23 мая 2014, Пятница, 19:41
Уроженец брянского Стародуба стал головой украинского села на границе
Украинское село Октябрьское стоит на самой границе – за огородами уже Стародубский район Брянской области. Говорят в Октябрьском, конечно, на русском, как и большинство наследников Киевской Руси. Председателем − головой украинского села стал стародубский уроженец Александр Купрейченко. О том, как живет приграничье незалежной, рассказала газета «Черниговщина».
В соседней Ломаковке − российская пенсия, что в несколько раз больше. Однако Россия, как новая родина, местных не интересует. По крайней мере, по словам сельского головы.
Молодой человек, одетый в забрызганые краской штаны и обут в галоши, с кистью в руках улучшает стены сельсовета. На вопрос «Где председатель?» он отвечает просто: «Это я». С тех пор, как Октябрьский сельсовет возглавил 27-летний Александр Купрейченко, прошел почти год.
Если дураки и плохие дороги − признак территории России, то, двигаясь на север от города Семеновки, чувствуешь себя в России по крайней мере наполовину. Местные жители накатали полем несколько грунтовок. Потому что на «официальном» пути больше ям, чем остатков асфальта.
− Никто из высоких должностных лиц к нам не ездит, − объясняют местные свое видение причины такого состояния дороги. − Никому мы не нужны.
Пункт пропуска через границу − в соседней Николаевке, потому и дорога там лучше. Видимо, чтобы не сразу шокировать иностранцев украинской действительностью. Октябрьское же − «захолустье» Украины, а своих, пожалуй, баловать дорогами не стоит?
О том, что от Октябрьского до задворков северного соседа всего несколько метров, первыми сообщают мобильные операторы: «Приветствуем Вас в России» (именно так, на украинском). Украинскую мобильную связь в украинском Октябрьском приходится искать на пригорках, верхушках деревьев и т.д. А русская − есть в любой точке села. Почти у каждого местного жителя по две sim-карты.
Кроме связи, не в каждом доме есть и российское телевидение. Здесь его отключить невозможно: «Первый канал», «Россия-1» и т.п. в селе «ловят» обычной антенной. Поэтому крестьяне ежедневно смотрят и русскую, и украинскую «версию новостей». Возможно, поэтому местные адекватно ведут себя с незнакомцами. Не спрашивают: кто, откуда, зачем фотографируешь…
С началом русско-украинского конфликта международные семейные посиделки стали большой, но от того еще более желанной, редкостью.
Чтобы дождаться дорогих гостей из России, следует сперва в Семеновке подать запрос и предоставить подробную информацию о лицах, которых хочешь принять. Райцентр пересылает данные в Чернигов, где вроде бы тщательно изучают данные и позволяют пропуск. А пока эти письма ходят − проходят праздники, на которые хотели приехать родственники.
А Россия украинцев впускает, как раньше. Однако какая-то мудрая голова отменила единственный местный и одновременно международный маршрут «Семеновка − Климово». Поэтому, чтобы посетить родственников в России, следует… крутить педали.
Работают крестьяне в местном сельхозпредприятии «Янжулівка» (кстати, это историческое название села) и в фермерском хозяйстве «Самойленко».
Платят немного. Впрочем, как говорят крестьянки, на самогон мужчинам хватает (15 грн. за пол-литра). Кроме денег, в «колхозе» можно получить бесплатное свидание с бугаем для своей коровки. «Парня» для своих кормилиц крестьяне приобретают вместе.
Местные хозяйства работают под самой колючей проволокой границы. Поэтому именно местные трактористы и комбайнеры могут первыми встретить танки русских братьев. Которые, с подачи российской пропаганды, считают наших хлеборобов минимум «двоюродными».
− Никогда не видел голову совета, который бы выполнял работу маляра без присмотра телекамер или фотографов! − поражаюсь увиденному.
− Порядок в селе следует наводить. Работаю и я, и другие крестьяне, которых мы поощряем, − ответил Саша. − Сельсовет заключает договор с районным центром занятости и безработные селяне могут что-то подзаработать. Могли бы и больше, но финансируются такие работы из расчета 50% через центр занятости, а 50% − сельским советом. В прошлом году на общественные работы мы выделили со своей стороны 4000 гривен и получили еще столько же на работы по благоустройству с марта до октября.
− Вы местный?
− Как Вам сказать… 26 последних лет из своих 27 я проживаю в Октябрьском. Родился я в российском городе Стародубе. Но, когда мне исполнился год, родители развелись и мать переехала жить сюда.
− Какое у Вас образование, и служили в армии?
− Я закончил черниговское ПТУ №18, где учат столяров и плотников. В армии служил в Кировограде, в воздушно-десантных войсках.
− С какими проблемами сталкивался сельский голова за этот год?
− Во-первых, очень много бумажной волокиты. Мы только и делаем, что с утра до вечера выдаем какие-то документы, справки. А бумагу должны покупать за собственные средства…Это все необходимо упростить. Во-вторых − казначейство. В середине прошлого года мы купили краску, а деньги за нее казначейство перечислило только недавно. Хочет ли кто-то из продавцов после такого с нами дело иметь? Все осталось по-старому, хотя якобы в стране поменялась власть. Недоволен я ею: помощи селу почти никакой, банку краски ждешь, как Божьего дара. Пришлось пообщаться с председателем облсовета Николаем Зверевым во время его визита в Семеновский район. К сожалению, лишь несколько минут мне выделили. И я, как мог, рассказал о наших проблемах и потребностях.
Господин Зверев обещал помочь, в частности, деньгами на благоустройство.
− Александр, как удобнее добираться до Вашего села: вездеходом или лучше танком?
− Это болезненный вопрос − дороги! Уже давно пытаемся его решить. Писали письма и нардепу Рыбакову, что от нашего округа.
После этого получили письма и от облуправления Укравтодора, и от тогдашнего губернатора Хоменко. Нам объясняли, что для ремонта дороги сначала включить ее в список Укравтодора как первоочередную. А на ремонт необходимо более 29 миллионов. И это − на 10 километров дороги!? В конце прошлого года мне сообщили: дорога в список включена. Однако с началом событий в Крыму это дело заглохло на неопределенный срок.
− А как в Октябрьском отзываются события на юге и востоке страны? Ваш сельсовет не захватывают? Крестьяне федерализации не требуют?
− Как жили, так и живем. Планируем создать сельские дружины, чтобы по двое патрулировать территорию. В придачу к пограничникам, которые ежедневно посещают село. Ни одного сепаратиста видеть в Октябрьском не приходилось, за референдум никто не агитировал, никто ничего не захватывал и ни к чему не принуждал. Магазин, правда, несколько месяцев назад сгорел, но никак с событиями в стране это не связано. Жаль, что в том здании находился и бывший детский сад, который мы планировали восстановить. Что же, как-то выкрутимся.
− Есть для кого восстанавливать?
− Демографическую ситуацию на селе планируем улучшать. В этом году у нас должно быть трое новорожденных против одного в прошлом году. В ближайшее время и сам планирую приступить к улучшению сельской демографии. Годы уже подошли.
− Как отдыхает сельская молодежь?
− Ни в одном селе района нет такого клуба, как у нас. Во-первых, мы его подремонтировали и покрасили. Во-вторых, два года сельский совет копил деньги и купил отличную аппаратуру: колонки, микрофоны со стойками, плазменный телевизор, караоке. На все без исключения большие праздники у нас замечательные концерты с песнями и танцами. Пишем сценарии, разыгрываем спектакли и т.д. Сначала мы, правда, крышу планировали отремонтировать, но необходимых для этого 20 тысяч гривен нам не собрать. А на аппаратуру десять тысяч накопить удалось. Кроме этого, село у нас очень спортивное. Завтра мы едем в Чернигов на спартакиаду среди работников органов местного самоуправления. Идем именно мы, потому что в прошлом году из 13 команд района наша была самой лучшей. Удачно мы выступаем и в спартакиаде среди населенных пунктов, где принимают участие обычные крестьяне.
− На чем может заработать сельский совет?
− В основном предоставлением в аренду сельских земель. Основными клиентами являются наш колхоз «Янжулівка», ФГ «Самойленко» и представители соседнего села Николаевка, которые арендуют у нас 107 гектаров.
− Поделитесь опытом: как такому молодому стать сельским головой?
− Выбрали меня в прошлом году, когда мне было 26. Ситуация была такая: местный председатель колхоза не очень честно работал, а потому крестьяне его «попросили». А на вакантную должность пригласили моего предшественника. Тоже, кстати, очень молодого. На внеочередных выборах я получил большую поддержку крестьян, чем другие пятеро кандидатов.
Фото: «Черниговщина»
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle