23 января 2014, Четверг, 14:17
Брянцы будут платить на отдаленный ремонт 5,5 рубля за квадратный метр
За капитальный ремонт дома жителям Брянской области, как и всем другим россиянам, придется платить. Независимо от того, будет у вас ремонт или только его обещания. О том, что ждать рядовому гражданину (толстые не в счет, они все быстрее переселяются в особняки), газете «Ваше дело» поведала Светлана Калинина, о которой «Брянские новости» рассказывали в нескольких публикациях.
Новый, 2014 год принес и новую систему проведения капитальных ремонтов многоквартирных жилых домов. Теперь эта строка в квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг не будет казаться какой-то странной и «ненужной»: все равно, мол, ничего не делается. Отныне она обязательна для исполнения, то есть к оплате, причем для всех проживающих в доме: будь то собственники приватизированных квартиры или наниматели муниципального жилья. И вне зависимости от того, есть вообще нужда «капиталить» общую собственность или можно еще погодить, надеясь на то, что дом, переиначив одну пословицу, – «не яма и простоит прямо».
Между тем оплата капитального ремонта из карманов жильцов – не ново. Еще в 2005 году с принятием поправок в Жилищный кодекс РФ было решено, что обязанность по капремонту лежит на собственниках и владельцах помещений. Но граждане, как всегда, в силу общего и хронического нежелания вникать в суть и разного рода детали, на все по привычке «забили». Но больше так делать не получится. Иначе «забьют» на нас с вами и наши дома, и в итоге выйдет себе же дороже. Соответствующие предпосылки уже есть. Об этом и многом другом в интервью руководителя центра общественного контроля в ЖКХ Брянской области Светланы Калининой.
– Итак, в Брянской области уже принят региональный «Закон об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», а 30 декабря было выпущено необходимое постановление областного Правительства, наконец создан региональный фонд капитального ремонта, который и будет в значительной мере аккумулировать взносы на этот самый капитальный ремонт. Все правильно, ничего не забыл?
– На бумаге все гладко, но уже в течение полугода я пытаюсь найти хоть сколько-нибудь заинтересованных лиц в реализации данного закона, и тех, кто за это ответственен. Как оказалось, у нас в регионе таковых нет – никто не заинтересован из ответственных лиц. Если кто и заинтересован на 99 процентов, то это собственники жилых помещений. Но они по большей части не в курсе происходящего. Им никто ничего не объясняет, да и сами люди не особенно-то интересуются, стремятся вникнуть в процесс.
Не все и управляющие компании заинтересованы исполнять новый закон, хотя именно они будут продолжать взаимодействовать в этом вопросе с населением. Возможно потому, что мы предлагаем заключить им единый договор на обслуживание многоквартирных жилых домов, где подробно прописаны все их обязанности и гарантии для жильцов: на что, когда и как можно тратить накапливаемые денежные средства. Но в основном, с нами не хотят сотрудничать те, кто имеет нехорошее прошлое, отвратительно работает с населением и ресурсоснабжающими организациями, и вдобавок у них есть конфликтные ситуации. Те, кто беспринципно пришел в этот бизнес, и продолжают так его вести. Их договора на обслуживание умещаются порой на одном листе формата А4.
– Но закон принят, и, наверное, не совсем все-таки правильным будет говорить, что ничего не делается, что все прикидываются страусами – сунули голову в песок, и ладно…
– Да, закон принят, вышло постановление, но он до сих пор не опубликован. И после новогодних праздников мне пришлось бить об этом во все колокола, потому как у людей, жильцов каждого многоквартирного дома, есть всего два месяца – до 1 марта этого года, на принятие решения о том, как им начать формировать средства своего фонда на проведение капитального ремонта. Ведь если соответствующее решение не будет принято – жильцам не дадут возможности завести специальный счет, на котором будут накапливаться денежные средства на будущий капитальный ремонт, то тогда их деньги по умолчанию вольются в так называемый «общий котел». С 1 мая нам уже начнут выставлять отдельные платежки на капитальный ремонт, в июне мы их получим.
Но людей нельзя обманывать. Людям нужно дать возможность выбора. Для этого им нужно все рассказать, донести до них детали. Однако кроме нашей организации это никому не нужно. Молчит и руководитель регионального фонда капитального ремонта — бывший мэр Брянска с очень неоднозначной репутацией Сергей Смирнов, который должен был ответить на все вопросы. Он фактически бездействует. Протоколы голосования фондом не разработаны, разъяснительные листовки тоже.
В районных администрациях ересь до людей тоже доносят – что нельзя открывать специальные счета, если только у вас нет ТСЖ. Но это скорее от незнания и нежелания работающих там специалистов открыть закон.
Молчит и бездействует ГЖИ – Государственная жилищная инспекция. Почему? Не знаю. Ее руководителю господину Касину я задала этот же вопрос. Он бурно отреагировал. Но ответ одинаков: никому ничего не надо.
– Но подождите, чем так плох «общий котел»? Денег-то там явно будет немало – на все виды ремонтных работ, пожалуй, хватит.
– Поясню. Например, есть три условных дома – А, В и С, жители которых намеренно выбрали или им навязали по умолчанию этот самый «общий котел». Они передают деньги региональному оператору, который копит средства на одном и том же счете, не разделяя, где деньги жильцов А, а где – В и С. Как только одному из трех домов, предположим, дому А требуется капремонт, сумма берется с общего счета, таким образом, жители домов В и С платят за соседей. При этом нельзя исключать ситуации, что состояние этих двух домов на момент проведения капремонта в доме А будет ничуть не лучше. Но деньги уже потрачены, и им придется снова ждать.
– Теперь понятно. Выходит, эта схема ничем не отличается от того, что творят управляющие компании: деньги активно собираются, но куда они уходят, только их директорам и ведомо. Второй дорожный фонд, только уже не только для автомобилистов – для всех?
– Почему второй? Там еще хлеще будет! Только теперь в массовом масштабе и заведовать этим будет другая организация, которая почти не станет иметь взаимоотношений с собственниками. За них все сделают муниципалитеты. От собственников будет только адрес списываться – откуда деньги поступают. И согласие на ремонтные работы муниципалитеты за них тоже сами определят. Люди опять окажутся не при чем. Ситуация доходит до маразма: пишем одни законы – хорошие и правильные, а на деле делаем совсем другое.
До 88 миллионов рублей в год будет приход денег от жителей Брянской области на проведение капитальных ремонтов. Плюс проценты по вкладам. Но мы выяснили, что региональный фонд уже намерен брать кредиты на проведение работ – до их начала: на накопление первоначальных средств законом отводится восемь месяцев. Однако я не хочу, чтобы депозиты шли на обслуживание кредитов, а не на ремонты.
– Зачем это делается?
– Согласно оценке, основывавшейся на состоянии жилого фонда, в регионе необходимо было устанавливать годовой тариф на капитальный ремонт из расчета 11 рублей 80 копеек за каждый квадратный метр жилья. Но приняли 5,50. То есть меньше половины. Мало на что будет хватать этих денег. Но мы привыкли быть впереди планеты всей, какой бы ценой это ни давалось. Поэтому и работы решили начать проводить загодя. Для этого и берутся кредиты. Но чем это обернется?
На следующий год будем отдавать проценты, потом опять будем брать кредиты. Но мы не знаем, сколько еще будут платить люди! Все ли они будут платить…
Кроме того, и сами дома должны быть отремонтированы правильно. Но программа по их капитальному ремонту составлена фондом очень бездарно и похабно: на девять ближайших лет запланированы только одни ремонты кровель. И никаких других работ! Это если все будет ремонтироваться на деньги из «общего котла». Хотя есть дома, где нужно немедленно менять инженерные коммуникации и сгоревшую электропроводку.
Но с сентября месяца, когда начал работать фонд – региональный оператор, не была опрошена ни одна управляющая компания. Хотя именно они обслуживают дома, знают их состояние. Фонд Смирнова составил свою программу только на основании данных, которые предоставили муниципалитеты. И никаких возражений там не принимают, коррективы вносить не хотят. Они там как попка-дурак: одну и ту же пластинку крутят на всех совещаниях – все хорошо, все замечательно.
Поэтому я и настаиваю на том, чтобы людей уведомили о возможности завести на каждый дом спецсчет. В него региональный оператор даже руку не сунет.
– Но с этими счетами наверняка опять все сложно – обычному человеку не осилить?
– Это только на первый взгляд так кажется. Если в доме уже есть ТСЖ или ЖСК, то они просто заводят еще один специальный счет в банке, заключают договор с фондом. Вся ответственность в этом случае лежит только на жильцах. Хотя тратить деньги вольно им тоже никто не даст: во-первых, «наличку» никто получать не будет, во-вторых, деньги за выполненные работы будут перечислены подрядной организации только после подписи акта выполненных работ председателем ТСЖ, разрешения фонда и положительного заключения с нашей стороны. Наши специалисты будут оценивать правильность составления смет и качество выполненных работ. Кроме того, все решения должны будут отображаться в соответствующих протоколах, подписанных 3-5 уполномоченными и ответственными лицами. Ведь одного человека, простите, всегда можно «купить».
Все будет решаться комиссионно. Плюс наша задача научить председателей ТСЖ и членов домовых Советов, как правильно заполнять протоколы.
– Простите, но это, по-моему, нереально: проверить каждую смету и протокол. Как вы планируете справляться?
– Это только кажется, что сложно. Но протоколы, акты и сметы не в один день сдаются. Правда меня вынуждают, чтобы я все бросила. Моя кандидатура не устраивает ответственных лиц. Губернатор обещал поддержку, но с прошлого лета ничего не сдвинулось. Но я не брошу – я давала слово президенту. Да, это слово не кормит, но я привыкла, не первый год в этом во всем. Мне очень много помогает людей, которые также работают на общественных началах: не все деньгами меряется. Я хочу, чтобы моим детям жилось получше, чем нам. Думаю, вы хотели бы того же.
Надеюсь, что губернатор повернется к нам лицом. В этот раз мне уже даже командировку в Москву от области оплатят.
– А если нет в доме ТСЖ?
– Для таких домов законом предусмотрен другой способ сбора средств на проведение капитальных ремонтов. Необходимо лишь провести общее собрание жильцов – нужно для этого немного: оторваться соседям от диванов. Причем собрание можно провести и в заочной форме, когда инициативная группа жильцов, или Совет дома, пройдется в течение одного вечера по квартирам и соберет необходимое количество подписей в пользу данного решения. Достаточно получить 50 процентов голосов собственников плюс один.
Спецсчет в этом случае заведет региональный фонд – жильцам не нужно будет этим заниматься. Но претендовать на собранные деньги, повторюсь, он уже не сможет. Все достанется конкретному дому. Фонд будет только контролировать проводимые работы.
Помочь провести собрания могут управляющие компании, так как им продолжать заниматься обслуживанием домов, но они не заинтересованы, как я уже сказала выше.
– А сами жильцы вряд ли осилят… Настаиваю на этом – был уже такой опыт.
– Надо пробовать. Совет дома, который уже стал обязательным с 2012 года, вы можете собрать хоть в числе пяти человек. В него может войти даже наниматель: даже если просто снимаете жилье длительное время. Никто не ставит ограничения.
За 10 дней нужно в свободной форме уведомить соседей, что будет собрание. Это можно делать на досках объявлений. Главное, зафиксировать этот факт: например, фотографировать объявление. Затем с Реестром голосования пройти по квартирам – голосование в этом случае будет вынесено на заочную форму.
– Сколько в региональном фонде капитального ремонта работает человек, насколько сильно раздут его штат? Слышал, что они занимают уже два этажа в хорошем здании в самом центре Брянска.
– Не знаю, насколько раздут штат, но 40 человек уже трудятся.
– Вы особо не скрываете, что недовольны Смирновым. Кроме того, что он играет в молчанку, какие еще у вас к нему претензии?
– Фондом капитального ремонта должны управлять те, кто знаком с его работой. А он запорол уже две программы: по капитальному ремонту – дома в Брянске не входили в нее несколько лет и по переселению из ветхого фонда. Если он один раз что-то провалил, то наверняка сделает это еще раз.
– Деньги, которые мы платили многие годы управляющим компаниям в счет проведения капитального и текущего ремонта – что с ними?
– Все деньги уже ушли. Можете о них забыть. Либо востребовать их через суд. Но шансов мало.
– Весело. Получается, на них нагрели руки?
– Да, и очень хорошо нагрели.
– В Клинцах уже есть, как минимум два дома, жильцы которых – члены ТСЖ – отказываются платить в счет будущих работ в рамках капитального ремонта. Может, и правильно?
– Они неправильно поступают. Им просто правильно не разъяснили ситуацию. «Капиталить» дома придется все равно нам. Они тем самым не желают ничего делать для своего же дома, и подставляют свое же ТСЖ.
Андрей Ковалев
Полезные выдержки из Закона № 40 Брянской области «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (Принят Брянской областной Думой 30.05.2013 года):
– Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении четырех календарных месяцев, когда была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом;
– Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом;
– Если до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были выполнены отдельные услуги и (или) работы по капитальному ремонту общего имущества, а их оплата была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора, повторное выполнение этих работ не требуется;
– Минимальный размер взноса устанавливается Правительством Брянской области на трехлетний период реализации региональной программы капитального ремонта с разбивкой по годам. Минимальный размер взноса, установленный на второй и третий год указанного трехлетнего периода, подлежит индексации исходя из уровня инфляции;
– Доходы от передачи в пользование объектов общего имущества в многоквартирном доме, средства товарищества собственников жилья, в том числе доходы от хозяйственной деятельности товарищества собственников жилья, могут направляться по решению собственников помещений, уставом товарищества собственников жилья на формирование фонда капитального ремонта в счет уплаты взносов на капитальный ремонт;
– Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора;
– Объем средств, которые региональный оператор ежегодно вправе израсходовать на финансирование региональной программы капитального ремонта определяется как доля от объема взносов на капитальный ремонт, поступивших региональному оператору за предшествующий год. Указанная доля равна не менее 80 процентам и не более 95 процентам. При расчете объема взносов, поступивших на счет, счета регионального оператора, на капитальный ремонт за предшествующий год не учитываются средства, полученные из иных источников, бюджета Брянской области и (или) местных бюджетов;
– В первый год реализации региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов региональный оператор вправе направить на ее финансирование не более 50 процентов от объема взносов, планируемых к поступлению на счет, счета регионального оператора в первый год реализации региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов;
– Убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, вытекающих из договоров, заключенных с такими собственниками в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом, подлежат возмещению в размере внесенных взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством;
– Брянская область несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах.
Редакция «Брянских новостей» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии на сайте «Брянские новости» публикуются без премодерации.
Комментарии для сайта Cackle