обязан представить расчеты, подкрепленные практическим тщательным исследованием. А заодно доказать, что ни сам, ни его родственники не владеют маршрутками.
Фото: «Брянские новости»
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle