1 мая 2014, Четверг, 12:19
Вспомним Победителей поименно: Саутченкова Мария Егоровна
Продолжаем публиковать материалы, посвященные воинам, боровшимся за Великую Победу.
Святая – так хочется сказать об этой удивительной женщине – Марии Саутченковой. Она не была на фронте, не держала в руках оружие, но благодаря ее подвигу выжила целая семья. О няне своей матери рассказала Евгения Смирнова.
Эта история началась в далеком 1928 году в селе Малый Узень Саратовской области. В семье Смирновых уже было четверо детей. При родах умерла моя бабушка, мама моей мамы. У вдовца на руках остались пятеро детей, один из которых был новорожденным. Соседи посоветовали отцу большого семейства, моему деду, взять в няньки девочку-сироту.
В то время Марусе было 14 лет, росла она сиротой и была трудолюбива и покладиста. Деду ничего не оставалось, как прислушаться к соседским советам. Мой дед, отец большой семьи, был столяр-краснодеревщик. На заработки ездил по соседним селам и редко бывал дома. Взяв Марусю в дом, он наказал ей смотреть за детьми, а она еще и с хозяйством справлялась!
Так и жила семья Смирновых до 1933 года, года великого голода. В Саратовскую область, как и во многие советские города и села, пришел голодомор. Мой дед решился на переезд в Среднюю Азию. По слухам, там жилось полегче, и многие бежали туда от голода. Обосновались в городе Чарджоу. Дед стал работать, а няня Маруся растила детишек. Но в 1940 году пришла еще одна беда − от почечной недостаточности умер отец семьи Смирновых. Няня Маруся осталась с детьми одна. На далекой чужбине с чужими детишками в свои молодые годы − Марусе исполнилось тогда 26 лет − она не растерялась. И все бы ничего, но в 1941 году грянула Великая Отечественная.
Война тогда ворвалась в жизнь каждой женщины, как самая страшная беда. На фронт уходили любимые: отцы, мужья, сыновья, братья. Няня Маруся переживала и плакала, в ее семье был один взрослый человек − самый старший из воспитанных ею детей, Александр. Тогда ему уже было двадцать четыре года.
Со своими дядьками (братьями отца) Николаем и Василием перед мобилизацией они пришли к няне Марусе:
− Отдавай малышей в приют, куда ты с ними в военное лихолетье?
Однако молодая женщина отвечала, что выходила ребятишек с пеленок, привязалась к ним как к родным и никуда их отдавать не собирается. Обещала пережить военное лихолетье. А Смирновых просила беречь на фронте себя. Ушли мужчины защищать свою страну, свои семьи.
Прошел год войны, исполнилось по 18 лет Марии и Анне, старшим воспитанницам Маруси. Записались они тайком от няни на курсы радисток. А через шесть месяцев объявили:
− Мы на фронт идем!
Няня Маруся опять в слезы. Дети, которых она не рожала, были ей дороже всего на свете!
Ушли ее девочки-радистки на фронт, и осталась она с малолетними приемными дочерью и сыном дожидаться с фронта своих троих из рода Смирновых.
Не думала тогда Маруся о выгодах, не искала легких путей. Детям она всегда была как родная мать, но бумагами свои чувства и ответственность не подтверждала. Потому и продовольственных карточек на ребятишек не получила. Работала в Чарджоу в училище на должности кастелянши, и чтобы хоть как-то накормить детей, ходила раз в неделю в соседний госпиталь сдавать кровь, получала там паек, тем и жили.
В госпитале познакомилась Маруся с бойцом Гавриилом Саутченковым. Не смутили девушку последствия ранения солдата − ампутация ступней. А фронтовик принял Марусиных приемных детей как своих. Подружились, влюбились и поженились. Стали жить большой семьей.
Дождалась Маруся с фронта своих троих воспитанников. Александр был танкистом, вернулся с войны обгоревшим и совершенно слепым. Девочки-радистки встретили Победу и вернулись с войны к своей няне. Правда Мария из-за ранения не смогла иметь детей, а вот Анна родила семерых!
Вскоре няня Маруся сама стала мамой, родила двух ребятишек − Свету и Володю. Война закончилась, и тоска стала разъедать душу. Запечалился глава семьи. Деревня Теребушки, что на Брянщине, снилась и звала на родину. Подумали-подумали, да и поехали. Мама моя к тому времени уже замуж вышла. Жили отдельно в городе Чарджоу с мужем и маленьким сынишкой. Да вот только без няни своей так плохо было ей, что плакала каждый день. Согласился мой отец, поехали на Брянщину, после войны кругом руки рабочие были нужны.
И опять семья стала собираться вокруг няни Маруси. Вслед за мамой приехала и ее сестра Анна − с мужем и с тремя ребятишками. Всем места хватало в доме няни Маруси, да теперь и няней-то ее уже давно никто не называл. Кроме как мама, мамочка, никаких других слов не слышала она от своих ребятишек. Проработала моя бабушка всю жизнь свою до выхода на пенсию в цехе, где валяли валенки. А дед служил в охране на железнодорожной станции.
Не сломила война молоденькую Марусю. Сама выжила и дала возможность прорасти корням многочисленных Смирновых − детям и внукам тех ребятишек, которых не бросила в трудные годы войны. Перечислю их.
Александр Смирнов – сын и трое внуков.
Мария Смирнова – после ранения детей иметь не могла.
Анна Смирнова – 7 детей и уже более 20 внуков. Сколько правнуков, не смогла сосчитать.
Валентина Смирнова – 3 детей, 6 внуков и 8 правнуков.
Виктор Смирнов – 2 детей, 4 внуков. Сколько правнуков − не знаю.
Светлана Саутченкова − 1 ребенок, 1 внучка, 4 правнука.
Владимир Саутченков – 1 ребенок, 1 внук, 2 правнука.
Вот такая бабушка моя была, Мария Егоровна, самая добрая и любимая бабушка на свете. К сожалению, не знаю ее девичью фамилию. Сама она не любила и никогда не разговаривала с нами о том, как спасала детей в лихолетье. Все что я рассказала, я знаю со слов моей мамы − Валентины Константиновны Смирновой (Гедройц).
Евгения Смирнова
Свои рассказы о воинах Победы присылайте на электронный адрес редакции: [email protected]
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle