26 мая 2014, Понедельник, 15:47
«РИРЦ» сделал ЖКХ прозрачнее для брянцев
Если вы периодически вынимаете из почтового ящика аккуратные, интуитивно понятные и совершенно не перегруженные информацией квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг, то они наверняка от «РИРЦ». Крупнейшему игроку платежного рынка – «Региональному информационно-расчетному центру» Брянской области исполнилось 15 лет. О том, чего удалось достигнуть за минувшие годы, и к чему еще предстоит прийти, в интервью генерального директора предприятия Юлии Титовой.
– Юлия Владимировна, сокращенное название вашей компании – звучная и яркая аббревиатура из четырех букв «РИРЦ» за 15 лет существования «Регионального информационно-расчетного центра» Брянской области узнается уже многими. Однако в чем все-таки основная суть вашей деятельности?
– «РИРЦ» – это компания, которая обеспечивает устойчивое, но главное понятное всем взаимодействие между жильцами, управляющими и ресурсоснабжающими организациями. Мы существуем для того, чтобы людям было проще контактировать со структурами, преимущественно из сферы жилищно-коммунального комплекса, работа которых ему порой непонятна.
Мы, как самый крупный платежный агент на территории Брянской области, обслуживаем около 90 процентов жилого фонда не только в Брянске, но и по всей Брянской области. Работаем с 350 управляющими и ресурсоснабжающими организациями более чем в 100 муниципальных образованиях региона. Для удобства населения и управляющих организаций на территории области, практически во всех райцентрах открыты 12 производственных участков. Большинство управляющих организаций, которые мы обслуживаем, при взаимодействии с нами предпочитают вести расчеты с ресурсоснабжающим организациям напрямую, что является гарантией оплаты поставленного ресурса.
Таким образом, «РИРЦ» Брянской области выступает системообразующим элементом, помогающим корректно выстроить взаимоотношения между исполнителями коммунальных услуг – управляющими организациями и поставщиками коммунальных ресурсов.
В 2011 году силами коллектива РИРЦ была разработана электронная версия паспортно-учетной работы. Сегодня жителям Бежицкого, Фокинского или Володарского районов Брянска требуется менее минуты, чтобы получить выписку, например, из поквартирной карточки.
Сегодня «РИРЦ» Брянской области считается одним из лучших расчетных центров не только в ЦФО, но и в России. Мы является членом и одним из основателей всероссийского некоммерческого партнерства «Национальный жилищный конгресс», который является флагманом и инициатором многих законодательных норм в сфере ЖКХ. И, безусловно, мы всегда в тренде жилищного и коммунального законодательств.
– Как удалось всего этого добиться?
– Наши люди подчас не любят вникать в ряд вопросов, в частности, что касается, ЖКХ – они им кажутся сложными и непонятными. Жильцы привыкли видеть сумму в квитанции и оплачивать, не вдаваясь в детали. Мы же предоставляем им в платежке необходимую «выжимку» по цифрам и промежуточным показателям. Какие услуги предоставлены, и сколько нужно за них заплатить. С другой стороны, этой информации для неспециалиста вполне достаточно.
Кроме того, до сих пор остается непростой общая ситуация с самоидентификацией граждан в качестве собственников общедомового имущества в многоквартирных домах. И этот процесс мы пытаемся упростить, помогая людям ориентироваться в дебрях жилищного законодательства. Для того чтобы в них разобраться, нужно проработать или вращаться в жилищной сфере не один год. Так, мы одни из первых в ЦФО внедрили новую – информативную и понятную – форму квитанции, рекомендованную Минрегионразвития. Взаимодействие с населением, оказание консультационной помощи ему – одно из важнейших направлений нашей деятельности.
– 27 мая «РИРЦ» отмечает 15-летие. Сегодня это успешно развивающаяся и огромная не только по региональным меркам компания. С чего все начиналось?
– Мы ведем свою историю с 1999 года, когда 27 мая постановлением Администрации Брянской области № 239 была создана единая система начисления, сбора и обработки платежей населения региона за жилье, коммунальные и прочие услуги. Тогда мы назывались ГУП «РКЦ ЖКХ» и обслуживали, конечно же, далеко не то огромное число клиентов, как теперь: начинали с города Сельцо.
В течение 15 лет на базе «Расчётно-кассового центра жилищно-коммунального хозяйства создавался мощный вычислительный центр, подбирались профессиональные кадры, способные быстро и верно решать зачастую непростые задачи в областей бухгалтерского учета, автоматизации отчетности и обработки коммунальных платежей.
За годы деятельности предприятию удалось создать межотраслевую, эффективную программно-техническую среду, позволяющую решать информационные задачи любой сложности комплексно и профессионально, обеспечивая устойчивое поступление платежей населения, проживающего в муниципальном, частном и ведомственном жилищном фондах. Это стало большим вкладом в копилку эффективности нашей работы.
– В чем вообще была необходимость создания единой системы начисления, сбора и обработки платежей населения региона за жилье, коммунальные и прочие услуги?
– В Брянской области 27 районов, где, кроме райцентров, есть еще отдельные города и поселки. Они располагаются на значительном расстоянии друг от друга, поэтому создание подобной системы, с использованием единого платежного документа, имело большое значение.
До того начисление и сбор коммунальных платежей в регионе происходили бессистемно и бесконтрольно, следствием чего являлся низкий процент сбора платежей: в отдельных районах он был менее 80 процентов. Также наблюдался рост задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства поставщикам коммунальных и топливно-энергетических ресурсов. Сегодня объем сбора платежей населения за жилищно-коммунальные услуги составляет более 98 процентов. Позитивная динамика налицо.
– Для чего было создавать собственный, наверняка дорогостоящий программно-вычислительный продукт? Неужели большинство цифр нельзя сложить-вычесть с помощью калькулятора или относительно несложных компьютерных программ, позволяющих работать даже с большими базами данных?
– Решать задачи, которые ставит перед нами сегодня жилищное законодательство, с помощью простой вычислительной техники или неспециальных программ абсолютно невозможно. Поэтому уже в начале 2000-х стало абсолютно понятно, что рано или поздно придется переходить на более усовершенствованные системы программно-технического обеспечения. Вопрос стоял лишь в том, будет это собственная, региональная система или уже готовая, которую можно купить на стороне. Остановились на первом варианте: готовые программные продукты не всегда позволяют подстраиваться под местную специфику и постоянно меняющееся законодательство.
На сегодняшний день мы остаемся одним из немногих российских регионов, где продолжается работа над усовершенствованием программного продукта, запатентованного именно за регионом. Он называется «Автоматизированный комплекс по обработке информации в сфере ЖКХ» и работает в режиме реального времени с применением биллинговых технологий, накапливая в своей базе данных фактически бесценную информацию о жилом фонде. Что позволяет вести учет его состояния, получать информацию о движении денежных средств. Причем данные для построения отчетов могут быть извлечены за любой период времени и по любому основанию. Данная методика работы за многие годы доказала свою состоятельность.
– Так использование регионального программного продукта дешевле?
− Безусловно. Обслуживание одного лицевого счета стоит десятки рублей. А у нас их около 430 тысяч – это только физические лица. Так вот, если учесть, что мы пользуемся собственным программным продуктом, то нам не нужно платить за его постоянные обновления, использование чужой интеллектуальной собственности. Это немалые траты, которые были бы наверняка включены управляющими организациями в квитанции, и в итоге переложены на плечи жильцов.
− А к чему вообще все эти квитанции? Тоже ведь большой расход. В Ульяновске, например, давно уже отказались от бумажных счетов. Приходишь в кассу, называешь свою фамилию, и через несколько секунд тебе предъявляют электронный счет к оплате.
– Это вопрос социальной привычки. А еще нам доверяют. Если человек видит в почтовом ящике квитанцию от «РИРЦ», он понимает, что эта квитанция «правильная», и по этому документу можно и нужно оплатить.
В Ульяновске действительно население не пользуется квитанциями, у нас, боюсь, от них пока рано отказываться полностью. При этом мы предлагаем оплачивать все услуги онлайн, посредством сети Интернет – для этого достаточно зайти на наш сайт и в разделе «Оплата услуг» зайти в подраздел «Оплата банковской картой». Там все предельно понятно – не требуется никаких специальных знаний и навыков: система сама все подскажет.
Впрочем, пока категория лиц, которые бы стремились оплачивать услуги онлайн, не очень велика. Даже среди самой активной части населения – в возрасте до 30 лет. Наверное, потому, что многих в силу привычки вполне устраивает, что бабушка, тетя или мама отстоят, пусть и небольшую, но все же очередь в кассу и все оплатят, в том числе, и за них тоже. Тем не менее, мы хотим быть идти в ногу со временем, поэтому предлагаем населения разные способы оплаты.
− Часто можно слышать упрек в ваш адрес, что «РИРЦ» – частная компания, то есть работает на себя.
–Мы – компания со 100 процентным государственным участием. Что является гарантом нашей надежности.
Мы не гонимся за сверхприбылью, поэтому можем предложить управляющим организациям разумный баланс цены и качества – вот наше преимущество перед другими.
Также мы постоянно работаем над снижением стоимости собственных услуг, в том числе за счет включения в нашу единую счет-квитанцию полного перечня жилищно-коммунальных и прочих услуг.
– Прочих – это каких?
– Например, мы заключили договор с Управлением ЗАГС Брянской области: у нас есть услуга оплаты пошлины за регистрацию брака. Принимаем также платежи для управления имущественных отношений, штрафы за нарушение ПДД, родительскую плату за детские сады, школы искусств. Это не те платежи, на которых можно заработать, но мы понимаем, что подчас человеку требуется оплатить все в одном месте: мобильный телефон, штрафы и пени, аренду земельного участка, да и мало ли что еще…
Контрагенты понимают, что если перед ними стоит задача квалифицированно, недорого и качественно собрать деньги за свои услуги, то лучше чем «РИРЦ», это, пожалуй, никто больше не сделает. Поэтому даже телекоммуникационные операторы, такие как «Дом.Ру», «Вымпелком», имеющие собственную федеральную абонентскую сеть, заключили с нами договор на обслуживание.
Мы, наверное, самый серьезный игрок на областном рынке по приему платежей. При всем при том мы себя не рекламируем, к нам приходят сами, будучи наслышаны о высоком уровне оказываемых нами услуг.
– Нередки ситуации, когда оплачиваешь в банке штраф, а тебя чуть позже останавливает инспектор ГИБДД, и грозит административным арестом за его неоплату. Иначе говоря, какова у вас скорость прохождения платежей?
– Зачисление средств в оплату мобильной связи происходит в срок, менее минуты. Ежедневно идет оплата в пользу ГИБДД…
− Тем не менее, что дальше? Пятнадцать лет – внушительный возраст для любой компании, но все равно это только начало жизненного пути.
– Мне бы хотелось, чтобы те люди, которые здесь работают, продолжали работать и дальше. И мы не растеряли то, что есть, но сохранили и, конечно же, преумножили накопленный опыт, наработки, деловые связи и знания.
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle